Нормы экологического права природных объектов

6.Нормы экологического права: понятие и классификация.

Нормами экологического права следует считать правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды. Они подразделяются на три группы:

1)отраслевые — охрана и использование отдельных природных объектов: земли, недр, вод, лесов и т. д.;

2)комплексные — охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом;

3)экологизированные — нормы других отраслей права (административного, уголовного, хозяйственного и т. д.), отражающие требования охраны окружающей среды.

По содержанию юридического предписания эколого-правовые нормы классифицируют на нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-правила.

Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды (ст. 3 Закона об охране окружающей среды).

Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.

Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйственного или иного содержания подлежат прекращению, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека. Различают эколого-правовые нормы-приоритеты трех уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня.

Отраслевые приоритеты содержатся в природно-ресурсных отраслях законодательства.

Межотраслевые приоритеты отражены в нормах отраслевого законодательства, но устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими.

Общие экологические приоритеты закрепляют преимущество высшей цели охраны окружающей природной среды — обеспечение качества окружающей человека природной среды, оптимальных условий для жизни и здоровья человека. Общие экологические приоритеты основаны на ст. 3 Закона об охране окружающей среды и действуют повсеместно.

Нормы-правила содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. По содержанию экологические императивы подразделяются на следующие:

—предупредительные; —запретительные; —восстановительные (компенсационные); —карательные;

—поощрительные; —управомочивающие;—разрешительные; —обязывающие.

Предупредительные императивы призваны предотвратить наступление вредных последствий в результате неправомерного действия. Они наряду с запретительными образуют основную массу эколого-правовых норм.

Запретительные императивы направлены на недопущение действий, причиняющих вред окружающей природной среде. Так, например, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных системой очистки и обезвреживания отходов и т. д.

Восстановительные, или компенсационные, нормы права содержат требование, обращенное к правонарушителю, о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации расходов на возмещение убытков и затрат для ликвидации потерь в природной среде.

Карательные императивы проявляются в случаях привлечения к административной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях РФ1 или Уголовного кодекса РФ2. В зависимости от предусмотренных санкций и степени общественной опасности они подразделяются на административные экологические правонарушения и уголовные экологические преступления (ст. 75 Закона об охране окружающей среды).

Поощрительные эколого-правовые нормы, как правило, относятся к правовым нормам, регулирующим функционирование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Это может быть материальное стимулирование за выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Читайте также:  Начальник управления министерства природных ресурсов краснодарского края

Управомочивающие нормы, устанавливающие компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства, излагаются в ст. 5–10 Закона об охране окружающей среды (полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местных органов самоуправления, специально уполномоченных органов).

Разрешительные, а также обязывающие нормы обращены прежде всего к природопользователю. В одном случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право на определенное воздействие на природную среду, в другом — к природопользователям предъявляются соответствующие требования его поведения как участника экологического правоотношения.

7.Экологические правоотношения: понятие, структура, виды.

Экологические правоотношения — урегулированные нормами экологического права отношения в области взаимодействия общества и природы, то есть отношения природопользования и охраны окружающей среды.

Эти отношения подразделяются на два вида: 1) природоресурсовые; 2) природоохранительные.

Природоресурсовые отношения возникают в области использования природных ресурсов с целью удовлетворения материальных и культурных

Природоохранительные отношения выражают требования охраны природной среды в процессе ее хозяйственного использования

В зависимости от форм воздействия человека на природу экологические отношения подразделяются на:

1) отношения, связанные с изъятием веществ из природной среды (по добыче полезных ископаемых);

2) отношения, связанные с загрязнением природной среды;

3) отношения, возникающие в связи с возобновлением, восстановлением и улучшением природного вещества;

4) отношения, возникающие в связи с использованием полезных качеств природного вещества или объекта без его изъятия;

5) отношения, не связанные с хозяйственным использованием природных объектов;

6) отношения, возникающие в связи с охраной окружающей среды и её элементов.

В зависимости от объекта, по поводу которого возникают природоресурсовые и природоохранительные отношения, их можно классифицировать на:

1) отношения по использованию и охране природной среды (природных объектов, природных ресурсов, природных комплексов и отдельных объектов природы, имеющих научную или культурную ценность);

2) отношения по охране и обеспечению качества окружающей человека среды.

В зависимости от оснований возникновения:

общие (возникают на основании нормы закона, их субъекты конкретно не определены, создается лишь правовое состояние. Так, в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О недрах» собственник земельного участка имеет право без получения лицензии осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд на глубину до 5 м);

конкретные (возникают на основании иных юридических фактов. Например, если хозяйствующий субъект намерен осуществлять разработку полезных ископаемых, не отнесенных к общераспространенным, он обязан совершить установленные законодательством действия: обратиться в соответствующий орган государственной власти, получить лицензию).

Читайте также:  Веселые командные конкурсы природе

В зависимости от индивидуализации субъектов:

абсолютные (точно определена лишь одна сторона — носитель субъективного права, обязанными же являются все другие лица — «всякий и каждый». Так, в соответствии со ст. 6 ВК водопользователь-гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд…. Гражданин является носителем субъективного права, которому противостоит обязанность всех иных лиц данное право не нарушать);

относительные (определены обе стороны. Когда в соответствии с законодательством заключается договор водопользования, возникает относительное правоотношение между водопользователем и органом государственной власти).

В зависимости от норм права:

материальные (возникают на основании норм материального права, устанавливают права и обязанности участников правоотношений);

процессуальные (возникающие на основе процессуальных норм, устанавливают формы реализации материальных норм).

По соответствию юридическим функциям права:

регулятивные (существуют в условиях соблюдения законодательных предписаний);

охранительные (возникают при нарушении законодательства и соответствующей реакции государства либо пострадавшей стороны на такое нарушение).

Структура экологических правоотношений состоит из трех элементов: субъект, объект и содержание.

Субъектами экологических правоотношений, то есть носителями прав и обязанностей в этих правоотношениях, являются: государство; государственные органы, обладающие компетенцией по регулированию экономических отношений; государственные, кооперативные, общественные, совместные предприятия, организации; граждане, другие субъекты.

Объектами экологических правоотношений выступают соответствующие природные ресурсы, их составные части или объекты природы. В качестве таких объектов могут выступать участки земель, вод, других природных ресурсов, заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, зеленые, лечебно-оздоровительные, иные территории и зоны.

Содержание экологических правоотношений включает совокупность прав и обязанностей субъектов, в соответствии с которыми данные субъекты организовывают свои действия применительно к определенным участкам природных ресурсов, природным объектам и комплексам.

Источник

Экологические нормы и правоотношения (структура, виды, особенности).

Норма права — это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения

Экологические нормы — это общеобязательные, определенные правила поведения регулирующие

общественные отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды. Они делятся в зависимости от классификации:

Основная классификация

Экологические – нормы, находящиеся в источниках экологического права, в них входят отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и т.д.) и комплексные (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом)

Экологизированные – нормы , содержащиеся в других фундаментальных отраслях права (АП, УП и т.д.) Классификация норм права в целом может быть осуществлена по разным признакам, основаниям:

Читайте также:  Ночное озеро звуки природы

По предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на отрасли;

По специфически юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании:

  • регулятивные (управомочивающие, обязывающие и запрещающие);
  • охранительные — предусматривающие меры реагирования на нарушения субъективных прав и

обязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав;

  • специализированные (нормы специального действия), т.е. нормы о нормах (дефинитивные — содержащие легальные определения терминов, коллизионные — рассчитанные на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же случаю, оперативные — которые отменяют действие других норм, продлевают их действие или распространяют

действие на более широкий круг субъектов или отношений).

По характеру обязательности нормы подразделяются на:

  • императивные — носящие категорический характер, требование которых не может быть изменено;
  • диспозитивные — предоставляющие участникам отношений право самим путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей.

В экологическом праве выделяются также по содержанию юридического предписания следующие виды норм:

  1. нормы-принципы — закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды;
  2. нормы-приоритеты — устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды;
  3. нормы-правила — содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений.

Экологические императивы по своему содержанию подразделяются на следующие виды: предупредительные, запретительные; восстановительные (компенсационные); карательные; поощрительные;

управомочивающие; разрешительные; обязывающие.

Правоотношение — это возникающее в соответствии с требованиями норм права общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством.

Экологические правоотношения — общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Основаниями возникновения

правоотношений являются юридические факты.

Юридические факты — это конкретные жизненные факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. По волевому признаку все юридические факты делятся на события и действия.

  • События — такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (например, стихийные бедствия). События подразделяются на абсолютные (не зависят от воли кого-либо) и относительные (связаны с действиями человека).
  • Действия — это факты, которые зависят от сознания и воли людей. Причем бездействие — это пассивное действие с точки зрения юриспруденции. Действия подразделяются на правомерные (или позитивные) и неправомерные (или негативные), что есть правонарушения. Надо отметить, что действие — этонаиболее

распространенное основание возникновения экологических правоотношений.

Источник

Оцените статью