Норма изъятия природных ресурсов

Нормативы допустимого изъятия природных ресурсов

Несмотря на важную роль в обеспечении рационального природопользования и охраны окружающей среды, правовое регулирование нормирования в сфере использования природных ресурсов не получило пока должного развития. Нормативы изъятия (использования) природных ресурсов устанавливаются с целью обеспечить удовлетворение общественных потребностей в природных ресурсах, предупредить истощение этих ресурсов. Такие нормативы разрабатываются с учетом возможностей их воспроизводства, сохранения устойчивого функционирования естественных экологических систем.
Общие положения о нормативах допустимого изъятия компонентов природной среды предусмотрены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 26). В соответствии с ним нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов.
Более конкретные требования о нормировании изъятия (использования) отдельных природных ресурсов предусматриваются в природоресурсном законодательстве с учетом специфики того или другого природного ресурса.

Земельный кодекс

Согласно статьи 33 Земельного кодекса РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых для строительства промышленных и иных объектов, устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Лимитирование отвода земель осуществляется посредством утверждения Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по согласованию с другими уполномоченными органами норм отвода земель для автомобильных дорог, железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем, нефтяных и газовых скважин, предприятий рыбного хозяйства, линий связи и электросетей и т.п.

Водный кодекс

В ряде статьей установлены требования забору воды. В частности, для каждого водохранилища должны утверждаться Правила использования водных ресурсов водохранилища. Правила, помимо других требований, должны содержать объем водопотребления (ст. 45). Для каждого речного бассейна уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрабатывается схема комплексного использования и охраны водных объектов. Схемой устанавливаются лимиты и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта (ст. 33). Объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов в обязательном порядке должен содержаться в договоре водопользования (ст. 13) и решении о предоставлении водного объекта в пользование (ст. 22).

Читайте также:  Дикая природа медведи белые

Лесной кодекс

Инструментом обеспечения принципов рационального, непрерывного и неистощительного пользования лесным фондом призвана служить расчетная лесосека. В соответствии с Лесным кодексом РФ расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования устанавливаются в лесохозяйственном регламенте (ст. 87). Лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, составляемый на срок до десяти лет, является основой осуществления использования лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка.

Федеральный закон «О животном мире»

ФЗ «О животном мире» (ст. 17) предусматривает, что нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания заключается в:

· установлении лимитов использования объектов животного мира;

· установлении стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

В Законе не определяются критерии, с учетом которых должны устанавливаться лимиты использования животного мира.

Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

Конкретизирует требования по нормированию изъятия водных биоресурсов. Общие допустимые уловы водных биоресурсов во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, в Азовском и Каспийском морях, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные Российской Федерации в соответствии с международными договорами, устанавливаются применительно к отдельным видам квот (ст. 30). Законом предусмотрены, в частности, квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления:

· промышленного рыболовства (за исключением прибрежного рыболовства) на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ (промышленные квоты);

· прибрежного рыболовства во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ (прибрежные квоты);

· рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях (научные квоты);

· рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;

· рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;

· для организации любительского и спортивного рыболовства;

Читайте также:  Двери купе фотопечать природа

· в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

· для Российской Федерации в районах действия международных договоров РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

· в исключительной экономической зоне РФ для иностранных государств, устанавливаемые в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

· промышленного рыболовства во внутренних водах РФ, за исключением внутренних морских вод РФ (промышленные квоты пресноводных водных объектов).

Общие допустимые уловы водных биоресурсов ежегодно распределяются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов,

Федеральный закон «О недрах»

Что касается использования полезных ископаемых, то каких либо требований и критериев для определения разрешаемых объемов добычи полезных ископаемых Федеральный закон «О недрах» не устанавливает. Эта деятельность отдается на усмотрение Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также федерального органа управления государственным фондом недр и органов государственного горного надзора (ст. 36). Кроме того, ст.12 данного закона устанавливает, что содержание лицензии на пользование недрами включает согласованный уровень добычи минерального сырья.

Источник

Норма изъятия природных ресурсов

от 25 ноября 2020 года N 965

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 сентября 2022 года на основании
приказа Минприроды России от 27 января 2022 года N 49
____________________________________________________________________

нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов (приложение 1);

нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях (приложение 2).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует по 31 декабря 2026 года.

Приложение 1

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства природных ресурсов
и экологии Российской Федерации
от 25 ноября 2020 года N 965

Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов

I. Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов

Виды (группы видов) охотничьих ресурсов

Плотность населения вида охотничьих ресурсов (особей/1000 га площади категорий среды обитания, на которую определялась численность вида охотничьих ресурсов)

Нормативы допустимого изъятия, % от численности вида охотничьих ресурсов на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания текущего года

Читайте также:  Конспект наш дом природа старшая группа

более 1 до 2 включительно

более 2 до 4 включительно

более 4 до 6 включительно

более 6 до 8 включительно

более 8 до 10 включительно

более 10 до 12 включительно

более 1 до 2 включительно

более 2 до 4 включительно

более 4 до 6 включительно

более 6 до 8 включительно

более 8 до 10 включительно

более 10 до 12 включительно

более 12 до 15 включительно

более 15 до 20 включительно

Кабарга, туры, муфлон, серна, сибирский горный козел, снежный баран, овцебык, гибриды зубра с бизоном и домашним скотом

Для охотничьих угодий, участков охотничьих угодий (в случае, если охотничье угодье состоит из нескольких участков, не имеющих общих границ), иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями (далее — иные территории), участков иных территорий (в случае, если иная территория состоит из нескольких участков, не имеющих общих границ), площадь которых не превышает 7 тыс.га, а плотность населения вида охотничьих ресурсов: лося, благородного оленя (европейского, кавказского, марала, изюбря), пятнистого оленя, косуль (европейской и сибирской), лани не превышает 5 особей/1000 га площади категорий среды обитания, на которую определялась численность вида охотничьих ресурсов, норматив допустимого изъятия лося, благородного оленя (европейского, кавказского, марала, изюбря), пятнистого оленя, косуль (европейской и сибирской), лани составляет 0%.

Норматив допустимого изъятия копытных животных в возрасте до 1 года без разделения по половому признаку устанавливается для видов охотничьих ресурсов: лось, благородный олень (европейский, кавказский, марал, изюбрь), лань, пятнистый олень, дикий северный олень — не менее 20% от квоты добычи, косули (европейская и сибирская) — не менее 30% от квоты добычи.

Норматив допустимого изъятия взрослых самцов для видов охотничьих ресурсов: лось, благородный олень (европейский, кавказский, марал, изюбрь), лань, пятнистый олень, косули (европейская и сибирская) во время гона, с неокостеневшими рогами (самцов марала, изюбря, пятнистого оленя, дикого северного оленя) устанавливается не более 15% от квоты добычи.

Норматив допустимого изъятия самцов кабарги устанавливается не более 75% от квоты добычи.

II Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется без утверждения лимита добычи охотничьих ресурсов

Виды (группы видов) охотничьих ресурсов

Нормативы допустимого изъятия, % от численности вида охотничьих ресурсов на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания текущего года

Источник

Оцените статью