Нормирование качества окружающей природной среды понимают

Лекция 6. Качество окружающей природной среды и его нормирование

Под качеством природной среды понимают такое состояние ее экологических систем, при котором постоянно обеспечиваются обменные процессы энергии и веществ между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на Земле. Нормирование качества окружающей природной среды — это процесс разработки и придания юридической силы научно обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека на природу или среду обитания. Норма — это мера воздействия. Предельно допустимой нормой является законодательно устанавливаемые допустимые размеры воздействия человека на природу или среду обитания. Нормативы качества — предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду антропогенной деятельности человека.

К содержанию нормативов сформулированы следующие общие требования: экологическая безопасность населения; сохранение генетического фонда; обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий, устойчивого развития хозяйственной деятельности. Цель этих требований — обеспечить научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов как основы общественного прогресса.

Санитарно-гигиенические нормативы — это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (химических, биологических); физических воздействий, санитарных защитных зон; предельно допустимых уровней радиационного воздействия. Цель таких нормативов — определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека. Главная задача состоит в том, чтобы установить санитарные нормы и правила, обязательные для выполнения на всей территории России государственными и общественными структурами, предприятиями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.

Министерство здравоохранения Российской Федерации утверждает санитарные нормы и предельно допустимые уровни влияния на организм человека различных факторов среды его обитания. Наряду с санитарными, действуют нормативы ПДК по рыбохозяйственным водоемам, по чистоте атмосферного воздуха, для лесной растительности, для поверхностных вод, вод, используемых для водопоя, полива растений и др.

Основными компонентами, загрязняющими атмосферный воздух, являются пыль (твердые вещества), двуокись и окись азота, двуокись серы, окись углерода.

Читайте также:  Возобновляемые природные ресурсы относят

Качество воды большинства водных объектов не отвечает нормативным требованиям. Многочисленные очаги загрязнения подземных вод отходами промышленности, сельского хозяйства, коммунально-бытовыми отходами наблюдаются вокруг всех крупных городов и промышленных центров.

Под радиационным воздействием понимают частный случай ионизирующего излучения, исходящего от радиоактивных веществ. Уровень радиоактивного воздействия — это норматив, устанавливаемый службой санитарно-эпидемиологического надзора в величинах, которые не должны представлять опасность для здоровья человека, его генетического фонда.

С точки зрения мощности и времени полученной дозы облучения и его типа, все лица, подвергавшиеся облучению, делятся на три группы: группа «А» (все, кто постоянно или временно работал непосредственно с источником радиоактивного воздействия); группа «Б» (граждане, которые по условиям проживания или размещения могут пострадать от радиоактивного загрязнения); группа «В» (остальная часть населения).

Предельно допустимой нормой радиационного воздействия — это дозовый предел для лиц группы «А», получаемый индивидуально за календарный год, при котором равномерное облучение за 50 лет последующей жизни не может вызвать в организме неблагоприятные изменения, обнаруживаемые современными методами или средствами.

Предельно допустимая норма облучения для группы «А» за календарный год установлена 5 бэр, для группы «Б» — 0,5 бэр в год. Уровень радиоактивного фона на территории России от природных источников составляет от 5 до 25 мкР/ч, но там, где есть гранитные массивы, водные источники содержат естественные радионуклиды, природный радиационный фон выше.

1. Что такое качество природной среды?

2. Какие требования сформулированы к содержанию нормативов качества природной среды?

3. В чём цель санитарно-гигиенических нормативов?

4. Что такое радиационное воздействие?

5. Как определяется предельно допустимая норма радиационного воздействия?

Источник

11.2 Нормирование качества окружающей природной среды

Под качеством окружающей природной среды понимают степень соответствия ее характеристик потребностям людей и технологическим требованиям. В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип нормирования качества окру­жающей природной среды. Этот термин означает установление нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду.

Соблюдение экологических нормативов, т. е. нормати­вов, которые определяют качество природной среды, обеспечи­вает:

Читайте также:  Анализ чрезвычайных ситуаций природного характера

— экологическую безопасность населения;

— сохранение генетического фонда человека, растений и жи­вотных;

— рациональное использование и воспроизводство природ­ных ресурсов в условиях устойчивого развития.

Чем меньше пороговая величина экологических нормати­вов, тем выше качество окружающей природной среды. Одна­ко более высокое качество требует соответственно больших за­трат, эффективных технологий и высокочувствительных средств контроля. Поэтому нормативы качества окружающей природ­ной среды по мере подъема уровня развития общества имеют тенденцию к ужесточению.

Основные экологические нормативы следующие:

— предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК);

— предельно допустимый уровень воздействий (ПДУ);

— предельно допустимый выброс вредных веществ (ПДВ);

— предельно допустимый сброс вредных веществ (ПДС);

Источник

19. Нормирование качества окружающей природной среды.

В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип нормирования качества окружающей природной среды, который заключается в установлении нормативов предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду.

Основные экологические нормативы качества окружающей среды:

санитарно-гигиенические:

· предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК);

· допустимый уровень физических воздействий шума, вибрации, ионизирующих излучений и т. д.);

· предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу (ПДВ);

· предельно допустимый сброс вредных веществ в водные объекты (ПДС);

· норматив образования отходов в производстве;

· допустимая антропогенная нагрузка на окружающую природную среду.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) это количество загрязняющих веществ в почве, воздушной и водной среде, которое при постоянном или временном воздействии на человека не влияет на его здоровье и не вызывает отрицательных последствий у его потомства.

В последнее время при определении ПДК учитывают также влияние загрязнения на животных, растения, микроорганизмы, а также сообщества в целом.

20. Общественная экологическая экспертиза

Поскольку процедуры ОВОС и экологической экспертизы в соответствии с российским законодательством являются самостоятельными, граждане и общественные формирования имеют возможность проявить активность в каждой из них. Правда, при объединении их в одну процедуру (как это сделано в законодательстве многих зарубежных государств), адекватно урегулированную, достаточно было бы участия заинтересованной общественности в публичных слушаниях по ОВОС для выражения своей позиции по планируемой деятельности. С точки зрения участия населения в подготовке экологически значимых решений через общественные слушания, эффективность таких слушаний может быть выше, чем общественной экологической экспертизы, так как слушания должны быть организованы заказчиком в обязательном порядке.

Читайте также:  Государственные природные заповедники пример

В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных Законом. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта такой экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию, государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение (ст. 19).

Хотя Закон устанавливает, что общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления, инициатива граждан и органов местного самоуправления имеет значение лишь тогда, когда она совпадает с желанием самой общественной организации провести экспертизу. Ни граждане, ни органы местного самоуправления не могут диктовать свою волю общественным объединениям, и соответственно их инициатива может не иметь юридического значения.

Проводится общественная экспертиза общественными организациями (объединениями). Закон устанавливает определенные требования к таким организациям: основным направлением их деятельности в соответствии с их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы; они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Принципиальным является положение Закона о том, что общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, по которым проводится и государственная экологическая экспертиза. Исключение составляют объекты экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну (ст. 21).

Источник

Оцените статью