Нормативы качества окружающей природной среды виды

Нормирование качества окружающей среды.

Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия среды жизни человека и его потребности. Окружающей человека средой являются природные условия, условия на работе, жилищные условия. От ее качества зависит продолжительность жизни, здоровье и т. д.

Нормирование качества окружающей среды – это установление показателей и пределов в которых допускается изменение этих показателей.

Цель нормирования – установление предельно допустимых норм экологических нормативов воздействия человека на окружающую среду. Соблюдение экологических нормативов должно обеспечить безопасность населения, сохранение генетического фонда, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

Основные экологические нормативы качества природной окружающей среды и воздействия на него следующие:

  1. Нормативы качества санитарногигиенические:
  1. Предельно допустимая концентрация вредного воздействия
  2. Предельно допустимый уровень вредного воздействия
  1. Нормативы воздействия производственно-хозяйственные
  • ПДК вредного вещества в воздухе рабочей зоны
  • ПДК максимальную разовую
  • ПДК среднесуточную
  • ПДК вредных веществ
  • ПДК воды водоема, используемого для рыбохозных целей

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии

  1. Обеспечение экологической безопасности на государственном уровне и создание необходимых условий региональным и местным органам государственной власти для обеспечения экологической безопасности на соответствующих уровнях. Эта цель, как указывают специалисты (В.Н. Морозов, Г.П. Серов), должна быть достигнута минимизацией группового и индивидуального риска, обусловленного природными и техногенными причинами, уменьшением напряженности антропогенных экологических ситуаций, улучшением состояния здоровья населения.
  1. Обеспечение экологического суверенитета (независимости) России за счет получения доступа к мировым природным ресурсам, выделения справедливых квот на изъятие тех или иных природных ресурсов, рачительного отношения к национальным природным богатствам, пересмотра тех международных договоров, которые ущемляют интересы страны, а также нейтрализации экологических агрессий, шантажа, угроз и т.д.
  1. Выход из экономического кризиса и обеспечение эффективности рыночных сил в направлении защиты и улучшения качественного состояния окружающей среды, в частности путем создания рынка экологических технологий и услуг и ресурсного рынка для обмена природными ресурсами и услугами. При этом должна возрасти регулирующая роль государства при выполнении экологических программ.
Читайте также:  Какого цвета бывают природные агаты

Источник

Нормативы качества окружающей природной среды виды

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

2. К нормативам качества окружающей среды относятся:

нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций;

нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности;

нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов;

иные нормативы качества окружающей среды.

3. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на основании результатов лабораторных испытаний, а также для территорий и акваторий на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды.

4. При установлении нормативов качества окружающей среды используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирования.

5. Порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды устанавливается Правительством Российской Федерации.

Источник

27. Нормативы качества окружающей среды: виды, функции и критерии определения.

По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почву, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на окружающую среду.

Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Прежде всего, они устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду. Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов. Согласно экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается установление более строгих нормативов ПДК с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий). К настоящему времени установлен значительный массив нормативов ПДК вредных веществ в окружающей среде: для атмосферного воздуха — ПДК более 500 вредных веществ; для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения — ПДК более 1600 вредных веществ; для почв — ПДК более 30 вредных веществ.

Читайте также:  Красота осенней природы стихи короткие

28. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

Эти нормативы определяют предельные размеры вредных воздействий на природу, устанавливаемые для отдельных источников таких воздействий. Регулирование выброса (сброса) загрязняющих веществ в природную среду выступает в качестве одного из правовых средств ее охраны. Загрязнение окружающей среды предприятием и иным объектом в пределах установленных для них нормативов является одним из основных показателей правомерности их эксплуатации. Нарушение этих нормативов образует юридическое основание для ограничения, приостановления или даже прекращения эксплуатации соответствующих объектов. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) служат основным инструментом при регулировании соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В этой связи при установлении нормативов предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды принципиальным является вопрос об их соотношении с нормативами качества окружающей природной среды (ПДК, ПДУ).

Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов определен Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г.

Представляется, что нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды должны устанавливаться на уровне, на котором выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздействия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов ПДК и ПДУ.

Требования о нормировании вредного воздействия на состояние окружающей среды распространяются на все источники такого воздействия.

Источник

I. Нормативы качества окружающей среды и их контроль

Важным направлением мониторинговых исследований является оценка качества окружающей среды.

Качество окружающей среды — это степень соответствия природных условий физиологическим возможностям человека. В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» установлены требования к нормированию качества среды обитания и уровней воздействия на окружающую среду.

В основу нормативов качества положены три показателя:

  • медицинский(пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе);
  • технологический(способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и условия его жизнедеятельности);
  • научно-технический(способность технических средств обеспечить контроль за соблюдением пределов воздействия по всем параметрам).
Читайте также:  Опасные природно климатические условия

Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его определенной пороговой величиной. К этим нормативам относятся предельно допустимые нормы сбросов и выбросов вредных веществ химического, физического, биологического, радиационного и другого воздействия.

Эффективность системы нормативов по ограничению вредного воздействия обеспечивается:

  • соответствием нормативов современному уровню науки и техники, международным стандартам;
  • утверждением этих нормативов специально уполномоченными органами государства;
  • обязательностью выполнения данных нормативов для всех хозяйственных субъектов и ответственностью предприятий, организаций и граждан за их неисполнение.

Экологические требования, предъявляемые ко всем хозяйственным структурам, составляют нормативно-методическую природоохранную базу. Они адресуются предприятиям, организациям и учреждениям независимо от форм собственности и подчиненности, а также отдельным гражданам (Протасов В.Ф., 1995).

Экологические требования устанавливаются на трех уровнях:

  • к хозяйствующим субъектам;
  • к стадиям хозяйственного процесса (планирование, размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов);
  • к видам хозяйственного воздействия (сельское хозяйство, мелиорация, энергетика, строительство городов и т.д.).

Природоохранные нормы и нормативы характеризуют соотношение общества и природы. Эти нормы и нормативы, отражая объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на экосистемы и вносимых в них изменений, в значи­тельной мере предопределяют и экономические процессы. Яв­ляясь по существу экологическими, природоохранные нормы и нормативы имеют сугубо социальный характер, так как при их нарушении наносится ущерб природе и здоровью населения.

1. Виды норм и нормативов качества окружающей среды

Для оценки качества окружающей среды используют нормы и нормативы, ограничивающие воздействие вредных факторов. При обосновании норм и нормативов исходят из общего принципа — естественная адаптационная возможность организма. При воздействии вредного вещества на организм вначале возникает адаптация, затем — «предболезнь» и далее, при сохра­нении той же интенсивности воздействия, развиваются различ­ные патологические болезненные эффекты, включающие в себя токсичные, канцерогенные, мутагенные, аллергенные, гонадотропные и эмбриотропные. Эти болезненные эффекты могут вызвать болезнь и даже привести к летальному (смертельному) исходу.

Нормы и нормативы качества окружающей среды подразделяются на: санитарно-гигиенические, экологические, производственно-хозяйственные и временные.

Источник

Оцените статью