Мораль. Религия
Мораль – одна из самых древних форм человеческого сознания, так как она возникла вместе с человеческим сообществом: как только один человек начинает «относиться» к другому человеку, их отношения сразу же обретают ту или иную форму моральности или аморальности.
Происхождение морали
1-я концепция – религиозная (мораль дается человеку от Бога). Первоначальным и высшим основанием морали религия считает «Божественный закон». Божественные законы носят непреходящий характер, поэтому нравственная природа человека неизменна: добро есть добро, зло есть зло. Моральные требования сформулированы в декалоге – десяти заповедях.
2-я концепция – натуралистическая.
(Мораль присуща человеку изначально и заложена в нем самой природой.)
Социал-дарвинизм – одно из направлений этой концепции. Сторонники этого течения считают, что действующие в мире животных законы борьбы за существование действуют и в человеческом обществе. А так как человек существо биологическое, бытие которого протекает по общим законам живой природы, то происхождение нравственности следует искать в избирательной способности самой жизни, в борьбе за существование, в наличии морального чувства у животных.
– На примере жизни животных покажите, что у них есть чувства солидарности и коллективизма.
Ч. Дарвин считал, что животным присущи все нравственные понятия, бытующие в человеческом обществе.
– Согласны ли вы с Ч. Дарвином? Ответ обоснуйте.
Мораль человека неотделима от его общественной жизни.
Ч. Спенсер считал, что поскольку в обществе, как и в природе, идет борьба за существование, то определяющим моральным принципом поведения людей остается принцип «выживает сильнейший».
Современные социал-дарвинисты утверждают, что человек есть грубое животное, он лишь носит маску добропорядочности и благопристойности, под которой бушуют порочные наклонности и скотские страсти. Дж. Хаксли пишет, что человеческой природе свойственны «окровавленные зубы и когти».
Евгеника – направление натуралистической концепции, исходит из того, что социальные формы поведения являются свойствами, передающимися по наследству.
Согласно фрейдизму, поведение личности определяется не подвластными сознанию психическими процессами, в основе которых лежат врожденные бессознательные влечения: сексуальное – Эрос и влечение к смерти – Тонатос.
3-я концепция – социологизаторская, связывает возникновение морали с развитием общества. Нравственность организует поведение человека и его взаимоотношения с другими людьми наиболее «выгодным», «удобным» для общества образом, обеспечивая его оптимальное существование.
4-я концепция – культурологическая, связывает происхождение нравственности с конкретными социокультурными условиями.
Закономерности развития морали
1. Историческое движение морали (от эпохи к эпохе нормы и ценности меняются).
2. Постоянное развитие и динамическое взаимодействие моральной системы и ее элементов (традиции, инновации).
3. В развитии морали прослеживается связь с другими элементами духовной жизни: религией, искусством, наукой, философией и зависимость от них.
4. Мораль оказывает обратное воздействие на все формы духовной культуры.
5. Влияние морали на решение глобальных проблем.
Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему.
– Что значит единство духовного и практического? Что такое ценностно-императивное отношение к миру?
(С одной стороны, мораль служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке, с другой – вся практическая деятельность человека, все его поведение определяется и организуется сложившимися в обществе моральными представлениями.)
Мораль носит универсальный характер и пронизывает все сферы жизни.
мораль носит оценочный характер: все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок.
Она вырабатывает предписания, требующие от людей морального типа поведения, в чем проявляется ее императивный (повелительный) характер.
Таким образом, сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, внести гармонию в процесс человеческого общения.
Главным элементом в системе морали выступают моральные принципы.
Моральные принципы – основные фундаментальные представления о должном поведении человека, на которых базируются нравственные нормы.
Важнейшими принципами являются принципы коллективизма и индивидуализма.
– Объясните эти принципы. Какой из принципов вам ближе и почему?
Э. Фромм, считавший любовь к себе высшей ценностью, заявил: «Эгоизм и любовь к себе, ни в коей мере не будучи тождественны, являются прямыми противоположностями. Эгоистичный человек любит себя не слишком сильно, а слишком слабо, а на самом деле он ненавидит себя… Он неизбежно несчастен и тревожно силится урвать у жизни удовольствия… Кажется, что он слишком много заботится о себе, но в действительности он только делает безуспешные попытки скрывать и компенсировать свой провал в деле заботы о своем собственном я… Эгоистичные люди не способны любить других, но они не способны любить и самих себя».
Согласны ли вы с Э. Фроммом?
По Э. Фромму, любовь к себе и любовь к другим в принципе связаны: «Если индивид в состоянии любить сознательно, он любит также и себя; если он любит только других, он не может любить вообще… Мое собственное я должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек».
Основные принципы морали проявляются в моральных нормах.
Моральные нормы – конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе.
Значительное место в системе морали занимает нравственный идеал.
Нравственный идеал – целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.
– Приведите примеры образцов нравственного идеала.
Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельности людей, представляющей собой результат взаимодействия морального сознания, моральных отношений и морального поведения.
– Что такое моральные отношения?
Приведите примеры, таких отношений. С кем человек вступает в отношения?
Данные схемы можно рассмотреть в группах. Каждая группа, рассмотрев одну схему, объясняет ее (4 группы – 4 схемы).
Источник
История морали
1. Возникновение и развитие морали Основные концепции возникновения морали
Мораль – одна из самых древних форм человеческого сознания. Она возникает вместе с человеческим сообществом: как только один человек начинает «относиться»к другому человеку, их отношения обретают ту или иную формуморальности или аморальности. С этим согласны все этические учения.Однако по вопросу происхождения морали имеются определенные разногласия (рис. 10).
Концепции возникновения морали
Религиозная концепция. Утверждает, чтомораль дается человеку от Бога, высшим основанием морали считает«божественный закон», имеющий вечный характер, и поэтому нравственная природа человека неизменна. Религиозная концепция происхождения морали строится на авторитарных началах: моральные требования в виде Божественного закона даны человеку высшим авторитетом — Богом и сформулированы в десяти библейских заповедях. Справедливость закона должна постигаться не разумом, а безоговорочной Верой в Бога; моральный долг определяется Любовью к Богу; а потеря Надежды (на Бога) расценивается как величайший грех.
Натуралистические концепции. Исходят из того, что мораль изначально заложена в человеке самой природой.К ним относятся следующие концепции:
- социал-дарвинизм,который считает, что действующие в мире животных законы борьбы за существование действуют и в человеческом обществе, поэтому происхождение нравственности следует искать в избирательной способности самой жизни,в борьбе за существование, в наличии морального чувства у животных;
- евгеника,которая объясняет социальные формы поведения, в том числе и моральные, свойствами, наследуемыми человеком от родителей; поэтому добрые или злые качества прирождены ему и не поддаются изменению;
- психоаналитическая концепция происхождения морали, базирующаяся на фрейдизме и определяющая поведение личностинеподвластными сознанию психическими процессами,в основе которых лежат врожденные бессознательные влечения.
Историческое развитие морали (в рамку)
С глубокой древности и до наших дней для развития морали характерны специфические особенности, зависящие от определенных социокультурных условий.
Нравы архаичного периода
- Коллективный характер жизни и труда определяет в качестве основополагающих принципов первобытные равенствоиколлективизм,ставшие источником чувства «принадлежности» людей того времени.
- Регламентация поведения людей закреплялась в первых моральных требованиях: запретах в форме табу, вобычаяхи традициях,впростейших нравственных нормах,направленных на сохранение и благополучие рода.
- Положительные моральные качества, способствуя выживанию и усилению рода, приводят к тому, что начинает побеждать не сильнейший, а «моральнейший». Наряду с положительными моральными качествами формируются и отрицательные, которые также сохранятся в истории человечества. Так моральные нормы превращаются в важнейшийфактор человеческого существования.
Источник