Неживая природа почва рельеф

Конспект и презентация по природоведению «Неживая природа. Разнообразие поверхности Земли (рельеф)»

Урок поможет расширить представления учащихся о поверхности Земли, формировать образы разнообразия поверхности.

Описание разработки

Формировать знания учащихся о разнообразии поверхности.

Расширить представления учащихся о поверхности Земли.

Формирование образов разнообразия поверхности.

Развитие образного мышления.

Словарная работа: рельеф, равнина, гора, овраг.

Организационный момент.

б) пальчиковая гимнастика, упражнение на внимание

1. Подумайте, чем Городские дома отличаются друг от друга.

2. Расскажите о своём Доме.

З. Что расположено рядом с вашим домом?

4. Чем сельский дом отличается от городского?

Физминутка. «Ветер»

За калитку вышел, (Руки вверх и махи руками вправо — влево. )

Постучал в окошко, (Постучать кулачками по парте. )

Пробежал по крыше, (Перебирать пальчиками по парте. )

Воробьев знакомых (Постучать кулачками по парте. )

Молодые крылья, (Перебирать пальчиками по парте. )

Вперемешку с пылью. (Руки согнуты в локтях, махи руками в стороны. )

презентация по природоведению Неживая природа. Разнообразие поверхности Земли (рельеф)

Неровности земной поверхности называются рельефом.

Неровности могут быть мелкими и крупными. Большие территории с незначительными изменениями высот называются равнинами. Наша страна расположена на нескольких равнинах. Восточно — Европейская равнина — одна из самых больших равнин на Земле (рис. 58). Её поверхность не совсем ровная: здесь встречается много холмов и оврагов. Большая часть равнины покрыта лесами, здесь много рек и озёр.

Западно — Сибирская низменность — тоже равнина. Она имеет более ровную поверхность и вся покрыта болотами. На её территории также встречаются и небольшие возвышенности.

При таянии снега потоки воды размывают поверхность равнин, и на ней образуются небольшие углубления — овраги. (рис. 50):

Овраги наносят большой вред сельскому хозяйству. Они ухудшают качество плодородных земель, разрушают почву. Корни деревьев укрепляют почву, не дают ей размываться.

Читайте также:  Значение химии изучении природы

На равнинах есть холмы (рис. 60). Основание холма называется подошвой, а самую высокую часть — вершиной: Поверхность между подошвой и вершиной называют склоном (рис. 61).

На Земле есть места, где поверхность словно устремляется в вверх на сотни и даже тысячи метров – это горы.

Между Чёрным и Каспийским морями на юге России находятся Кавказские горы. Практически в центре нашей страны расположены Уральские горы (рис. 62, 63). На поверхности земли встречаются очень глубокие и большие по площади углубления которые заполнены водой моря и океаны. Все они заполнены водой. Подошва Рис. 61.

Самая высокая вершина нашей страны — гора Эльбрус. Она расположена на Кавказе. Высота Эльбруса более 5 км. Это потухший вулкан, у него две вершины, покрытые вечными снегами и льдами. Тая, они питают водой множество больших и малых рек. Самые крупные из них Кубань и Терек. Самое глубокое в мире озеро находится на территории нашей страны. Это озеро Байкал, оно окружено горами. В него впадает 336 рек, а вытекает одна река — Ангара. Дно океанов тоже неровное. Здесь также встречаются равнины и горы. Вершины некоторых гор возвышаются над поверхностью морей и океанов. Они образуют цепочки островов.

Весь материал – смотрите архив.

-82%

Источник

Живая и неживая природа, ее объекты

Оглянитесь вокруг. Как красиво! Ласковое солнышко, голубое небо, прозрачный воздух. Природа украшает наш мир, делает его радостнее. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое природа?

Природа – это всё, что нас окружает, но при этом НЕ создано руками человека: леса и луга, солнце и облака, дождь и ветер, реки и озёра, горы и равнины, птицы, рыбы, звери, даже сам человек относится к природе.

Природа делится на живую и неживую.

Живая природа: животные (в том числе звери, птицы, рыбы, даже черви и микробы), растения, грибы, человек.

Неживая природа: солнце, космические объекты, песок, почва, камни, ветер, вода.

Читайте также:  Значение хемосинтез в природе

Признаки живой природы:

Все объекты живой природы:

— растут,
— питаются,
— дышат,
— дают потомство,
а еще они рождаются и умирают.

В неживой природе все наоборот. Её объекты не способны расти, питаться, дышать и давать потомство. Тела неживой природы не умирают, а разрушаются или переходят в другое состояние (пример: лед тает и становится жидкостью).

Как отличить, к какой природе относится тот или иной объект?

Частью какой природы является подсолнух? Подсолнух рождается — из семечка проклевывается росточек. Росток растёт. Корни достают из земли питательные вещества, а листья из воздуха берут углекислый газ — подсолнух питается. Растение дышит, поглощая из воздуха кислород. Подсолнух дает семена (семечки) — значит он размножается. Осенью он засыхает — умирает. Вывод: подсолнух — часть живой природы.

Человек рождается, растет, ест, дышит, заводит детей, умирает, значит нас тоже можно смело отнести к живой природе. Человек — часть природы.

Луна, Солнце, родник, камни не растут, не питаются, не дышат, не дают потомство, значит это тела неживой природы.

Снеговик, дом, машины сделаны руками человека и не относятся к природе.

Но существуют и тела неживой природы, которые обладают отдельными признаками живых организмов.

Например, кристаллы рождаются, растут, разрушаются (умирают).
Река рождается из таяния ледника, растет, когда в нее впадают мелкие речки, она умирает, впадая в море.
Айсберг рождается, растет, движется, умирает (тает в теплых морях).
Вулкан рождается, растет, умирает с прекращением извержений.

Но все они НЕ питаются, НЕ дышат и НЕ дают потомство.

Если сломать кусочек мела пополам, получится 2 кусочка мела. Мел остался мелом. Мел — предмет неживой природы. Если сломать деревце или разделить на части бабочку, они погибнут, потому что дерево и бабочка — предметы живой природы.

В начальной школе возникают трудности в определении принадлежности предмета не только к живой и неживой природе, но и к природе вообще. Сможете ли вы правильно выполнить задание?

Читайте также:  Девиз отряда защитники природы

Найдите группу, в которой все предметы относятся к неживой природе:

а) солнце, вода, земля, камни.
б) луна, воздух, луноход, звёзды.
в) лёд, земля, вода, корабль.

Правильный ответ а). Луноход и корабль не относятся к неживой природе, они не относятся ни к какой природе, потому что созданы руками человека.

Связь живой и неживой природы

Несомненно, живая и неживая природа связаны между собой. Давай убедимся вместе.

Например, СОЛНЦЕ: без тепла и солнечного света не смогут жить ни человек, ни растения, ни птицы, ни даже рыбы.

Продолжаем убеждаться дальше. ВОДА: без неё погибнет всё живое. Ни человек, ни животные не могут жить без воды, растения тоже засохнут и погибнут.

Продолжаем. ВОЗДУХ. Все живое дышит. И никто не может без него жить.

И, наконец, ПИЩА. Человек питается разными предметами живой природы: растениями, грибами и продуктами, которые он получает от животных.

С другой стороны, живые организмы тоже неизменно влияют на объекты неживой природы. Так, микроорганизмы, рыбы и животные, обитающие в воде, поддерживают ее химический состав; растения, умирая и сгнивая, насыщают почву микроэлементами.

На основании наших с вами наблюдений мы делаем вывод, что вся наша жизнь тесно связана с природой.

Человек многому учится у природы и даже создает предметы, похожие на природные объекты. К примеру, наблюдая за стрекозой, человек создал вертолет, а птицы вдохновили на создание самолета. В каждом доме есть искусственное солнышко — это лампа.

Заключение

Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа имеет две формы: живая природа и неживая природа. Живая и неживая природа тесно связаны между собой, потому что всё живое дышит воздухом, всё живое пьёт воду, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения. Природа — наш дом. Человек должен беречь и охранять его, разумно использовать природные богатства.

Источник

Оцените статью