- Экологическое нормирование
- Направления экологического нормирования
- Механизмы экологического нормирования
- Правовые основы экологического нормирования
- Нормирование качеств окружающей природной среды
- 11.2 Нормирование качества окружающей природной среды
- Нормирование качества окружающей среды.
- Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии
Экологическое нормирование
Правовые основы экологического нормирования устанавливаются Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Согласно статье 19, экологического нормирования заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Основные механизмы экологического нормирования включают:
- исследование обоснования нормативов в контексте природоохранной деятельности;
- установление условий разработки нормативов;
- проведение экспертизы на утверждение нормативов;
- контроль за применением нормативов;
- формирование информационной нормативной базы;
- прогнозирование экологических, экономических и социальных последствий применения утвержденных нормативов.
Субъектами, деятельность которых подлежит нормированию, являются природопользователи – физические и юридические лица.
Экологическое нормирование представляет собой ряд законодательных предписаний, призванных организовать рациональное и уважительное отношение человека к природе. В основе каждого документа лежат:
- Закон «Об охране окружающей среды» ( №7-ФЗ РФ от 10.01.2002);
- новейшие научно-технические открытия в области охраны природы;
- свод современных международных стандартов.
Регламентирование экологических правил в процессе взаимодействия с окружающей средой включает в себя:
- научное обоснование заявленных законом нормативов;
- соответствие установленных норм условиям их разработки;
- экспертизу, подтверждающую правомерность Закона о природоохране;
- систему контроля за выполнением статей ФЗ №7;
- информационное обеспечение законодательных инициатив;
- составление прогнозов на последствия применения положений закона в экологической, экономической и социальной сфере для юридических и физических лиц, чья деятельность связана со строительством или эксплуатацией природных объектов.
Направления экологического нормирования
Среди направлений экологического нормирования главные:
- Выработка санитарно-гигиенических правил безопасности жизни человека;
- Контроль над ресурсной и производственной базой в данном регионе;
- Штрафные санкции к предприятиям, негативно влияющим на окружающую среду;
- Охрана, рациональное использование и восстановление природных ресурсов;
- создание благоприятных условий для развития и функционирования безвредных производств.
Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование включает в себя систему проверки качества окружающей среды, к которым относятся:
- исследовательские работы по совершенствованию и уточнению задачи экологического нормирования в области природоохранны;
- условия, необходимые для утверждения выработанных правил;
- экспертиза норм, принятых в законном порядке;
- контролирующие действия административных органов над предприятиями;
- прогнозы на оздоровление экологии регионов;
- информационная база о физических и юридических субъектах, имеющих производства, загрязняющие среду обитания человека.
С помощью экологического нормирования антропогенной нагрузки удаётся ограничить негативное влияние человеческого фактора на окружающее пространство и рационально размещать опасные для природы объекты на территории регионов.
Механизмы экологического нормирования
При формировании основных механизмов экологического нормирования учитываются следующие факторы:
- существование у производства вредных отходов, представляющих опасность;
- возможность снижения ядовитых выбросов до приемлемых уровней с помощью специальных фильтров;
- вероятность техногенных аварий на предприятии;
- способы контроля подотчётных производств.
Этапы реализации экологического нормирования:
- Выявление загрязняющих атмосферу и водоёмы предприятий;
- Предупреждение владельцев о необходимости соблюдения экологических норм;
- Наложение штрафа на администрацию.
- В случаях тяжёлых последствий для людей и окружающей среды —привлечение к уголовной ответственности.
Правовые основы экологического нормирования
Основой экологического нормирования в Российской Федерации является «Закон об охране окружающей среды» №7-ФЗ, с помощью которого регулируются отношения между предпринимателями и органами экологического контроля. Аналогичное значение имеют:
- Водный кодекс;
- Земельный кодекс;
- «Закон об охране атмосферного воздуха»;
- Лесной кодекс;
- Законы «О животном мире» и «О рыболовстве» и ещё несколько других, имеющих прямое отношение к охране природы в Российской Федерации.
В нашей компании можно заказать оформление любых экологических документов «под ключ» согласно законодательству РФ. Мы гарантируем быстрое прохождение и согласование документации в контролирующих органах. Как результат, Вы экономите время для подготовки документов и проведения необходимых анализов. При этом снижаются платежи на оплате труда дополнительных специалистов для проведения экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза начинается с выезда на объект — наши сотрудники проводят необходимые исследования и изучают особенности работы конкретного предприятия. После разрабатывается план экологических мероприятий и проводится квалифицированное консультирование. Мы анализируем, прогнозируем, обосновываем и планируем. Все это направлено для достижения гарантий полной безопасности Вашего бизнеса — контролирующие органы больше не будут мешать производственному процессу и беспокоить дополнительными проверками.
Источник
Нормирование качеств окружающей природной среды
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
2. К нормативам качества окружающей среды относятся:
нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций;
нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности;
нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов;
иные нормативы качества окружающей среды.
3. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на основании результатов лабораторных испытаний, а также для территорий и акваторий на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды.
4. При установлении нормативов качества окружающей среды используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирования.
5. Порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды устанавливается Правительством Российской Федерации.
Источник
11.2 Нормирование качества окружающей природной среды
Под качеством окружающей природной среды понимают степень соответствия ее характеристик потребностям людей и технологическим требованиям. В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип нормирования качества окружающей природной среды. Этот термин означает установление нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду.
Соблюдение экологических нормативов, т. е. нормативов, которые определяют качество природной среды, обеспечивает:
— экологическую безопасность населения;
— сохранение генетического фонда человека, растений и животных;
— рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития.
Чем меньше пороговая величина экологических нормативов, тем выше качество окружающей природной среды. Однако более высокое качество требует соответственно больших затрат, эффективных технологий и высокочувствительных средств контроля. Поэтому нормативы качества окружающей природной среды по мере подъема уровня развития общества имеют тенденцию к ужесточению.
Основные экологические нормативы следующие:
— предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК);
— предельно допустимый уровень воздействий (ПДУ);
— предельно допустимый выброс вредных веществ (ПДВ);
— предельно допустимый сброс вредных веществ (ПДС);
Источник
Нормирование качества окружающей среды.
Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия среды жизни человека и его потребности. Окружающей человека средой являются природные условия, условия на работе, жилищные условия. От ее качества зависит продолжительность жизни, здоровье и т. д.
Нормирование качества окружающей среды – это установление показателей и пределов в которых допускается изменение этих показателей.
Цель нормирования – установление предельно допустимых норм экологических нормативов воздействия человека на окружающую среду. Соблюдение экологических нормативов должно обеспечить безопасность населения, сохранение генетического фонда, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.
Основные экологические нормативы качества природной окружающей среды и воздействия на него следующие:
- Нормативы качества санитарногигиенические:
- Предельно допустимая концентрация вредного воздействия
- Предельно допустимый уровень вредного воздействия
- Нормативы воздействия производственно-хозяйственные
- ПДК вредного вещества в воздухе рабочей зоны
- ПДК максимальную разовую
- ПДК среднесуточную
- ПДК вредных веществ
- ПДК воды водоема, используемого для рыбохозных целей
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии
- Обеспечение экологической безопасности на государственном уровне и создание необходимых условий региональным и местным органам государственной власти для обеспечения экологической безопасности на соответствующих уровнях. Эта цель, как указывают специалисты (В.Н. Морозов, Г.П. Серов), должна быть достигнута минимизацией группового и индивидуального риска, обусловленного природными и техногенными причинами, уменьшением напряженности антропогенных экологических ситуаций, улучшением состояния здоровья населения.
- Обеспечение экологического суверенитета (независимости) России за счет получения доступа к мировым природным ресурсам, выделения справедливых квот на изъятие тех или иных природных ресурсов, рачительного отношения к национальным природным богатствам, пересмотра тех международных договоров, которые ущемляют интересы страны, а также нейтрализации экологических агрессий, шантажа, угроз и т.д.
- Выход из экономического кризиса и обеспечение эффективности рыночных сил в направлении защиты и улучшения качественного состояния окружающей среды, в частности путем создания рынка экологических технологий и услуг и ресурсного рынка для обмена природными ресурсами и услугами. При этом должна возрасти регулирующая роль государства при выполнении экологических программ.
Источник