Нормирование качества охраны окружающей природной среды

Лекция №12 основы нормирования в области охраны окружающей среды. Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды

Понятие «нормирование» в области охраны окружающей среды. Закон «Об охране окружающей среды» [78] определяет нормирование в области охраны окружающей среды (природоохранное нормирование) как установление нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на нее при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также разработку других нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды (ст. 19).

Природоохранное нормирование осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормативы, стандарты и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

Нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы) устанавливаются таким образом, чтобы при их соблюдении обеспечивалось устойчивое функционирование естественных экосистем и сохранялось биологическое разнообразие.

Нормативы качества (НК) окружающей, среды устанавливаются для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв и других компонентов природной среды на основе физических, химических, биологических и иных показателей, соблюдение которых обеспечивает сохранение благоприятной окружающей среды. Это означает, что если в природном объекте содержание, например, химического вещества не превышает соответствующего норматива ого предельно допустимой концентрации, то состояние воздуха или почвы не представляет опасности для здоровья человека и других живых организмов. Таким образом, установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из главных юридических критериев для определения ее благоприятного состояния. Это важно иметь в виду, в частности, в случае необходимости защиты права граждан на благоприятную окружающую среду. Состояние вод, почв, атмосферного воздуха, его соответствие нормативам качества свидетельствует о высокой или низкой эффективности действия механизма охраны окружающей среды.

К нормативам качества окружающей среды обычно относят нормативы предельно допустимых концентраций (НПДК) вредных веществ, в том числе радиоактивных, микроорганизмов, других биологических веществ, нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды.

Читайте также:  Невозобновляемые природные ресурсы руды

Нормативы допустимого воздействия (НДВ) на окружающую среду (нормативы допустимой антропогенной нагрузки, допустимых выбросов и сбросов, отходов, изъятие компонентов природной среды и др.) устанавливаются в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности таким образом, чтобы при их выполнении соблюдались также и нормативы качества окружающей среды. Нормативы предельной антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий так, чтобы при их соблюдении обеспечивалось устойчивое функционирование естественных экосистем и сохранялось биологическое разнообразие.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ (в т.ч. радиоактивных) и микроорганизмов устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы этих веществ, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и т.д. в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Технологические нормативы (ТН) – это удельные нормативы, которые устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражают допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в расчете на единицу выпускаемой продукции.

Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов – это ограничения их выбросов и сбросов в окружающую среду, установленные на период проведения природоохранных мероприятий, в том числе внедрения передовых технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

Введение государственных норм качества природной среды и установле­ние порядка нормирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду относится к важнейшей функции государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Таким образом, природоохранное нормирование – это деятельность по установлению нормативов (лимитов) предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду и ее качества. Оно регулируется совокупностью правовых норм ряда федеральных законов. Основополагающим из них является Закон «Об охране окружающей среды», где нормированию качества окружающей природной среды посвящена специальная глава V. В ней постатейно рассматриваются следующие вопросы:

  • основы нормирования в области охраны окружающей среды (ст. 19);
  • требования к разработке природоохранных нормативов (ст. 20);
  • нормативы качества окружающей среды (ст. 21);
  • нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (ст. 22);
  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ст. 23);
  • нормативы образования отходов производства и потребления, лимиты на их размещение (ст. 24);
  • нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду (ст.25);
  • нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26);
  • нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду (ст. 27);
  • иные нормативы в области охраны окружающей среды (ст. 28). Помимо этого, Закон определил необходимость наличия специальных государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, которыми устанавливаются (ст. 29):
  • требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;
  • ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;
  • порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.
  • проведение научных исследований по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;
  • проведение экспертизы, утверждение и опубликование природоохранных нормативов в установленном порядке;
  • установление оснований разработки или пересмотра нормативов в облас­ти охраны окружающей среды;
  • контроль за применением и соблюдением нормативов;
  • формирование и ведение единой информационной базы данных нормати­вов в области охраны окружающей среды;
  • оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения природоохранных нормативов.
  • для водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, – Минздравом России;
  • для водных объектов рыбохозяйственного значения – Росрыболовством по согласованию с МПР России.
Читайте также:  Особо охраняемые природные территории памятники всемирного наследия

Источник

11.2 Нормирование качества окружающей природной среды

Под качеством окружающей природной среды понимают степень соответствия ее характеристик потребностям людей и технологическим требованиям. В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип нормирования качества окру­жающей природной среды. Этот термин означает установление нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду.

Соблюдение экологических нормативов, т. е. нормати­вов, которые определяют качество природной среды, обеспечи­вает:

— экологическую безопасность населения;

— сохранение генетического фонда человека, растений и жи­вотных;

— рациональное использование и воспроизводство природ­ных ресурсов в условиях устойчивого развития.

Чем меньше пороговая величина экологических нормати­вов, тем выше качество окружающей природной среды. Одна­ко более высокое качество требует соответственно больших за­трат, эффективных технологий и высокочувствительных средств контроля. Поэтому нормативы качества окружающей природ­ной среды по мере подъема уровня развития общества имеют тенденцию к ужесточению.

Основные экологические нормативы следующие:

— предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК);

— предельно допустимый уровень воздействий (ПДУ);

— предельно допустимый выброс вредных веществ (ПДВ);

— предельно допустимый сброс вредных веществ (ПДС);

Источник

Нормирование качества окружающей среды.

Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия среды жизни человека и его потребности. Окружающей человека средой являются природные условия, условия на работе, жилищные условия. От ее качества зависит продолжительность жизни, здоровье и т. д.

Нормирование качества окружающей среды – это установление показателей и пределов в которых допускается изменение этих показателей.

Цель нормирования – установление предельно допустимых норм экологических нормативов воздействия человека на окружающую среду. Соблюдение экологических нормативов должно обеспечить безопасность населения, сохранение генетического фонда, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

Основные экологические нормативы качества природной окружающей среды и воздействия на него следующие:

  1. Нормативы качества санитарногигиенические:
  1. Предельно допустимая концентрация вредного воздействия
  2. Предельно допустимый уровень вредного воздействия
  1. Нормативы воздействия производственно-хозяйственные
  • ПДК вредного вещества в воздухе рабочей зоны
  • ПДК максимальную разовую
  • ПДК среднесуточную
  • ПДК вредных веществ
  • ПДК воды водоема, используемого для рыбохозных целей
Читайте также:  Понятие воли функции воли природа воли

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии

  1. Обеспечение экологической безопасности на государственном уровне и создание необходимых условий региональным и местным органам государственной власти для обеспечения экологической безопасности на соответствующих уровнях. Эта цель, как указывают специалисты (В.Н. Морозов, Г.П. Серов), должна быть достигнута минимизацией группового и индивидуального риска, обусловленного природными и техногенными причинами, уменьшением напряженности антропогенных экологических ситуаций, улучшением состояния здоровья населения.
  1. Обеспечение экологического суверенитета (независимости) России за счет получения доступа к мировым природным ресурсам, выделения справедливых квот на изъятие тех или иных природных ресурсов, рачительного отношения к национальным природным богатствам, пересмотра тех международных договоров, которые ущемляют интересы страны, а также нейтрализации экологических агрессий, шантажа, угроз и т.д.
  1. Выход из экономического кризиса и обеспечение эффективности рыночных сил в направлении защиты и улучшения качественного состояния окружающей среды, в частности путем создания рынка экологических технологий и услуг и ресурсного рынка для обмена природными ресурсами и услугами. При этом должна возрасти регулирующая роль государства при выполнении экологических программ.

Источник

Оцените статью