- Лекция №12 основы нормирования в области охраны окружающей среды. Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды
- 11.2 Нормирование качества окружающей природной среды
- Нормирование качества окружающей среды.
- Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии
Лекция №12 основы нормирования в области охраны окружающей среды. Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды
Понятие «нормирование» в области охраны окружающей среды. Закон «Об охране окружающей среды» [78] определяет нормирование в области охраны окружающей среды (природоохранное нормирование) как установление нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на нее при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также разработку других нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды (ст. 19).
Природоохранное нормирование осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормативы, стандарты и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
Нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы) устанавливаются таким образом, чтобы при их соблюдении обеспечивалось устойчивое функционирование естественных экосистем и сохранялось биологическое разнообразие.
Нормативы качества (НК) окружающей, среды устанавливаются для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв и других компонентов природной среды на основе физических, химических, биологических и иных показателей, соблюдение которых обеспечивает сохранение благоприятной окружающей среды. Это означает, что если в природном объекте содержание, например, химического вещества не превышает соответствующего норматива ого предельно допустимой концентрации, то состояние воздуха или почвы не представляет опасности для здоровья человека и других живых организмов. Таким образом, установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из главных юридических критериев для определения ее благоприятного состояния. Это важно иметь в виду, в частности, в случае необходимости защиты права граждан на благоприятную окружающую среду. Состояние вод, почв, атмосферного воздуха, его соответствие нормативам качества свидетельствует о высокой или низкой эффективности действия механизма охраны окружающей среды.
К нормативам качества окружающей среды обычно относят нормативы предельно допустимых концентраций (НПДК) вредных веществ, в том числе радиоактивных, микроорганизмов, других биологических веществ, нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды.
Нормативы допустимого воздействия (НДВ) на окружающую среду (нормативы допустимой антропогенной нагрузки, допустимых выбросов и сбросов, отходов, изъятие компонентов природной среды и др.) устанавливаются в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности таким образом, чтобы при их выполнении соблюдались также и нормативы качества окружающей среды. Нормативы предельной антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий так, чтобы при их соблюдении обеспечивалось устойчивое функционирование естественных экосистем и сохранялось биологическое разнообразие.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ (в т.ч. радиоактивных) и микроорганизмов устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы этих веществ, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и т.д. в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Технологические нормативы (ТН) – это удельные нормативы, которые устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражают допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в расчете на единицу выпускаемой продукции.
Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов – это ограничения их выбросов и сбросов в окружающую среду, установленные на период проведения природоохранных мероприятий, в том числе внедрения передовых технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
Введение государственных норм качества природной среды и установление порядка нормирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду относится к важнейшей функции государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Таким образом, природоохранное нормирование – это деятельность по установлению нормативов (лимитов) предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду и ее качества. Оно регулируется совокупностью правовых норм ряда федеральных законов. Основополагающим из них является Закон «Об охране окружающей среды», где нормированию качества окружающей природной среды посвящена специальная глава V. В ней постатейно рассматриваются следующие вопросы:
- основы нормирования в области охраны окружающей среды (ст. 19);
- требования к разработке природоохранных нормативов (ст. 20);
- нормативы качества окружающей среды (ст. 21);
- нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (ст. 22);
- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ст. 23);
- нормативы образования отходов производства и потребления, лимиты на их размещение (ст. 24);
- нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду (ст.25);
- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26);
- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду (ст. 27);
- иные нормативы в области охраны окружающей среды (ст. 28). Помимо этого, Закон определил необходимость наличия специальных государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, которыми устанавливаются (ст. 29):
- требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;
- ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;
- порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.
- проведение научных исследований по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;
- проведение экспертизы, утверждение и опубликование природоохранных нормативов в установленном порядке;
- установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;
- контроль за применением и соблюдением нормативов;
- формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;
- оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения природоохранных нормативов.
- для водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, – Минздравом России;
- для водных объектов рыбохозяйственного значения – Росрыболовством по согласованию с МПР России.
Источник
11.2 Нормирование качества окружающей природной среды
Под качеством окружающей природной среды понимают степень соответствия ее характеристик потребностям людей и технологическим требованиям. В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип нормирования качества окружающей природной среды. Этот термин означает установление нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду.
Соблюдение экологических нормативов, т. е. нормативов, которые определяют качество природной среды, обеспечивает:
— экологическую безопасность населения;
— сохранение генетического фонда человека, растений и животных;
— рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития.
Чем меньше пороговая величина экологических нормативов, тем выше качество окружающей природной среды. Однако более высокое качество требует соответственно больших затрат, эффективных технологий и высокочувствительных средств контроля. Поэтому нормативы качества окружающей природной среды по мере подъема уровня развития общества имеют тенденцию к ужесточению.
Основные экологические нормативы следующие:
— предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК);
— предельно допустимый уровень воздействий (ПДУ);
— предельно допустимый выброс вредных веществ (ПДВ);
— предельно допустимый сброс вредных веществ (ПДС);
Источник
Нормирование качества окружающей среды.
Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия среды жизни человека и его потребности. Окружающей человека средой являются природные условия, условия на работе, жилищные условия. От ее качества зависит продолжительность жизни, здоровье и т. д.
Нормирование качества окружающей среды – это установление показателей и пределов в которых допускается изменение этих показателей.
Цель нормирования – установление предельно допустимых норм экологических нормативов воздействия человека на окружающую среду. Соблюдение экологических нормативов должно обеспечить безопасность населения, сохранение генетического фонда, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.
Основные экологические нормативы качества природной окружающей среды и воздействия на него следующие:
- Нормативы качества санитарногигиенические:
- Предельно допустимая концентрация вредного воздействия
- Предельно допустимый уровень вредного воздействия
- Нормативы воздействия производственно-хозяйственные
- ПДК вредного вещества в воздухе рабочей зоны
- ПДК максимальную разовую
- ПДК среднесуточную
- ПДК вредных веществ
- ПДК воды водоема, используемого для рыбохозных целей
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии
- Обеспечение экологической безопасности на государственном уровне и создание необходимых условий региональным и местным органам государственной власти для обеспечения экологической безопасности на соответствующих уровнях. Эта цель, как указывают специалисты (В.Н. Морозов, Г.П. Серов), должна быть достигнута минимизацией группового и индивидуального риска, обусловленного природными и техногенными причинами, уменьшением напряженности антропогенных экологических ситуаций, улучшением состояния здоровья населения.
- Обеспечение экологического суверенитета (независимости) России за счет получения доступа к мировым природным ресурсам, выделения справедливых квот на изъятие тех или иных природных ресурсов, рачительного отношения к национальным природным богатствам, пересмотра тех международных договоров, которые ущемляют интересы страны, а также нейтрализации экологических агрессий, шантажа, угроз и т.д.
- Выход из экономического кризиса и обеспечение эффективности рыночных сил в направлении защиты и улучшения качественного состояния окружающей среды, в частности путем создания рынка экологических технологий и услуг и ресурсного рынка для обмена природными ресурсами и услугами. При этом должна возрасти регулирующая роль государства при выполнении экологических программ.
Источник