Новое время красота природы

Образ природы в Средние века и в Новое время

Средневековье — это период с V-XV вв. Он отмечен решительными сдвигами в понимании природы и в отношении к ней. В средневековой философии реальностью, определяющей все сущее, есть Бог, таким образом, именно это предопределило то, что в средние века сформировалось новое воззрение на природу. Новый взгляд на природу лишает ее самостоятельности, как это было в античности, поскольку Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей (творить чудеса). В христианском вероучении внутренне связаны между собой догмат о творении, вера в чудо и убеждение в том, что природа «сама для себя недостаточна» (выражение Августина) и что человек призван быть ее господином, «повелевать стихиями». В силу всего этого в средние века меняется отношение к природе. Во-первых, она перестает быть важнейшим предметом познания, как это было в античности; основное внимание сосредотачивается на познании бога и человеческой души (человек тоже творенье Божье, а по своему положению — промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами). Во-вторых, если даже и возникает интерес к природным явлениям, то они выступают главным образом в качестве символов, указывающих на другую, высшую реальность и отсылающих к ней; а это — реальность религиозно-нравственная.

Ни одно явление, ни одна природная вещь не открывает здесь самих себя, каждая указывает на потусторонний эмпирической данности смысл, каждая есть некий символ (и урок). Мир дан средневековому человеку не только во благо, но и в поучение. Символическое истолкование природы мало способствовало ее научному познанию, и только в эпоху позднего средневековья усиливается интерес к природе как таковой, что и дает толчок развитию таких наук, как астрономия, физика, биология.

Существовала тенденция: поскольку природа бездуховна, она — источник зла, нечто низкое в сравнении с человеком, наделенным душой, а потому и недостойное внимания. Однако, это не единственная точка зрения, параллельно ей существовала и иная: так как природа сотворена Богом, она заслуживает изучения для проникновения, в частности, в планы творца и постижения его мудрости, запечатленной в природных процессах и явлениях. Природа создана Богом по его собственному проекту. Следовательно, в иерархии Бог — человек — природа, именно природа является последним звеном.

Читайте также:  Вычертите схему переноса металлов между природными средами

Это также говорит о том, в центре мировосприятия средневековья вместо безличного космоса оказался Бог — создатель всего сущего. В средневековом мировоззрении природа начинает рассматриваться как прах, лишенный жизни, впервые человек получает право господствовать над природой.

Таким образом, одной из черт экологического сознания эпохи Средневековья, которую сформировало христианство, является объектное восприятие мира природы (человек воспринимает природу как лишенный всякой самоценности объект воздействия или же, как равноправный субъект взаимодействия).

Христианство утвердило представление о санкционированном самим Богом потребительском, прагматическом использовании природы.

В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук, физики, химии, биологии.

В философии Нового времени начался новый принципиальный поворот в трактовке отношения человека и природы, поворот, отразивший противоречия нового буржуазного мира. Природа перед наукой и техникой Нового времени выступала главным образом как технический материал труда, объект производственной эксплуатации. Такое одностороннее утилитарное отношение к природе было связано с общим активно- практическим духом времени, отражавшим потребности и возможности складывающегося нового буржуазного способа производства.

Декарт говорил, что люди «должны сделаться хозяевами и господами природы». Конечно, такая идеология могла возникнуть только в эпоху относительно зрелой цивилизации с ее невиданными при варварстве возможностями воздействия на природу. Но ее сближало и сближает с варварством насилие над природой, бездумное, даже самоубийственное пренебрежение последствиями такого насилия. Именно принцип покорения природы, господства над нею, явочным порядком принятый во всей истории цивилизации, сегодня со всей очевидностью обнаруживает свою историческую несостоятельность.

Рассмотрение природы с точки зрения ее доступности для техники и производственного использования определило и характер метафизики Нового времени, для которой природа являлась механическим сцеплением сил, где имеют место лишь количественные изменения. Природа — с этой точки зрения, огромный механизм, раз и навсегда заведенная самодействующая машина и такое толкование природы надолго опережает Новое время. Мера, которую человек прилагает к природе выражает меру самого человека, меру его собственных исторических возможностей. В эту эпоху проблема единства и человека и общества приобрела новое звучание. Западная философская мысль решала ее по двум путям:

Читайте также:  Живая природа березовой рощи

— понимание человека как простой части природы, растворение законов человеческого существования в общих природных законах;

— выявление специфики человеческого отношения к миру идеалистически истолкованному.

Природа же по-прежнему, несмотря на ставшую уже общим местом критику механицизма предстает как объект, используемый человечеством в своих целях. Поскольку этот объект рассматривается как конструкт, лишенный своего онтологического значения, то иного отношения, кроме практически-утилитарного, он и не заслуживает. Лишенная подлинной целостности, смыслового начала, а потому и самостоятельной, жизни, природа при таком подходе обречена оставаться «сырьем», предоставленным человечеству для неограниченного использования.

Следующий этап — материализм, который используя быстро растущий естественнонаучный материал, обосновал идею, что сущность человека не в противопоставлении природе, а в единстве с ней: «Человек — дело рук природы, он существует в природе, он подчинен ее законам». В этой концепции человек рассматривается как одно из маленьких звеньев в бесконечной цепи мироздания. Здесь деятельным элементом во взаимоотношениях человека и природы оказывается природа.

Еще Кант обратил внимание на противоречие в той картине мира, которая сложилась к XVIII в.: Космос, Вселенная сами по себе и феномен человека сам по себе. В такой постановке очень многое оказалось за кадром научного мышления.

Источник

Природа в разные времена

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средние века Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог-человек-природа.

  • Природа-это органическая часть космоса, часть природы считалась одушевленной.

Возрождение Природный мир сливается воедино с божественным .Философы-пантеисты заявляли. «природа и есть Бог»

  • Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог-человек-природа.

Новое время Природа –это сила, которая противостоит человеку. Человек полностью должен подчинить ее себе

  • Природный мир сливается воедино с божественным .Философы-пантеисты заявляли. «природа и есть Бог»

Природа –это сила, которая противостоит человеку. Человек полностью должен подчинить ее себе

Новейшее время Природа имеет множество понятий. Это стихия, это мир , это наш дом, это сложная система, биосфера

Природа имеет множество понятий. Это стихия, это мир , это наш дом, это сложная система, биосфера

Цените природу! Незнание природы является корнем тех неизвестных сил, перед которыми так долго трепетал человеческий род, и тех суеверных вероучений, которые были источниками всех его бедствий. Гольбах П

Незнание природы является корнем тех неизвестных сил, перед которыми так долго трепетал человеческий род, и тех суеверных вероучений, которые были источниками всех его бедствий.

Читайте также:  Министерство природы хабаровского края

Источник

Виртуозные картины по-новому раскрывают красоту природы

Виртуозные картины по-новому раскрывают красоту природы

Английская художница Хелен Ахпорнсири создаёт ботанические иллюстрации из обычных на первый взгляд природных материалов: цветов и листьев.

Хелен получила диплом иллюстратора, окончив Университетский колледж Фалмута. Однажды во время учёбы для проекта она нарисовала папоротник тушью, а потом решила использовать само растение. Эксперимент оказался успешным. С тех пор она собирает и сушит растения для работы. Такая техника называется осибана или прессованная флористика.

«Мне нравится использовать в работе папоротники и полевые цветы. А также открывать новое видение чего-то обычного или сорняка», – рассказала художница.


Такой материал легко находить и выращивать. Растения сушат под прессом от одной до шести недель. После этого мастер создаёт композиции на бумаге. Растения сохраняют естественный цвет. Хелен не использует краски, чтобы сделать цветы ярче.


«Затем каждый кусочек вырезаю и аккуратно размещаю на листе бумаги. Образы наполнены сложными изгибами и переплетениями», – поделилась Хелен.


С помощью замысловатых композиций художница открывает зрителям разнообразие и красоту мира природы.

Работы с изображением китов, птиц, насекомых и морских обитателей реалистичны. Крошечного морского конька художница сделала из кусочков красных водорослей. «Морские водоросли, собираю на пляжах южного побережья Англии, – рассказала Хелен. – Их особенно много после шторма – можно собирать, не вредя природе».

Для создания таких детализированных ботанических работ требуется огромное терпение.
Смотрите видео.

Источник

441 лучшая пейзажная картина в истории живописи

441 лучших пейзажных картин в истории живописи

Пейзаж — это жанр изобразительного искусства, где главным объектом картины становится живописный вид. Это могут быть сцены полей, лесов, гористой местности, морского побережья. Также к пейзажной живописи относится городской ландшафт, изображения поверхностей других планет и фантазийной природы. Если на полотнах и есть люди, то они выступают второстепенными элементами композиции. Главная же роль отводится природному миру.

Винсент Ван Гог - Огороженное поле и восход солнца Винсент Ван Гог - Цветочные поля в Голландии Клод Моне - Дорога в Ветей, снежный эффект Клод Моне - Рыбацкий домик в Варанж-Виле Клод Моне - Дорога в Лувесьенн, тающий снег, закат Николай Рерих - Хижина в горах Николай Рерих - Сокровище зарыто Константин Коровин - Ночной Париж Константин Коровин - Насыпь Константин Коровин - Италия Константин Коровин - Зимний пейзаж I Константин Коровин - Зимний пейзаж Константин Коровин - Зимой

Источник

Оцените статью