Нормирование качеств окружающей природной среды

Экологическое нормирование

Правовые основы экологического нормирования устанавливаются Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Согласно статье 19, экологического нормирования заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Основные механизмы экологического нормирования включают:

  • исследование обоснования нормативов в контексте природоохранной деятельности;
  • установление условий разработки нормативов;
  • проведение экспертизы на утверждение нормативов;
  • контроль за применением нормативов;
  • формирование информационной нормативной базы;
  • прогнозирование экологических, экономических и социальных последствий применения утвержденных нормативов.

Субъектами, деятельность которых подлежит нормированию, являются природопользователи – физические и юридические лица.

Экологическое нормирование представляет собой ряд законодательных предписаний, призванных организовать рациональное и уважительное отношение человека к природе. В основе каждого документа лежат:

  • Закон «Об охране окружающей среды» ( №7-ФЗ РФ от 10.01.2002);
  • новейшие научно-технические открытия в области охраны природы;
  • свод современных международных стандартов.

Регламентирование экологических правил в процессе взаимодействия с окружающей средой включает в себя:

  • научное обоснование заявленных законом нормативов;
  • соответствие установленных норм условиям их разработки;
  • экспертизу, подтверждающую правомерность Закона о природоохране;
  • систему контроля за выполнением статей ФЗ №7;
  • информационное обеспечение законодательных инициатив;
  • составление прогнозов на последствия применения положений закона в экологической, экономической и социальной сфере для юридических и физических лиц, чья деятельность связана со строительством или эксплуатацией природных объектов.

Направления экологического нормирования

Среди направлений экологического нормирования главные:

  • Выработка санитарно-гигиенических правил безопасности жизни человека;
  • Контроль над ресурсной и производственной базой в данном регионе;
  • Штрафные санкции к предприятиям, негативно влияющим на окружающую среду;
  • Охрана, рациональное использование и восстановление природных ресурсов;
  • создание благоприятных условий для развития и функционирования безвредных производств.

Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование включает в себя систему проверки качества окружающей среды, к которым относятся:

  • исследовательские работы по совершенствованию и уточнению задачи экологического нормирования в области природоохранны;
  • условия, необходимые для утверждения выработанных правил;
  • экспертиза норм, принятых в законном порядке;
  • контролирующие действия административных органов над предприятиями;
  • прогнозы на оздоровление экологии регионов;
  • информационная база о физических и юридических субъектах, имеющих производства, загрязняющие среду обитания человека.
Читайте также:  Музей природы ночь музеев

С помощью экологического нормирования антропогенной нагрузки удаётся ограничить негативное влияние человеческого фактора на окружающее пространство и рационально размещать опасные для природы объекты на территории регионов.

Механизмы экологического нормирования

При формировании основных механизмов экологического нормирования учитываются следующие факторы:

  • существование у производства вредных отходов, представляющих опасность;
  • возможность снижения ядовитых выбросов до приемлемых уровней с помощью специальных фильтров;
  • вероятность техногенных аварий на предприятии;
  • способы контроля подотчётных производств.

Этапы реализации экологического нормирования:

  1. Выявление загрязняющих атмосферу и водоёмы предприятий;
  2. Предупреждение владельцев о необходимости соблюдения экологических норм;
  3. Наложение штрафа на администрацию.
  4. В случаях тяжёлых последствий для людей и окружающей среды —привлечение к уголовной ответственности.

Правовые основы экологического нормирования

Основой экологического нормирования в Российской Федерации является «Закон об охране окружающей среды» №7-ФЗ, с помощью которого регулируются отношения между предпринимателями и органами экологического контроля. Аналогичное значение имеют:

  • Водный кодекс;
  • Земельный кодекс;
  • «Закон об охране атмосферного воздуха»;
  • Лесной кодекс;
  • Законы «О животном мире» и «О рыболовстве» и ещё несколько других, имеющих прямое отношение к охране природы в Российской Федерации.

В нашей компании можно заказать оформление любых экологических документов «под ключ» согласно законодательству РФ. Мы гарантируем быстрое прохождение и согласование документации в контролирующих органах. Как результат, Вы экономите время для подготовки документов и проведения необходимых анализов. При этом снижаются платежи на оплате труда дополнительных специалистов для проведения экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза начинается с выезда на объект — наши сотрудники проводят необходимые исследования и изучают особенности работы конкретного предприятия. После разрабатывается план экологических мероприятий и проводится квалифицированное консультирование. Мы анализируем, прогнозируем, обосновываем и планируем. Все это направлено для достижения гарантий полной безопасности Вашего бизнеса — контролирующие органы больше не будут мешать производственному процессу и беспокоить дополнительными проверками.

Читайте также:  Водный кадастр природных ресурсов

Источник

Нормирование качеств окружающей природной среды

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

2. К нормативам качества окружающей среды относятся:

нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций;

нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности;

нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов;

иные нормативы качества окружающей среды.

3. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на основании результатов лабораторных испытаний, а также для территорий и акваторий на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды.

4. При установлении нормативов качества окружающей среды используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирования.

5. Порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды устанавливается Правительством Российской Федерации.

Источник

11.2 Нормирование качества окружающей природной среды

Под качеством окружающей природной среды понимают степень соответствия ее характеристик потребностям людей и технологическим требованиям. В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип нормирования качества окру­жающей природной среды. Этот термин означает установление нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду.

Соблюдение экологических нормативов, т. е. нормати­вов, которые определяют качество природной среды, обеспечи­вает:

— экологическую безопасность населения;

— сохранение генетического фонда человека, растений и жи­вотных;

— рациональное использование и воспроизводство природ­ных ресурсов в условиях устойчивого развития.

Чем меньше пороговая величина экологических нормати­вов, тем выше качество окружающей природной среды. Одна­ко более высокое качество требует соответственно больших за­трат, эффективных технологий и высокочувствительных средств контроля. Поэтому нормативы качества окружающей природ­ной среды по мере подъема уровня развития общества имеют тенденцию к ужесточению.

Основные экологические нормативы следующие:

— предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК);

Читайте также:  Департамент екології та природних ресурсів одеської області

— предельно допустимый уровень воздействий (ПДУ);

— предельно допустимый выброс вредных веществ (ПДВ);

— предельно допустимый сброс вредных веществ (ПДС);

Источник

Нормирование качества окружающей среды.

Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия среды жизни человека и его потребности. Окружающей человека средой являются природные условия, условия на работе, жилищные условия. От ее качества зависит продолжительность жизни, здоровье и т. д.

Нормирование качества окружающей среды – это установление показателей и пределов в которых допускается изменение этих показателей.

Цель нормирования – установление предельно допустимых норм экологических нормативов воздействия человека на окружающую среду. Соблюдение экологических нормативов должно обеспечить безопасность населения, сохранение генетического фонда, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

Основные экологические нормативы качества природной окружающей среды и воздействия на него следующие:

  1. Нормативы качества санитарногигиенические:
  1. Предельно допустимая концентрация вредного воздействия
  2. Предельно допустимый уровень вредного воздействия
  1. Нормативы воздействия производственно-хозяйственные
  • ПДК вредного вещества в воздухе рабочей зоны
  • ПДК максимальную разовую
  • ПДК среднесуточную
  • ПДК вредных веществ
  • ПДК воды водоема, используемого для рыбохозных целей

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии

  1. Обеспечение экологической безопасности на государственном уровне и создание необходимых условий региональным и местным органам государственной власти для обеспечения экологической безопасности на соответствующих уровнях. Эта цель, как указывают специалисты (В.Н. Морозов, Г.П. Серов), должна быть достигнута минимизацией группового и индивидуального риска, обусловленного природными и техногенными причинами, уменьшением напряженности антропогенных экологических ситуаций, улучшением состояния здоровья населения.
  1. Обеспечение экологического суверенитета (независимости) России за счет получения доступа к мировым природным ресурсам, выделения справедливых квот на изъятие тех или иных природных ресурсов, рачительного отношения к национальным природным богатствам, пересмотра тех международных договоров, которые ущемляют интересы страны, а также нейтрализации экологических агрессий, шантажа, угроз и т.д.
  1. Выход из экономического кризиса и обеспечение эффективности рыночных сил в направлении защиты и улучшения качественного состояния окружающей среды, в частности путем создания рынка экологических технологий и услуг и ресурсного рынка для обмена природными ресурсами и услугами. При этом должна возрасти регулирующая роль государства при выполнении экологических программ.

Источник

Оцените статью