Схемы цепей питания, характерных для лесного сообщества
Лес представляет собой целую систему, в которой в тесной взаимосвязи друг с другом существует живая и неживая природа. Все живые обитатели леса: животные, растения, грибы и бактерии образуют вместе природное лесное сообщество.
Узнать о взаимоотношения живых организмов внутри лесного сообщества помогут пищевые цепочки. В пищевой цепочке каждый живой организм чем-то или кем-то питается, а также является пищей для кого-то.
Пищевая цепочка состоит из групп живых организмов.
1 группа – растения, бактерии
2 группа – растительноядные животные
Хищники бывают слабыми и более сильными. Сильные хищники, питаются более слабыми, которые входят в 3 группу.
Поэтому к 4 группе относятся сильные хищники
Флора и фауна лесов определяется климатом и почвой, поэтому для составления пищевых цепочек, характерных для лесного сообщества, обязательно стоит вспомнить типы лесов.
Хвойные леса занимают самую обширную часть суши. В тайге растут вечнозелёные хвойные растения: ели, пихты, сосны, а также лиственницы, сбрасывающие на зиму хвою. Животные мир тайги не изобилует многообразием видов, типичные представители: бурый медведь, лось, благородный олень, куница, бурундук, белка, кедровка, глухарь, рысь.
кедровые орехи -> белка -> лесная куница -> рысь
Хвойные леса кормят своих обитателей. Семенами шишек питаются грызуны, птицы, иногда и хищники. Семена кедровой сосны излюбленная пища белок, бурундуков, полёвок, кедровок. Враг грызунов – куница. Это небольшой, но очень ловкий и быстрый хищник – родственник ласки. Куницы становятся пищей для более крупных хищников, например, рыси.
кора ели –> заяц –> волк
В тайге зайцам приходится туго, сочной и мягкой еды мало, поэтому питаются они корой хвойных, молодыми побегами, а также семенами.
Волки могут охотиться как в одиночку, например, на зайца, так и на более крупных животных, объединяясь в стаи.
кора хвойных -> благородный олень –> волк
хвоя –> глухарь -> лиса –> бурый медведь
Хвоей в тайге питаются глухари. На эту птицу часто нападают некрупные хищники, в том числе и лисы. Бурый медведь ест как растительную пищу, так и животную. Охотится на грызунов, птиц и более мелких хищников. Медведь развивает скорость до 50 км/ч, поэтому с легкостью может догнать лисицу.
Южнее тайги расположены смешанные леса, которые в свою очередь граничат на юге с широколиственными. В смешанных лесах произрастают как хвойные, так и лиственные растения. Широколиственный лес представлен дубом, липой, клёном, вязом, березой, ясенем, осиной.
Благодаря смягчению климата к югу, фауна смешанных и широколиственных лесов более разнообразна, чем тайги. В этих лесах встречаются, как и в тайге, зайцы, белки, лоси и олени, волки, бурые медведи, лисы, а также характерные уже в большей степени для широколиственных лесов — кабаны, косули, иволги, зяблики, лесные жаворонки, синицы, дятлы, орлы, коршуны.
Составим пищевые цепочки, характерные для хвойных и широколиственных лесов:
орехи лещины –> белка -> лиса -> бурый медведь
В широколиственных и хвойных лесах белки питаются не семенами хвойных, а орехами лещины и семенами широколиственных деревьев. А вот врагами белки остаются всё же те волки, лисы, куницы и другие некрупные хищники.
жёлудь – кабан –> волк
Любимая пища кабанов – жёлуди. Несмотря на то, что волки уступают кабану в размере, охота в стае позволяет им без труда его одолеть.
Ещё несколько пищевых цепочек:
насекомые –> иволга –> беркут
Широлиственные леса богаты насекомыми, которые становятся пищей для большинства птиц.
Семена клёна -> лесная мышь -> хорёк -> филин
Хищные птицы, например, филин и беркут охотятся на мелких птиц, грызунов, а также куниц, хорьков и даже крупных животных, таких как лисы и детёныши оленей.
Источник
Тема урока : Связь живой и неживой природы. Цепи питания .
Цель урока : учить находить причинно – следственные связи между живой и неживой природой; познакомить с понятиями: «цепи питания», растительноядные», «всеядные», «хищные» животные; формировать природоведческую компетентность; продолжать развивать навыки наблюдательности; воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: усвоение новых знаний.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Учитель. Посмотри, мой милый друг
Уч-ся ПРИРОДА!
Учитель. Я приглашаю вас в путешествие в удивительный мир природы.
1-я остановка «РАЗМИНКА»
- На какие 2 группы можно поделить объекты природы?
- Что относится к живой природе; к неживой?
- Изменяется ли высота Солнца в разное время года?
- Что происходит с Солнцем осенью?
- Влияет ли это на продолжительность дня и температуру воздуха?
- Докажите, что животные относятся к живой природе.
- Какие особенные признаки есть у животных, которые отличают их от других живых организмов?
- Логическое упражнение «Исправь ошибку».
У некоторых насекомых есть крылья, значит , это птицы.
Страус — это зверь, ведь он не летает.
2 -я остановка «ОСЕНЬ»
(Изучение нового материала)
Учитель. Сегодня мы с вами узнаем новое о связях в природе, о том, какие изменения происходят в живой и неживой природе осенью и почему одни животные не могут существовать, если не будет других.
Учитель. Представьте, что мы с вами нашли машину времени, на которой можем вернуться в осень. И для того, чтобы завести мотор этой машины, нужно вспомнить как называются осенние месяцы. (ответ учащихся)
- Как вы понимаете высказывание «Осень красивая, осень щедрая»?
- Какие изменения происходят в живой и неживой природе осенью?
- Какая связь существует между живой и неживой природой?
- Работа с пословицами.
Учитель. Мы с вами выяснили, что осенью в природе происходят существенные изменения. Об этом есть много пословиц. Объясните значение пословиц.
Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.
В октябре только руки мерзнут, а в ноябре и ноги дубеют.
3-я остановка «СКАЗКА»
1.Сказка «Сова» ( инсценировка учащимися).
- Назовите героев сказки.
- Почему Дед побежал просить прощения у Совы? Для чего он просил ее вернуться?
- Смог бы Дед справиться со своей проблемой без Совы? Почему?
- Какие связи в природе описывает эта сказка? (Связь растений и животных)
2. Учитель. Действительно, в природе существуют тесные связи между растительным и животным миром. Их можно увидеть, если составить «цепь питания».
Цепь питания – это последовательность питания одних организмов другими.
Составление «цепи питания» на основе сказки.
КЛЕВЕР ← ШМЕЛЬ ← МЫШЬ ← СОВА.
3. Для того, чтобы составить «цепь питания» нужно правильно распределить животных на группы по способу питания. В этом нам помогут загадки.
Стройный, быстрый, Рога ветвисты, Носится весь день. Это .
ОЛЕНЬ — Пищей для меня является трава, побеги деревьев, кустарники, сено. Точно также питаются косули, лоси, дикие козы, зайцы, суслики.
Мы принадлежим к растительноядным животным (растительноядная группа).
Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый — краса! А зовут её. Ответ (лиса)
ЛИСА – Я питаюсь мышами, зайцами, птицей. Благодаря тонкому нюху и слуху к жертве подкрадываюсь неслышно. К моей группе относятся: волк, орел, гадюка. Мы – хищные животные.
Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. Ответ (Медведь)
МЕДВЕДЬ – Я настоящий хищник: большой и сильный. Но если мне попадется пчелиное дупло или куст малины – обязательно полакомлюсь. Дикий кабан, ежик и я принадлежим к всеядным животным.
Растительноядные Хищные Всеядные
Приведите примеры животных к каждой группе.
Учитель. «Цепи питания» начинаются с растений.
Грибы, орехи, капуста, калина, комар, белка, лягушка, куница, слизни, тля, жаба, божья коровка, цапля, сосна, карась дятел, жук-короед, водоросли, щука.
4 я остановка « ПРОБЛЕМКА»
Учитель. Я считаю, раз хищники поедают растительноядных животных, то хищников надо уничтожать. И тогда растительноядных животных будет больше. Я права?
Выступление экологов.
- Еще недавно люди безжалостно уничтожали хищников. Люди рассуждали так: раз хищники поедают других животных, значит, надо уничтожать хищников.
И тогда животных, на которых они охотятся будет больше. Так люди и поступали. Но потом люди заметили, что там, где хищников не осталось, растительноядных животных становится сначала больше, а потом все меньше и меньше.
им трудно догнать, одолеть. Там , где были уничтожены хищники, среди животных распространялись болезни и много животных погибало.
Хищники оказались санитарами леса.
- Ученые установили, что лисы, совы уничтожают множество грызунов, которые поедают на полях зерно. Подсчитано, что одна сова за лето спасает тонну зерна!
Хищные звери и птицы взяты под охрану. Люди должны охранять и хищных насекомых, например, стрекоз, божьих коровок. Стрекозы поедают множество комаров и мух, божьи коровки – множество тлей.
Учитель. Наше путешествие закончилось.
Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Все, что вы узнали интересного, полезного для вас запишите на осенних листочках, прочитайте и украсьте дерево.
Домашнее задание: «Солнышко добрых дел по отношению к природе» .
Источник