Конспект и презентация по природоведению «Неживая природа. Разнообразие поверхности Земли (рельеф)»
Урок поможет расширить представления учащихся о поверхности Земли, формировать образы разнообразия поверхности.
Описание разработки
Формировать знания учащихся о разнообразии поверхности.
Расширить представления учащихся о поверхности Земли.
Формирование образов разнообразия поверхности.
Развитие образного мышления.
Словарная работа: рельеф, равнина, гора, овраг.
Организационный момент.
б) пальчиковая гимнастика, упражнение на внимание
1. Подумайте, чем Городские дома отличаются друг от друга.
2. Расскажите о своём Доме.
З. Что расположено рядом с вашим домом?
4. Чем сельский дом отличается от городского?
Физминутка. «Ветер»
За калитку вышел, (Руки вверх и махи руками вправо — влево. )
Постучал в окошко, (Постучать кулачками по парте. )
Пробежал по крыше, (Перебирать пальчиками по парте. )
Воробьев знакомых (Постучать кулачками по парте. )
Молодые крылья, (Перебирать пальчиками по парте. )
Вперемешку с пылью. (Руки согнуты в локтях, махи руками в стороны. )
Неровности земной поверхности называются рельефом.
Неровности могут быть мелкими и крупными. Большие территории с незначительными изменениями высот называются равнинами. Наша страна расположена на нескольких равнинах. Восточно — Европейская равнина — одна из самых больших равнин на Земле (рис. 58). Её поверхность не совсем ровная: здесь встречается много холмов и оврагов. Большая часть равнины покрыта лесами, здесь много рек и озёр.
Западно — Сибирская низменность — тоже равнина. Она имеет более ровную поверхность и вся покрыта болотами. На её территории также встречаются и небольшие возвышенности.
При таянии снега потоки воды размывают поверхность равнин, и на ней образуются небольшие углубления — овраги. (рис. 50):
Овраги наносят большой вред сельскому хозяйству. Они ухудшают качество плодородных земель, разрушают почву. Корни деревьев укрепляют почву, не дают ей размываться.
На равнинах есть холмы (рис. 60). Основание холма называется подошвой, а самую высокую часть — вершиной: Поверхность между подошвой и вершиной называют склоном (рис. 61).
На Земле есть места, где поверхность словно устремляется в вверх на сотни и даже тысячи метров – это горы.
Между Чёрным и Каспийским морями на юге России находятся Кавказские горы. Практически в центре нашей страны расположены Уральские горы (рис. 62, 63). На поверхности земли встречаются очень глубокие и большие по площади углубления которые заполнены водой моря и океаны. Все они заполнены водой. Подошва Рис. 61.
Самая высокая вершина нашей страны — гора Эльбрус. Она расположена на Кавказе. Высота Эльбруса более 5 км. Это потухший вулкан, у него две вершины, покрытые вечными снегами и льдами. Тая, они питают водой множество больших и малых рек. Самые крупные из них Кубань и Терек. Самое глубокое в мире озеро находится на территории нашей страны. Это озеро Байкал, оно окружено горами. В него впадает 336 рек, а вытекает одна река — Ангара. Дно океанов тоже неровное. Здесь также встречаются равнины и горы. Вершины некоторых гор возвышаются над поверхностью морей и океанов. Они образуют цепочки островов.
Весь материал – смотрите архив.
-82%
Источник
Живая и неживая природа, ее объекты
Оглянитесь вокруг. Как красиво! Ласковое солнышко, голубое небо, прозрачный воздух. Природа украшает наш мир, делает его радостнее. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое природа?
Природа – это всё, что нас окружает, но при этом НЕ создано руками человека: леса и луга, солнце и облака, дождь и ветер, реки и озёра, горы и равнины, птицы, рыбы, звери, даже сам человек относится к природе.
Природа делится на живую и неживую.
Живая природа: животные (в том числе звери, птицы, рыбы, даже черви и микробы), растения, грибы, человек.
Неживая природа: солнце, космические объекты, песок, почва, камни, ветер, вода.
Признаки живой природы:
Все объекты живой природы:
— растут,
— питаются,
— дышат,
— дают потомство,
а еще они рождаются и умирают.
В неживой природе все наоборот. Её объекты не способны расти, питаться, дышать и давать потомство. Тела неживой природы не умирают, а разрушаются или переходят в другое состояние (пример: лед тает и становится жидкостью).
Как отличить, к какой природе относится тот или иной объект?
Частью какой природы является подсолнух? Подсолнух рождается — из семечка проклевывается росточек. Росток растёт. Корни достают из земли питательные вещества, а листья из воздуха берут углекислый газ — подсолнух питается. Растение дышит, поглощая из воздуха кислород. Подсолнух дает семена (семечки) — значит он размножается. Осенью он засыхает — умирает. Вывод: подсолнух — часть живой природы.
Человек рождается, растет, ест, дышит, заводит детей, умирает, значит нас тоже можно смело отнести к живой природе. Человек — часть природы.
Луна, Солнце, родник, камни не растут, не питаются, не дышат, не дают потомство, значит это тела неживой природы.
Снеговик, дом, машины сделаны руками человека и не относятся к природе.
Но существуют и тела неживой природы, которые обладают отдельными признаками живых организмов.
Например, кристаллы рождаются, растут, разрушаются (умирают).
Река рождается из таяния ледника, растет, когда в нее впадают мелкие речки, она умирает, впадая в море.
Айсберг рождается, растет, движется, умирает (тает в теплых морях).
Вулкан рождается, растет, умирает с прекращением извержений.
Но все они НЕ питаются, НЕ дышат и НЕ дают потомство.
Если сломать кусочек мела пополам, получится 2 кусочка мела. Мел остался мелом. Мел — предмет неживой природы. Если сломать деревце или разделить на части бабочку, они погибнут, потому что дерево и бабочка — предметы живой природы.
В начальной школе возникают трудности в определении принадлежности предмета не только к живой и неживой природе, но и к природе вообще. Сможете ли вы правильно выполнить задание?
Найдите группу, в которой все предметы относятся к неживой природе:
а) солнце, вода, земля, камни.
б) луна, воздух, луноход, звёзды.
в) лёд, земля, вода, корабль.
Правильный ответ а). Луноход и корабль не относятся к неживой природе, они не относятся ни к какой природе, потому что созданы руками человека.
Связь живой и неживой природы
Несомненно, живая и неживая природа связаны между собой. Давай убедимся вместе.
Например, СОЛНЦЕ: без тепла и солнечного света не смогут жить ни человек, ни растения, ни птицы, ни даже рыбы.
Продолжаем убеждаться дальше. ВОДА: без неё погибнет всё живое. Ни человек, ни животные не могут жить без воды, растения тоже засохнут и погибнут.
Продолжаем. ВОЗДУХ. Все живое дышит. И никто не может без него жить.
И, наконец, ПИЩА. Человек питается разными предметами живой природы: растениями, грибами и продуктами, которые он получает от животных.
С другой стороны, живые организмы тоже неизменно влияют на объекты неживой природы. Так, микроорганизмы, рыбы и животные, обитающие в воде, поддерживают ее химический состав; растения, умирая и сгнивая, насыщают почву микроэлементами.
На основании наших с вами наблюдений мы делаем вывод, что вся наша жизнь тесно связана с природой.
Человек многому учится у природы и даже создает предметы, похожие на природные объекты. К примеру, наблюдая за стрекозой, человек создал вертолет, а птицы вдохновили на создание самолета. В каждом доме есть искусственное солнышко — это лампа.
Заключение
Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа имеет две формы: живая природа и неживая природа. Живая и неживая природа тесно связаны между собой, потому что всё живое дышит воздухом, всё живое пьёт воду, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения. Природа — наш дом. Человек должен беречь и охранять его, разумно использовать природные богатства.
Источник