Неживая природа отрицание отрицания

§ 3. Закон отрицания отрицания

Данный закон утверждает, что в процессе развития каждая последую­ щая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой — отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени и в новом качестве некоторые свойства и качества ступени, подвергшейся отрицанию ранее. Иными словами, в любом развитии (регрессивном или прогрессивном) на любом уровне 1 ГегельТ.В.Ф. Энциклопедия философских наук.Т. 1. Наука логики. М., 1974. С. 139. Этот термин более точен, чем абстрактное понятие «направленность развития».

Ясно, что развитие направлено и чаще всего прогрессивно, но закон отрицания отри­ цания вскрывает как раз общую конфигурацию и ритм любого развития.

Глава 5. Диалектика бытия: развитие и законы диалектики. 151 бытия всегда диалектически сочетаются моменты разрушения старой системы и моменты преемственности, т.е. сохранения свойств старой системы в рамках вновь возникшей при обогащении их новым, пусть и самым минимальным, качеством. Закон отрицания отрицания фиксирует очень важную сторону раз­ вития — обязательное наличие в нем элементов поступательности и одновременно цикличности, обратимости и необратимости. Любая система 1 в своем нынешнем и развитом состоянии несет в себе черты своего прошлого, которые модифицируются в рамках новой целост­ ности, но при этом могут сохранять и определенную автономность в виде соответствующих свойств, частей и элементов новой системы. К примеру, в организме человека существуют и неорганические соединения, и растительные, и животные клетки. В современном об­ ществе можно встретить черты самых архаических укладов жизни. На острове Борнео и в джунглях Амазонки племена до сих пор живут на уровне каменного века. В современной культуре сохраняются ценно­ сти и верования, уходящие корнями в глубокую древность. Без такого сохранения и воспроизводства этапов и черт своей истории не может эффективно функционировать и обновляться новая целостность. Совсем не случайно онтогенез особи повторяет некоторые черты ее филогенеза, ибо эффективность и своеобразная рациональность ранних этапов онтогенеза проверены длительным действием естест­ венного отбора и высоко адаптивны. В обществе сохраняются вол­ шебные сказки, старые пословицы, приметы и поговорки. Они ис-, ключительно полезны для воспитания подрастающего поколения и ориентации в окружающем мире, ибо в концентрированном виде хра­ нят мудрость предшествующих поколений. Крупный теоретик всегда обращается к истории своей науки, осуществляя ее своеобразное творческое осмысление и снятие, но одновременно подпитываясь творческим богатством ее идей и логических ходов мыслей. Недаром итальянский ученый-химик С. Канницаро, с именем которого связы­ вают завершение формирования атомно-молекулярной теории, пи­ сал: «Часто бывает, что ум, усваивающий новую науку, должен пройти все фазы, которые прошла наука в своем историческом развитии» 2 . Не случайно, что в методологическом плане закон отрицания отри­ цания трансформируется в важнейший диалектический принцип един­ ства логического и исторического. Этот принцип подхода к предмету утверждает, что система в своем развитом состоянии несет черты своей

Читайте также:  Берегите природу мероприятие класс

Чем выше уровень ее организации, тем более явственен этот процесс. Цит. по: ДжуаМ. История химии, М, 1978. С. 212.

152 Раздел I. Онтология

истории и вне обращения к этой последней не может быть системати­ чески и целостно понята. Вместе с тем именно в развитом состоянии предмета, в логике его функционирования следует искать ключ к раци­ ональной реконструкции его истории и одновременно к истории его познания. Реализация этого требования настоятельно необходима, когда предметом нашего исследования становятся сложноорганизованные и развивающиеся системы в живой природе, обществе и сфере духа. В частности, именно здесь кроется разгадка того, что лучшие ис­ тории философии пишутся крупными мыслителями вроде Гегеля и Кассирера, а теоретические исследования в философии невозможны без обращения к ключевым историческим ходам философской мысли. Учитывая все вышеизложенное, вполне справедливо рассматри­ вать закон отрицания отрицания как «закон диалектического синте­ за^. Его действие обеспечивает, с одной стороны, качественное пре­ образование систем и возникновение новых предметов и явлений, а с другой — сохраняет их генетическую связь с предшествующими явле­ ниями и предметами. Применительно к различным сферам действительности закон от­ рицания отрицания необходимо корректировать. В наиболее явном и всестороннем виде он действует в сфере общественных явлений и об­ ласти духовной жизни. Здесь наиболее явную форму имеет преемст­ венность с периодическим возвращением к чертам прошлых этапов развития, с периодическим структурным воспроизводством когда-то уже бывших типов социальных связей, способов жизнедеятельности и картин мира. Будучи подвергнуты отрицанию и забвению, какие-то общественные структуры и институты, традиции и идеи реанимируют­ ся в новом историческом контексте, обретают новую жизнь и плоть. Наша страна последнего времени — самый наглядный тому пример. Гонимые при советской власти частная собственность, предпринима­ тельство и церковь (первое отрицание) приобрели после крушения СССР (второе отрицание) центральное положение. Соответственно, произошла реабилитация (отрицание отрицания) того, что критикова­ лось при советской власти: успехи царской России в международной политике и экономике, решении национального вопроса и т.д. Существует, по-видимому, и определенная историческая циклич­ ность, когда воспроизводятся типовые конфликтные политические ситуации и дилеммы выбора грядущих путей развития, призываю­ щие под исторические знамена определенные типажи и воспроизво­ дящие сходные структуры действий. Так, историки отмечают, что си-

Читайте также:  Горные районы природные условия

Глава 5. Диалектика бытия: развитие и законы диалектики. 153 туация периода распада Советского Союза конца 80-х — начала 90-х гг. удивительно сходна с ситуацией первой половины XTV в., когда вражда князей и забвение национальных интересов привели почти к полному распаду Руси, неслыханному шкурничеству и предательству власть предержащими социальных низов. Ситуация 1991 г. в России поразительно напоминает ситуацию после февраля 1917 г. с удиви­ тельным совпадением действовавших тогда и теперь главных полити­ ческих типажей. Если обратиться к духовной культуре и науке, то и здесь широко из­ вестен феномен возвращения к идеям и концепциям, казалось бы дав­ но и прочно забытым. Так, античный атомизм был воскрешен наукой Нового времени, греческие художественные и философские идеалы воспроизвелись в эпоху Возрождения вплоть до буквальных и созна­ тельных попыток реконструкции прошлого, когда Лоренцо Медичи отождествляет себя с Периклом в рамках Флорентийской платонов­ ской академии, а, скажем, Микеланджело отводится роль нового Фи­ дия. Впрочем, такую циклическую повторяемость не следует абсолюти­ зировать и тем более социально мифологизировать, ибо буквального возвращения к старому никогда не происходит. Прав Гераклит, что в од­ ну и ту же социальную и культурную реку нельзя войти дважды. Менее очевидна подобная воспроизводимость прошлого по прин­ ципу отрицания отрицания на уровне живой и неживой природы. Это даже дало основание ряду исследователей заявить, что закон от­ рицания отрицания действует только в сфере духа и социума. Дума­ ется, что это излишний радикализм. В качестве типичного контрпри­ мера, кроме повторения этапов и черт филогенеза в онтогенезе, можно указать на возвращение к чертам предковых форм при попа­ дании вида или организма в новую среду, требующую соответствую­ щих реакций. В живой природе многообразны и циклические, и спиральные процессы, правда, без жесткой триадичности гегелевского типа по принципу «тезис—антитезис—синтез». На уровне неорганической природы мы можем также наблюдать многочисленные колебательные и циклические процессы, лишь на первый взгляд производящие впе­ чатление полной обратимости. Кроме того, на уровне физических форм часты явления полного и необратимого распада систем, начи­ ная с атомов и кончая целыми звездными системами. Однако, как по­ казывают современные синергетические исследования, полной обра­ тимости нет нигде, как нет и полного перехода вещей и явлений в состояние полного небытия без всякого влияния на окружающие процессы. Так, каждая новая реакция ядерного распада хоть чем-то,

Читайте также:  Какими природными богатствами известен наш регион
154 Раздел I, Онтология

но отличается от предыдущей; ни одна планета в Солнечной системе не повторяет полностью свою прежнюю траекторию движения. Сле­ довательно, и в этом случае Гегель остается прав со своей диалектикой бесконечного отрицания отрицания, ибо все эти процессы проходят в рамках глобального единства и развития вечной Природы и Космоса, « где распад любой материальной системы или смерть живой есть пред­ посылка появления новых систем и новых качественных состояний более общей системы, в состав которой они ранее входили. Кроме того, преобладание повторяемых, обратимых циклических процессов на низлежащих слоях бытия — это необходимое условие преобладания поступательных изменений на слоях более высоких, ибо первые представляют собой несущие основания вторых, в чем была совершенно права русская софиология. Так, например, неживая материя 1 усложняется до определенной границы, до возникновения из нее нового качества в виде живых организмов. Биологические ви­ ды, в свою очередь, необратимо и относительно быстро качественно эволюционируют, пока на вершине эволюции не появляется человек. Сам человек, как биологическое существо, первоначально растворен­ ное в природных циклах и зависимостях, переходит на иную стадию своего развития в качестве социального и духовного существа по мере укрепления общественных связей и дифференциации его культурной жизни. При этом биология человека остается достаточно стабильной, а если и подлежит в будущем эволюционному преображению, только в том случае, если этого потребует его изменяющееся культурно-ком­ муникативное бытие. И в завершение нашего краткого анализа закона отрицания отри­ цания выведем из него ряд практических следствий, весьма важных для рациональной общественной и политической жизни человека. Прежде всего констатируем: в общественной практике и политике порочен всякий радикализм, всякий грубый разрыв с традицией и всякое огульное отрицание предыдущих ступеней. История нашей страны полна подобными примерами. Согласно закону отрицания от­ рицания, чем радикальнее отрицание сегодня, тем больше шансов, что завтра столь же радикальному отрицанию будет подвергнута и по­ зиция нынешних разрушителей. И понятно почему: всякий нигилизм односторонен и тенденциозен, ему не свойственно видеть в объекте отрицания никаких положительных сторон. Но, значит, последующее поколение захочет восстановить попранную историческую справед-

1 Если только в Космосе, как говорил В.И. Вернадский, можно найти чистое кос­ ное вещество без всяких сопутствующих признаков жизни.

Источник

Оцените статью