Неживая природа цепь питания

Схемы цепей питания, характерных для лесного сообщества

Лес представляет собой целую систему, в которой в тесной взаимосвязи друг с другом существует живая и неживая природа. Все живые обитатели леса: животные, растения, грибы и бактерии образуют вместе природное лесное сообщество.

Узнать о взаимоотношения живых организмов внутри лесного сообщества помогут пищевые цепочки. В пищевой цепочке каждый живой организм чем-то или кем-то питается, а также является пищей для кого-то.

Пищевая цепочка состоит из групп живых организмов.

1 группа – растения, бактерии

2 группа – растительноядные животные

Хищники бывают слабыми и более сильными. Сильные хищники, питаются более слабыми, которые входят в 3 группу.

Поэтому к 4 группе относятся сильные хищники

Флора и фауна лесов определяется климатом и почвой, поэтому для составления пищевых цепочек, характерных для лесного сообщества, обязательно стоит вспомнить типы лесов.

Хвойные леса занимают самую обширную часть суши. В тайге растут вечнозелёные хвойные растения: ели, пихты, сосны, а также лиственницы, сбрасывающие на зиму хвою. Животные мир тайги не изобилует многообразием видов, типичные представители: бурый медведь, лось, благородный олень, куница, бурундук, белка, кедровка, глухарь, рысь.

кедровые орехи -> белка -> лесная куница -> рысь

Хвойные леса кормят своих обитателей. Семенами шишек питаются грызуны, птицы, иногда и хищники. Семена кедровой сосны излюбленная пища белок, бурундуков, полёвок, кедровок. Враг грызунов – куница. Это небольшой, но очень ловкий и быстрый хищник – родственник ласки. Куницы становятся пищей для более крупных хищников, например, рыси.

кора ели –> заяц –> волк

В тайге зайцам приходится туго, сочной и мягкой еды мало, поэтому питаются они корой хвойных, молодыми побегами, а также семенами.

Волки могут охотиться как в одиночку, например, на зайца, так и на более крупных животных, объединяясь в стаи.

кора хвойных -> благородный олень –> волк

хвоя –> глухарь -> лиса –> бурый медведь

Хвоей в тайге питаются глухари. На эту птицу часто нападают некрупные хищники, в том числе и лисы. Бурый медведь ест как растительную пищу, так и животную. Охотится на грызунов, птиц и более мелких хищников. Медведь развивает скорость до 50 км/ч, поэтому с легкостью может догнать лисицу.

Читайте также:  Абсолют природа дух гегель

Южнее тайги расположены смешанные леса, которые в свою очередь граничат на юге с широколиственными. В смешанных лесах произрастают как хвойные, так и лиственные растения. Широколиственный лес представлен дубом, липой, клёном, вязом, березой, ясенем, осиной.

Благодаря смягчению климата к югу, фауна смешанных и широколиственных лесов более разнообразна, чем тайги. В этих лесах встречаются, как и в тайге, зайцы, белки, лоси и олени, волки, бурые медведи, лисы, а также характерные уже в большей степени для широколиственных лесов — кабаны, косули, иволги, зяблики, лесные жаворонки, синицы, дятлы, орлы, коршуны.

Составим пищевые цепочки, характерные для хвойных и широколиственных лесов:

орехи лещины –> белка -> лиса -> бурый медведь

В широколиственных и хвойных лесах белки питаются не семенами хвойных, а орехами лещины и семенами широколиственных деревьев. А вот врагами белки остаются всё же те волки, лисы, куницы и другие некрупные хищники.

жёлудь – кабан –> волк

Любимая пища кабанов – жёлуди. Несмотря на то, что волки уступают кабану в размере, охота в стае позволяет им без труда его одолеть.

Ещё несколько пищевых цепочек:

насекомые –> иволга –> беркут

Широлиственные леса богаты насекомыми, которые становятся пищей для большинства птиц.

Семена клёна -> лесная мышь -> хорёк -> филин

Хищные птицы, например, филин и беркут охотятся на мелких птиц, грызунов, а также куниц, хорьков и даже крупных животных, таких как лисы и детёныши оленей.

Источник

Тема урока : Связь живой и неживой природы. Цепи питания .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока : учить находить причинно – следственные связи между живой и неживой природой; познакомить с понятиями: «цепи питания», растительноядные», «всеядные», «хищные» животные; формировать природоведческую компетентность; продолжать развивать навыки наблюдательности; воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: усвоение новых знаний.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Учитель. Посмотри, мой милый друг

Уч-ся ПРИРОДА!

Учитель. Я приглашаю вас в путешествие в удивительный мир природы.

1-я остановка «РАЗМИНКА»

  1. На какие 2 группы можно поделить объекты природы?
  2. Что относится к живой природе; к неживой?
  3. Изменяется ли высота Солнца в разное время года?
  4. Что происходит с Солнцем осенью?
  5. Влияет ли это на продолжительность дня и температуру воздуха?
  6. Докажите, что животные относятся к живой природе.
  7. Какие особенные признаки есть у животных, которые отличают их от других живых организмов?
  8. Логическое упражнение «Исправь ошибку».
Читайте также:  Какую пользу приносит природе кукушка

У некоторых насекомых есть крылья, значит , это птицы.

Страус — это зверь, ведь он не летает.

2 -я остановка «ОСЕНЬ»

(Изучение нового материала)

Учитель. Сегодня мы с вами узнаем новое о связях в природе, о том, какие изменения происходят в живой и неживой природе осенью и почему одни животные не могут существовать, если не будет других.

Учитель. Представьте, что мы с вами нашли машину времени, на которой можем вернуться в осень. И для того, чтобы завести мотор этой машины, нужно вспомнить как называются осенние месяцы. (ответ учащихся)

  1. Как вы понимаете высказывание «Осень красивая, осень щедрая»?
  2. Какие изменения происходят в живой и неживой природе осенью?
  3. Какая связь существует между живой и неживой природой?
  4. Работа с пословицами.

Учитель. Мы с вами выяснили, что осенью в природе происходят существенные изменения. Об этом есть много пословиц. Объясните значение пословиц.

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.

В октябре только руки мерзнут, а в ноябре и ноги дубеют.

3-я остановка «СКАЗКА»

1.Сказка «Сова» ( инсценировка учащимися).

  1. Назовите героев сказки.
  2. Почему Дед побежал просить прощения у Совы? Для чего он просил ее вернуться?
  3. Смог бы Дед справиться со своей проблемой без Совы? Почему?
  4. Какие связи в природе описывает эта сказка? (Связь растений и животных)

2. Учитель. Действительно, в природе существуют тесные связи между растительным и животным миром. Их можно увидеть, если составить «цепь питания».

Цепь питания – это последовательность питания одних организмов другими.

Составление «цепи питания» на основе сказки.

КЛЕВЕР ← ШМЕЛЬ ← МЫШЬ ← СОВА.

3. Для того, чтобы составить «цепь питания» нужно правильно распределить животных на группы по способу питания. В этом нам помогут загадки.

Стройный, быстрый, Рога ветвисты, Носится весь день. Это .

ОЛЕНЬ — Пищей для меня является трава, побеги деревьев, кустарники, сено. Точно также питаются косули, лоси, дикие козы, зайцы, суслики.

Читайте также:  Выразительные глаза от природы

Мы принадлежим к растительноядным животным (растительноядная группа).

Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый — краса! А зовут её. Ответ (лиса)

ЛИСА – Я питаюсь мышами, зайцами, птицей. Благодаря тонкому нюху и слуху к жертве подкрадываюсь неслышно. К моей группе относятся: волк, орел, гадюка. Мы – хищные животные.

Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. Ответ (Медведь)

МЕДВЕДЬ – Я настоящий хищник: большой и сильный. Но если мне попадется пчелиное дупло или куст малины – обязательно полакомлюсь. Дикий кабан, ежик и я принадлежим к всеядным животным.

Растительноядные Хищные Всеядные

Приведите примеры животных к каждой группе.

Учитель. «Цепи питания» начинаются с растений.

Грибы, орехи, капуста, калина, комар, белка, лягушка, куница, слизни, тля, жаба, божья коровка, цапля, сосна, карась дятел, жук-короед, водоросли, щука.

4 я остановка « ПРОБЛЕМКА»

Учитель. Я считаю, раз хищники поедают растительноядных животных, то хищников надо уничтожать. И тогда растительноядных животных будет больше. Я права?

Выступление экологов.

  1. Еще недавно люди безжалостно уничтожали хищников. Люди рассуждали так: раз хищники поедают других животных, значит, надо уничтожать хищников.

И тогда животных, на которых они охотятся будет больше. Так люди и поступали. Но потом люди заметили, что там, где хищников не осталось, растительноядных животных становится сначала больше, а потом все меньше и меньше.

им трудно догнать, одолеть. Там , где были уничтожены хищники, среди животных распространялись болезни и много животных погибало.

Хищники оказались санитарами леса.

  1. Ученые установили, что лисы, совы уничтожают множество грызунов, которые поедают на полях зерно. Подсчитано, что одна сова за лето спасает тонну зерна!

Хищные звери и птицы взяты под охрану. Люди должны охранять и хищных насекомых, например, стрекоз, божьих коровок. Стрекозы поедают множество комаров и мух, божьи коровки – множество тлей.

Учитель. Наше путешествие закончилось.

Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Все, что вы узнали интересного, полезного для вас запишите на осенних листочках, прочитайте и украсьте дерево.

Домашнее задание: «Солнышко добрых дел по отношению к природе» .

Источник

Оцените статью