Об изучение природы герцен

А.Герцен. “Письма об изучении природы”. (9 писем)

В первую очередь следует определить метод соотношения философии и естествознания (естествоведения). Философия страдает отвлечениями, типичный пример этого — идеалисты.

Письмо 1. Эмпирия и идеализм.

Это два основные течения в философии, между которыми развернулась борьба. История и логика взаимосязаны. Далее в разборе истории философии будет показано обоснование своего истинного мировоззрения — рационалистического реализма (влияние Гегеля и Фейербаха).

Формы исторического мира так же естественны, как и формы мира физического. В природе живое развивается, постоянно отрекаясь от миновавшей формы. Философия и естествознание абстрагируют друг друга, между тем они невозможны друг без друга. Естествознание сделало огромные успехи, но не спешит заниматься формой. Оно страдательно по отношению к своему предмету. Опыт и умозрение — две необходимые, истинные, действительные системы одного и того же знания. Суждение — развитая эмпирия. Умозрение основано на опыте. Отказ естествознания от философии свершился при возрождении науки.

Философия развивает природу и сознание a priori , в этом её творческая власть; но природа и история тем и велики, что они не нуждаются в этом a priori, они сами представляют живой организм, развивающий логику a posteriori. Философия — единство частных наук. Естествознание вынуждено выйти за пределы эмпирии, но безотчётно. Человек чувствует неодолимую потребность восходить от опыта к совершенному усвоению данного знанием.

Главный вопрос — отношение мышления к миру (бытию). Недостаток современной философии в разорванности этих понятий, рационализма и эмпирии. Античность постулировала единство мышления и бытия, затем схоластика провозгласила их дуализм. На этих крайних позициях (рационализма и эмпиризма) стоят Декарт и Бэкон. Гегель пытается постулировать единство бытия и мышления как совпадение противоположностей. Гегель — последний шаг идеализма.

Декарт — это берег, от которого следует оттолкнуться, отплыть. Декарт сохраняет дуализм схоластики в метафизической форме. Заслуга его метода — в применении математики. Cogito ergo sum устанавливает тождество мышления и бытия (мышление самодостаточно и включает момент бытия). Но из этой формы бытия исчезает природа. Отсюда у Декарта получается дуализм мышления и протяжённости. Таким образом, мышление утрачивает свой телесный исток. Декарт рассматривает природу лишь в количественных характеристиках, а качественное её начало ограничивает протяжённостью. На самом деле природа обладает качественностью (механизм, химизм, физицизм). Дуализм должен быть снят за счёт качественных и количественных оценок природы, тогда объединяются рационализм и эмпиризм.

Должна быть создана теория объективного разума. Вне природы нет полноты бытия разума. Самого понятия природы нет вне мышления. Природа в мышлении достигает полноты своего бытия, поэтому естествознание должно опираться на философию и наоборот — в этом суть реализма. Только органическое соотношение между сознанием и философией открывает человеку истину сущего — единый, всеохватывающий разум.

Критика Бэкона: ему свойствен недостаток рациональности, его философия — лишь аналитика, в ней нет синтетического момента. Анализ различает предмет и возводит его из частного во всеобщее.

Читайте также:  Всем любящим природу известна

Без разума нет осознанной реальности, нет целостной и единой природы. Именно в разуме достигается полнота того, что есть; в нём мир физический находит прояснение нравственное, обретает свой критерий и смысл. Природа, понимаемая помимо сознания — ребёнок, не дошедший до обладания всеми органами, потому что они не все готовы. Человеческое сознание без природы, без тела — мысль, не имеющая мозга, который бы дкмал её, не имеющая предмета, который бы возбуждал её.

Логический процесс есть единственное всеобщее царство человеческого понимания. Природа не заключает в себе всего своего смысла — в этом её отличительный характер, именно мышление дополняет и развивает природу, природа отделяется от себя в сознании человеческом для того, чтобы понять своё бытие. Мышление не делает чуждую добавку, а продолжает необходимое развитие, без которого вселенная не полна. Вселенная: стихийная борьба — химическое сродство — самопознающий мозг человеческой головы.

Следует соединить два философских момента путём гегелевского диалектического метода (единства противоположностей). Философия — это движение к единству эмпирического и рационального начал. Мышление обладает бытием, поскольку оно является выражением самой природы.

Письмо 2. Наука и природа — феноменология мышления.

Дело науки — возведение сущего в мысль. Мышление стремится понять, усвоить внесущий ему предмет и с первого принципа отрицает то, что делает его внешним, другим, противоположным мысли, то есть отрицает непоредственность предмета, обобщает его и имеет уже дело с ним как с всеобщим. Мышление освобождает существующую во времени и пространстве мысль в более соответствующую ей среду сознания. Предметное существование мысли, воскреснувшее в области разума и самопознания, продолжается по прежнему во времени и пространстве. Мысль получила двойную жизнь: 1 — её прежнее существование, частное, положительное, определённое бытие; 2 — всеобщая форма, определяемая сознанием и отрицанием себя как частного. Развитие мысли — сочетание этих моментов в единое целое.

Природа — внешность для нас и сама по себе. Её мысль, пришедшая в самое себя, нев ней, а в другом (в человеке). Родовое значение человека — быть истиной себя и другого (природы).

Сознание есть самопознание, оно начинается с познания себя как другого (природы) и достигает сознания себя как себя. Сознание вовсе не постороннее для природы, а высшая степень её развития, переход от положительного, нераздельного существования во времени и пространстве, через отрицательное, раздвоенное определение человека в противоположность природе, к раскрытию их истинного единства.

Вернейший путь, чтобы понять современное состояние мысли, — выяснить, как человечество дошло до него. Следует вспомнить всю морфологию мышления: от непосредственного бессознательного мира с природой, предшествующего мышлению, до раскрывающейся возможности полного и сознательного мира с собою. Историческая триада:

1.естественное единство с природой;

Читайте также:  Звук природа звука физические характеристики звука

2.разделение, необходимость знания;

Письмо 3. Греческая философия.

Восток не имел науки. Иония — начало Греции и конец Азии. В Греции человек ограничивается, чтобы развить безграничность своего духа. Идея красоты — безусловная мысль греков. Две крайности: погружение в собственную непосредственность — потеря личности; потеря действительности во всеобщих отвлечениях. Воззрение греков — реализм в широком смысле слова (вера в предопределение, в судьбу основана на безусловном признании действительности, жизни).

С неоплатоников начинается идеализм как господствующее учение. Фалес, Анаксимандр — чвственные, сущие определения безусловного. Пифагор — определение между чувственным и логическим — число. Математика между логикой и эмпирией. Элеаты — приняли за истину чистое бытие (безусловное). Гераклит — всё течёт — единый поток перехода бытия и небытия, бытие имеет в себе своё отрицание. Другой выход из чистого бытия — атомизм (отрицание чистого бытия в пользу бытия определённого). Анаксагор — поставил началом мысль. Софисты — всё подвергли разбору, подняли в сферу всеобщего сознания то, что каждый представлял себе как частный случай, отступление. Сократ — обуздал нравственным началом разумную мысль. Природа перестаёт быть независима от мысли. Платон — с самого начал полагает мысль сущностью вселенной. Творец диалектики. Аристотель — в высшем смысле слова эмпирик, и вместе с тем в высшей степени спекулятивный мыслитель, ищет истину предмета в её цели, энергия мыслится выше мыслимого.

Письмо 4. Последняя эпоха древней науки.

Аристотель — гений, до которого не смогли подняться его ученики. Наука греков в последней фазе ищет очевидного, только очевидное принимает за истину. Целью своих исканий она ставит внешний критерий истины, ищет его в личном мышлении. Стоицизм — противодействие общественной безнравственности, проникновение резкого и холодного римского духа. Нравоучения стоиков имели целью образовать мудрого (только добродетель частного лица). Эпикурейцы — последняя попытка исторически примирить мысль с жизнью. Критериум Эпикура — блаженство. Против догматизма стоиков и эпикурейства — скептицизм с его сомнением как попыткой наукообразного мышления. Скептицизм совершил то, чего домогался догматизм: отрешил личность от всего сущего, освободит её от всего положительного, отрицательно признал бесконечное её достоинство, освободил разум от древней науки. Скептицизм раскрывал бесполезную субъективность без всякой объективности. Рим — гражданско-политический центр. Александрия — последние представители древней мысли. Неоплатонизм — взял момент восточного, мировое развитие — фазы безусловного духа.

Противоположность христианского мира с древним требовала не переоценки, а пересоздания. Евангелие торжественно огласило права человека, и люди впервые услышали, что они такое. Древний мир видел в природе духовное, новый же мир не верил в материальное, в явление. Схоластика — сухой амфибий, замещающий истинную науку. Она не вполне религиозна и не вполне наукообразна. Это боязнь самобытности мысли. О естствоведении не могло быть и речи. Схоластики не уразумели настолько христианства, чтобы понять, что искупление не отрицает конечного, а спасает его. Мысль прошла между сердцем и умом. Средина всего — лишь раздвоение. Рассудочный сухой спиритуализм. XV век — пробуждаются новые требования, внимание обращается на реальные предметы. Пьер Ранце — протестант в схоластике. Бруно, Ванини, Кардан, Кампанелла, Тилезий, Парацельс. Классическое образование разделило массы и аристократию.

Читайте также:  Заправка домашним природным газом

Ничего нового с основания не воздвигнуто, лишь новые постройки из старого кирпича (судьба всего реформационного). Чистое мышление — схоластика новой науки, протестантизм — возрождённый католицизм. Сохранился схоластический дуализм, но без мистико-каббалистического наряда. Со времени Декарта наука не теряет своей почвы. Философия древняя и новая философия составляют два великие основания будущей науки. Отношение мышления к бытию — вопрос новой науки. Декарт — совершенная свобода в среде мышления. Сознание неразрывно с бытием. Nosce te ipsum — лозунг древней науки. Cogito ergo sum — лозунг новой науки. Мышление — действиетльное определение моего Я. Но Декарт разобщил мышление и бытие как мышление и протяжение. Дуализм и схоластика возведены в логическую форму. Декарт — математический ум, качество уступило место количеству. Материя Декарта — виртуальная пустота. Противоположность Декарта и Бэкона: у Декарта была метода, но не было действиетльного содержания, у Бэкона было эмпирическое содержание, но не было науки. Начало Бэкона — опыт, апостериорная истина. Декарт — вера в мысль, Бэкон — вера в факт (наблюдение). Бэконовская эмпирия — кладовая истины.

Письмо 7. Бэкон и его школа в Англии.

Главный приём Бэкона: идти от частного, от опыта, от наблюдаемого события к обобщению. Опыт у Бэкона — не страдательное восприятие, а взаимодействие внешнего и мысли. Последователи Бэкона односторонни. Гоббс — биологизм, мысль без божественного. Гассенди, Ньютон — деятели науки, а не философы.

Последователи Бэкона хотели сделать опыт не только источником, но и венцом всякого знания. Эмпиризм захотел иметь свою метафизику, Локк ответил на эту потребность. Он начал с разбора орудий мышления. Но эта задача представляет логический круг. Юм — чем человек делает разбор своего разума? — разумом (понял это только Кант). Локк на каждом шагу бьёт самого себя. Логически всё воззрение Локка — ошибка. Последовательнее его, но из тех же начал — Кондильяк. Материалисты вообще никак не могли понять объективность разума. У них бытие и мышление или распадаются или действуют друг на друга внешним образом.

Природа помимо мышления — часть, а не целое. Мышление — только высшая степень развития природы. Этого-то и не могли понять материалисты. Юм — самые последовательные выводы о достоверности, истине, предрассудках. Франция XVIII в. — развитие и опрощение Бэкона и Локка. Примирение — Шеллинг, Гегель.

Источник

Оцените статью