Нравственное отношение человека к природе

referat5vip.ru

100 экзаменационных сочинений русскому языку на отлично

Примеры сочинений ЕГЭ. Проблема нравственного отношения человека к природе

Текст. По Д.С. Лихачеву
(1)Нравственность особенно нужна в современном мире. (2)Почему? (3)А ведь мы не замечаем, что живем в последние десятилетия в совершенно особом мире. (4)Мы с вами сейчас инопланетяне, и не заметили, как ими стали! (б)Изменились не мы, изменилась планета, на которой мы живем: стала маленькой, перенаселенной и чрезвычайно зависимой от нас.
(б)Наиболыпей сложностью, ответственностью и драматизмом отличаются отношения человека к природе в силу «немоты» последней. (7)Мало того, разработка проблемы нравственного отношения к живой и «мертвой» природе даже не начиналась.
(8)Мы говорим «человек и природа», «отношение человека к природе», то есть мы разделяем человека и природу. (9)Это глубоко ошибочно. (Ю)Человек не противостоит природе: он сам — неотделимая часть природы. (11)Но если «часть», то какая?
(12)Отношение к Земле, к Почве, к деревьям, к рекам, озерам, к источникам, к памятникам культуры, к собственному дому должно строиться на нравственной основе, на основе научного изучения целостности мироздания, мира как органического и разумного целого.
(13)Древнерусская культура вся пронизана нравственным началом. (14)Человек ощущал себя частью мира. (15)В красном — восточном углу избы крестьянин вешал иконы — навстречу солнцу. (16)Изба была и храмом. (17)Церковная служба напоминала человеку об истории в ее тогдашнем понимании. (18)Его жизнь обладала высшим смыслом. (19)Отношение к земле-кормилице было религиозным: крестьянин исповедовался земле. (20) «Мать сыра земля!» (21)Она была для человека святыней. (22)Он почитал колодцы и родники. (23)На берегах рек происходили сговоры жениха и невесты. (24)Реке доверяли старые иконы: пускали их плыть вниз по течению. (25)Существовали чтимые рощи и деревья. (26)Служба на Троицу была службой всему живому: церковь украшали березками, пол устилали травой.
(2 7)Литература была посвящена исключительно вопросам морали и мировоззрения. (28)Любимой книгой был Шестод-нев, в котором воспевалась разумность всего происходящего в природе. (29)Природа в Шестодневе описывалась как органическое целое. (ЗО)Это гимн разумности мироустройства.
(31)Конечная цель человеческой деятельности — преображение мира. (32)Преображение следует понимать не в смысле изменения его лица — внешней переделки мира, а в смысле выявления в мире всего заложенного в нем разумного начала и освобождения этого разумного начала от мешающего ему зла, противоречащего этому разумному началу, его самовыявлению.
(ЗЗ)Человек не может жить сиюминутными заботами, без ясной цели впереди.
(По Д.С. Лихачеву)

Сочинение
Дмитрий Сергеевич Лихачев — выдающийся русский писатель, ученый, мыслитель. В своих работах, адресованных юношеству, он часто поднимает вопросы нравственности, морали, любви к отечеству.
В предложенном для анализа тексте Д.С. Лихачев обращается к проблеме «нравственного отношения человека к живой и «мертвой природе» (предложение 7). Затронутая автором проблема чрезвычайно актуальна, поскольку человек сегодня все чаще не чувствует, не осознает себя, в отличие от наших предков, частью одного, общего мира. И это не может не волновать любого нравственно развитого человека.
Д.С. Лихачев говорит о том, что изменился не человек, изменилась за последние десятилетия сама планета: сегодня уже невозможно больше относиться к ней бездумно, потребительски, считая себя не частью природы, а ее венцом, высшим разумом. А ведь именно так, по мнению писателя, и относились люди ко всему живому на протяжении многих и многих лет. Для того чтобы сохранить жизнь на планете Земля, нужно относиться к живой и «неживой» природе нравственно. В чем суть такого отношения? Чтобы найти ответ на этот сложнейший вопрос современности, автор обращается к хорошо ему известному периоду развития нашей цивилизации — к древнерусской культуре. С каким уважением говорит он о том, что вся «древнерусская культура пронизана нравственным началом». В подтверждение этой мысли писатель приводит многочисленные факты того, как наши предки относились к избе как к храму, к церковной службе как к источнику исторических знаний о мире, к земле-кормилице как к высочайшей святыне. Вспоминает ученый древние обряды славян: сговор между женихом и невестой обязательно проходил на берегу реки, так как вода считалась священной, по воде пускали плыть и старые иконы, в великий православный праздник Троицы украшали дома и храмы зелеными ветвями. Особо обращает внимание Д.С. Лихачев на то, что в условиях нравственного сосуществования русичей и природы и литература как способ постижения мира «была посвящена исключительно вопросам морали и мировоззрения».
Рассуждения писателя об отношении человека к природе приводят его к бесспорному выводу: «нравственность особенно нужна в современном мире», ведь именно она может стать источником выявления в мире доброго, разумного начала, которое, в свою очередь, позволит если не уничтожить мировое зло, то уменьшить его. Следовательно, нравственное отношение человека к природе — единственный способ сохранить жизнь на нашей планете.
Думается, что великий русский мыслитель прав: отношения человека и природы должны строиться на нравственном начале, которое подразумевает заботу каждого из нас об окружающем мире, бережное отношение к природным богатствам, восприятие себя самих частью, а вовсе не венцом природы.
Мысль о неразрывной связи человека и природы, об их единстве на основе нравственности в русской литературе не нова. Практически все известные русские писатели рассуждали на эту тему. Так, Федор Иванович Тютчев, поэт, мыслитель, наделявший природу высшим разумом, сравнивал человека с тростником, качающимся на ветру. «Человек — тростник, но тростник мыслящий», — писал поэт, перефразируя мысль величайшего физика Паскаля о том, что человек далеко не царь природы. Сравнением человека с тростником Ф.И. Тютчев хотел подчеркнуть, что человеку не следует гордиться своим разумом, поскольку и он создание природы и может быть уничтожен в одно мгновение, как трава, как срезанный тростник.
В XX веке также неоднократно русские советские писатели высказывали мысли о нравственном отношении человека к природе. Например, в известной повести В. Распутина «Прощание с Матерой» необразованная, простая женщина — бабка Дарья, мудро отвечает на утверждение внука о том, что человек — царь природы и поэтому ему можно не считаться с ее законами и величием. «Поцарюет, поцарюет, да загорюет. », — говорит бабка Дарья. В этих бесхитростных словах героини В. Распутина заключено нравственное отношение к природе: только в единстве с ней человек может добиться высоких результатов и в жизни, и в труде, может стать духовно богаче, осознать себя частью великого и бесценного мира.
Таким образом, рассуждая вслед за Д.С. Лихачевым о нравственном отношении наших современников к природе, можно сделать вывод о том, что все существование человека на Земле должно быть пронизано нравственностью, в основе которой осознание себя частью вселенной, понимание необходимости доброго, разумного изменения жизни в лучшую сторону и стремление к преображению мира.
Проблема варварского отношения человека к природе

Читайте также:  Законы природы чтобы защитить ее

Похожие материалы:

Более новые статьи:

Источник

Оцените статью