Нод птицы наши друзья

НОД «Птицы – наши друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру

Уточнение и расширение представлений детей о птицах. Умение детей находить признаки сходства и различия внешнего вида птиц.

Скачать:

Предварительный просмотр:

НОД в средней группе по экологии на тему:

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о птицах. Умение детей находить признаки сходства и различия внешнего вида птиц.

Задачи: формировать представления детей о разнообразии птиц, знания об общих признаках внешнего вида птиц (клюв, крылья, перьевой покров )

развивать наблюдательность, умение выражать индивидуальные суждения сравнительного характера.

воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.

загадывание загадки о птице, беседа о птицах, вопросы, рассказ.

рассматривание иллюстраций о птицах, пальчиковая игра «Птичья кормушка», д/и «Собери картинку»

Предварительная работа: Наблюдения за птицами и кормление их во время прогулок, изготовление ноыой кормушки, чтение художественных произведений: А.Яшин «Покормите птиц зимой», З.Александрова «Новая столовая», М.Горький «Воробьишко», Л. Толстой «Хотела галка пить» и др.

Прослушивание аудиозаписей «Звуки окружающего мира», «Голоса птиц», загадывание загадок.

Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.

Дидактические игры: «Назови, кого не стало», «Угадай по описанию», «Кто как кричит» и др. Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Перелёт птиц» и др.

Материал к занятию: иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц» — ворона, разрезные картинки по количеству детей к игре «Собери картинку» , кормушка, корм для птиц.

Организационный момент: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Два крыла и клюв стучится

Сегодня мы поговорим о птицах и о том, что помогает им приспособиться к среде обитания.

Ребята, давайте с вами поиграем! Я буду называть вам слова, а вы называть одним словом – кто это?

1) лиса, волк, заяц — дикие животные

2) комар, муха, кузнечик — насекомые

3) карась, окунь, щука – рыба

4)корова, лошадь, коза – домашние животные

5) ворона, воробей, синица — птицы

Правильно, это птицы. По каким же признакам мы их выделили из всех других обитателей нашей планеты, чем же птицы отличаются от остальных животных?

(Птицы летают, у них есть крылья, клюв, несут яйца, высиживают детёнышей, вьют гнёзда, клюют, есть перья…)

Обращаю внимание детей на экран, на котором изображены иллюстрации с изображением птиц: воробей, ворона, снегирь, синица, голубь, сорока и бабочка.

Дидактическая игра «Кто лишний?»

Участникам игры предлагается внимательно рассмотреть иллюстрации с изображением птиц и бабочки сказать, кто лишний, объяснить почему.

Правильно ребята, это птицы у них есть крылья, и они умеют летать. Но имеют крылья и умеют летать не только птицы, но и насекомые бабочки, жуки и мошки.

Посмотрите на птиц, и скажите, все ли птицы одинаковы?

Давайте посмотрим на иллюстрации и узнаем, чем птицы похожи друг на друга

Теперь мы знаем, что у птиц есть две лапы, тело птиц покрыто перьями. Перья – оперение. Произнесите эти слова.

По цвету пёрышек птицы похожи друг на друга? (ответы)

Читайте также:  Все проснулись в лесу птички

У всех птиц есть крылья, голова, клюв, хвост.

Ребята, как вы думаете, есть ли у птиц шея? (ответы) Да, есть, она закрыта перьями, как воротничком. Шею можно увидеть, когда птичка чистит перышки, поворачивает голову.

Предлагаю детям послушать запись фонограммы «Голоса птиц» и угадать, кто так издаёт звуки? (звучит аудиозапись с голосом вороны) – дети отгадывают, появляется на экране слайд с изображением вороны.

Подвижная игра «Возле ёлочки зелёной» — выполнять действия по сигналу:

Вот под елочкой зеленой (бегают)
Громко каркают вороны
«Кар-кар-кар!» (громко каркают)
Целый день они кричали.
Спать ребяткам не давали.
«Кар-кар-кар!» (громко каркают)
Только к ночи умолкают

И тихонько засыпают. (садятся на корточки, кладут ручки под щечки и «засыпают»)
«Кар-кар-кар!» (тихо каркают)

Ребята, посмотрите, пожалуйста, пока мы играли, ворона принесла нам картинки и все перепутала, давайте поможем ей, соберём картинки.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Детям предлагается собрать изображение птиц из разрезанных деталей картинки.

— Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их .

Когда дети соберут картинки спросить, как называются птицы, которые изображены на картинках.

Показать детям новую птицу, которая появилась среди собранных птиц у детей. Спросить, как она называется? Правильно ребята снегирь.

Красавец снегирь прилетает из леса поближе к жилью человека перед первым снегом. Снегири прилетели — значит, завтра-послезавтра пойдёт снег. Почти всегда так и бывает. Поэтому красногрудая птица и зовётся снегирём .

Как мы назовём ворону, воробья, голубя, синиц, сороку, снегиря одним словом? – (птицы). Это какие птицы? (дикие, зимующие)

А почему говорят, что зима трудное время для птиц? — ответы

Как можно проявить о них заботу зимой? (ответы)

Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой? (ответы)

Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем в тёплое время года.

Пальчиковая игра «Птичья кормушка»
Мы повесили кормушки,
(движения рук, имитирующие «вешание» кормушки)
В них насыпали зерно.
(«насыпаем» зерно щепотками)
Для голодных птиц зимою,
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
(на каждую птицу загибаем палец)
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.

Молодцы, вам понравилось, наше занятие?

-О каких птицах мы с вами говорили? (о зимующих)

-А каких зимующих птиц вы запомнили, назовите.

Нужно поддержать птиц, делать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

Давайте и мы сегодня, когда выйдем на прогулку повесим ещё одну кормушку на участке детского сада и насыплем для них зёрнышек.

— Молодцы, а за это они нас летом отблагодарят замечательными песнями.

Источник

Конспект НОД в средней группе «Птицы наши друзья» .
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Цель: расширение представлений о зимующих и перелетных птицах.

Закрепить и систематизировать представления детей о птицах (понятие перелетные птицы, узнавание, название, отличительные признаки).

Учить находить признаки и сходство и различия водоплавающих и не водоплавающих перелетных птиц, выражать их в речи.

Читайте также:  Запах от птицефабрики петелинка

Обогащать словарь путем выделения слов: зимующие, перелетные, водоплавающие. Отличительные признаки перепонка, длинноногая, длинноклювая, длинношеяя, короткохвостая, ширококрылая.

Упражнять в словообразовании сложных прилагательных способом двух основ по образцу.

Продолжать учить детей самостоятельно составлять описательный, сравнительный описательный рассказ о птицах по картинке.

Развивать восприятие, память, мышление, внимание.

Воспитывать бережное отношение к птицам.

Интеграция областей: Познание (предметный мир), речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Словарная работа: зимующие птицы, перелетные птицы.

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением птиц, их силуэты (без клюва, лап, хвоста), модель схема «Птиц».

Раздаточный материал: картинки с изображением птиц, модели схемы «Птиц» на каждого ребенка.

Мультимедийные ресурсы: Проигрыватель для музыкального сопровождения – запись голоса птиц.

(Дети сидят на стульчиках полукругом).

— Ребята, давайте закроем глаза и послушаем. Скажите, что вы слышите? (Голоса птиц, пение птиц).

— Как они поют? (Звонко, весело, красиво, радостно).

— Сегодня мы будем говорить о птицах. За какими птицами мы наблюдали зимой? (Воробьями, синицами, сороками, воронами, голубями). Как можно назвать одним словом этих птиц? (Зимующие). А почему мы их называем зимующими? (Потому что они остались у нас зимовать, не улетели в теплые края).

— А за какими птицами мы не можем наблюдать зимой? (За скворцами, грачами, цаплями, журавлями). Почему за этими птицами мы не наблюдали зимой? (Потому что они улетели в теплые края). А почему они улетели? (Им было бы голодно и холодно, потому что наступили холода, насекомые спрятались, не стало ягод, выпало много снега).

— Как мы назовем этих птиц, одним словом? (Перелётные).

— Ребята у меня два обруча. На какие две группы мы можем разделить тех птиц, о которых мы с вами говорили? (На зимующих и перелётных). Для перелётных
какой обруч выберем? (Красный). Почему жёлтый обруч? (Красный — это тёплый цвет, а перелётные птицы любят тепло). Для зимующих птиц мы выберем зеленый обруч.

— А теперь подойдите к столу, выберете себе птицу, подумайте и положите её в нужный обруч. (Дети выполняют задание). Давайте проверим, правильно ли выбрали птиц. В красный обруч положили картинки перелётных птиц: скворца, грача, журавля. А в зеленый обруч положили картинки зимующих птиц: воробья, синицы, сороки, ворона, голубя.

— А ещё я хочу познакомить вас с птицами, которые живут на озёрах, реках, прудах, болотах и питаются рыбками, лягушками, мелкими рачками, водорослями. (Воспитатель выставляет картинки с птицами: лебедя, чайки, утки, гуся).

— Ребята, подумайте и скажите, чем же эти птицы отличаются от остальных? (У них в лапках вместо когтей перепонки). Что у них в лапках вместо когтей? (Перепонки, 2-3 ответа детей). И с помощью этих перепонок они очень хорошо плавают. И поэтому их называют водоплавающими птицами. Какими птицами называют? ( Водоплавающими, 2-3 ответа детей). И ещё у этих птиц перья смазаны жиром, и они не мокнут в воде.

— Ребята, а в какой обруч мы их разместим? В зеленый обруч или красный, где перелётные птицы? (В красный обруч, потому что они перелётные). Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили зимующих, перелетных и познакомились с водоплавающими птицами.

Читайте также:  Взмахнув крыльями птица улетела запятые

Вдруг в лесу раздался стук.

Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки и по очереди среднего, безымяного и мизинчика. Затем то же самое повторяют левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

— Ребята, скажите птицы все одинаковые или разные? (Ответы детей).

Воспитатель выставляет картинки с изображением воробья, цапли и вызывает детей. Один ребёнок рассказывает про воробья, другой про цаплю, а третий ребёнок рассказывает один про этих двух птиц и сравнивает их.

— Это воробей, а это цапля. У воробья голова маленькая, а у цапли большая. У воробья туловище мелкое, а у цапли крупное. У воробья клюв короткий, а цапли длинный. У воробья крылья узкие, а у цапли широкие. Воробьи живут в лесу и в городе, а цапли живут в болоте. Воробьи питаются семенами и семечками, а цапли лягушками и рыбками. Воробьи, зимующие птицы, а цапли перелётные. Воробьи прыгают, а цапля ходит.

Воспитатель надевает детям нагрудные знаки с изображением птиц и объясняет правила игры. Дети выполняют разные движения. По сигналу воспитателя каждый занимает свой домик. (Синица, воробей, сорока встают вокруг зеленого обруча — это домик зимующих птиц, а утка, гусь, журавль в красный домик — это домик для перелётных птиц).

— В природе птицы живут дружно, давайте и мы возьмёмся за руки, улыбнемся друг другу.

— Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (О птицах). О каких птицах говорили? (О зимующих и о перелётных). Что нового узнали о птицах? (Птицы бывают водоплавающие и что у них в лапках вместо ногтей перепонки, с помощью которых они хорошо плавают). Два-три ответа детей, чем сегодня занимались и что понравилось. Вы любите птиц? (Да). Вы их бережёте, охраняете? (Да).

— Спасибо ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня играли.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе «Птицы — наши друзья» с использованием

Вспомнить названия птиц, классификация по месту обитания. Расширять словарный запас детей. Использовать методику ТРИЗ при раскрашивании птиц. Воспитывать эстетическое восприятие, подбирать по цвету. Р.

Интегрированное занятие в средней группе » Птицы- наши друзья». художественно-эстетическое развитие.

Конспект образовательно деятельности с дошкольниками средней группыв интегрированной форме по теме:«Птицы – наши друзья» (образовательные области.

Проект в средней группе «Птицы — наши друзья»

Экологический проект в средней группе «Птицы наши друзья»

Формируем представления о птицах, об образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.Задачи:1. Расширить представления о жизни птиц и приспособлении к своей сре.

Проект в средней группе «Птицы- наши друзья»

Цель проекта:Формирование общего представления дошкольников о перелетных птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.Задачи проекта&bull.

Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ

ЦЕЛЬ. Закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах. Развивать интерес к жизни птиц.

Краткосрочный проект в средней группе «Птицы — наши друзья»

Цель проекта:Формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Источник

Оцените статью