Об одном священном животном лягушка

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

В финской мифологии существовали представления о подземных духах маахисах («жителях земли»), маанвэках («земном народе»), мааналайсах («подземных»), имеющих вид лягушек, ящериц, горностаев, кошек и других животных. Они могли встретиться и в антропоморфном виде, но тогда всегда были отмечены физическим безобразием: одна ступня у них повернута назад. Путь в их страну вел по муравьиным тропам, через озера и источники.

У финно-угорских народностей Поволжья лягушка была символом покровительницы домашнего женского дела и особенно ткачества. Мотив этот сохранен в одном из вариантов русской народной сказки «Царевна-Лягушка», где лягушка оборачивается веретеном. В древних зооморфных подвесках женщин-мерянок част мотив лягушачьих лапок.

По одному из вариантов космогонического мифа коми два брата демиурга — Ен и Омоль — обитали в первозданном болоте в виде лягушек. Из тины, принесенной в клюве голубем Ена, возникла земля, а из глотки ворона, принадлежащего Омолю, пролилась вода, ставшая морями и океанами.

Мотив вышивки «ромб с крючками» был популярен в вышивках не только на русском Севере, но и у чувашей, которые называли его «кеске». Эти узоры были центральным мотивом нагрудной вышивки женских рубах. Значение этих узоров почти забыто. В настоящее время «считается выясненным, что они были характерны для наряда замужней женщины и нашивались на обе груди. У марийцев вышивка на груди женского платья еще сохранила название ‘сторожа грудей’. Исследователи считают, что и чувашская вышивка типа ‘кеске’ имела охранительное значение, оберегая молоко у кормящей женщины».

О большой древности культа лягушки в Западной Сибири говорит почитание этого земноводного у обских угров. Так, происхождение фратрии Мось у хантов связывалось с лягушкой-прародительницей, которую называли Мис–нэ или Мисы–кут–нэ (женщина Мис, живущая среди кочек). Мир–сусне–хум – младший сын Нуми–Торума, верховного существа, по поверьям обских угров, тоже «был одним из предков фратрии Мось», что можно соотнести с легендой сосьвинских манси о том, что «один из сыновей Нуми–Торума имел облик лягушки». Согласно хантыйским представлениям бог Средней Сосьвы Тахыт-котль-Торум (или Махар Торум) в детстве был проглочен рыбой и принял в ее брюхе облик лягушки. Лягушка в генеалогических легндах сосьвинских хантов выступала в качестве прародительницы группы нарасмахум (болотного народа). Прародительницу-лягушку, имя которой, вероятно, было табуировано, называли – «болотной женщиной», «между кочек живущей женщиной», приписывали ей способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды, устраивать браки. Ее изображение, вышитое бисером на платке, держали перед рожающей женщиной. В одних семьях она считалась главным из духов–покровителей семьи, в других почиталась только одним из ее членов. Изображения таких лягушек-покровительниц семьи хранились в священном углу или в сундуках на чердаке. Если дух был покровителем всей семьи, его хранили из поколения в поколение. Наряду с зооморфными изображениями существовали и антропоморфные изображения лягушки. В МАЭ хранится 8 таких изображений, имеющих две характерные черты: «косые поперечные полоски на животе и по три луча–рога на голове».

Читайте также:  1097 год кого животного

ёЛягушка с легкостью обращалась в женщину, а женщина — в лягушку. На Васюгане записана «легенда, в которой происхождение людей связывается со старухой, ставшей лягушкой». Четыре хантыйские фамилии с р. Васюган происходили от женщины-лягушки. «В томской губернии возле васюганского болота, которое считается самым большим в мире, было святилище Саваркыла, то есть лягушачье. И ханты около царицы лягушки выбирали себе женихов и приносили обрядовые жертвы». У куноватских хантов лягушка называлась асявем–ими (тетка–женщина) и почиталась священной.

В мифологической картине мира манси «в центре вселенной стоит мировое древо, на вершине которого обитает птица Карс, а в корнях живет враждующая с ней Не имеющая-Сердца-и-Печени-Железная-Лягушка (лягушка здесь замещает змея у мирового дерева)». Одна из групп манси Северной Сосьвы считала лягушку своей родоначальницей, ее называли «Нарас-най» (Болотная великая женщина) или «Лус-халь-эква» (Между кочками живущая женщина). Манси в Юртах Новинских имели несколько культовых святилищ, в которых среди семейных покровителей фигурируют также Мис-хум и Нярас-нэ-эква (‘Сырого болота женщина’ или ‘Лягушка-женщина’).

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира т.I, II;
  2. Е.Я. Шейнин Энциклопедия символов;
  3. Амброз А.К. Ранне-земледельческий культовый символ («ромб с крючками») «Советская археология», 1965г., № 3
  4. Культ лягушки у хантов и манси. З.П. Соколова;
  5. В. М. Келемзин, Н. В.Лукина Знакомьтесь: ханты; Восточно-азиатский неолитический миф о сотворении земли//История и культура Востока Азии;
  6. Л. Латынин Основные сюжеты русского народного искусства: прялка вышивка, игрушка;
  7. И. Н. Гемуев. Мировоззрение манси. Дом и космос.

Похожие статьи

Источник

Об одном священном животном лягушка

Если собpать все легенды, повеpья и пpедpассудки о жабах и лягушках, то их можно условно pазбить на пять гpупп. В пеpвой говоpится о жабах, как оpудиях колдовства. Во втоpой они — обоpотни кpасавца цаpевича или цаpевны. Тpетью составляет большое количество легенд, где жабы боpются со змеями. В четвеpтую входят pассказы о жабах и лягушках, как благоpодных животных. За оказанную услугу они показывают путь, пеpеносят чеpез pеку, дельный совет дают, помогают пpекpасной девице. И в последнюю, пятую гpуппу входят легенды и сказания о жабах, как зоомоpфозах зимы.

У вьетов жаба — податель дождя, она — «самому Hебесному властителю pодня». Во вьетском стихотвоpении XV века «Жаба» сказано: «Было вpемя, во хpамах возносили тебе славословье». В стpашную засуху жаба собpала всех звеpей, повела их к небесному властителю и заставила его ниспослать на землю дождь. Hебесный властитель обязался в следующий pаз, как услышит ее голос, послать дождь. С жабой у вьетов связаны пpедставления о плодоpодии, богатстве, эpотике. Более того, жаба — «учитель конфуцианской мудpости». Hа вьетских памятниках бpонзового века сохpанились фигуpки обожествляемой жабы.

Читайте также:  Ланцетник примитивное хордовое животное

В восточно-pоманской мифологии жабам, змеям покpовительствует фея леса — Мана-Пэдуpии.

Поедая массу чеpвей и насекомых, жаба, по выpажению знатока зоологии Альфpеда Бpема, «настоящее благословение для места, где поселилась». К жабе относиться нужно с уважением, пальцем на нее показывать нельзя — спина болеть будет, считают в Укpаине.

«Де жаб багато, в тому кущi картоплi, як начинено», — подметили укpаинцы. Молдаване и гагаузы добавят: лягушку убивать гpешно, так как она создана богом, чтобы очищать воду. Она может от яда очистить колодец. Пpимеpно такое же повеpье есть в Галиции и Эстонии: в колодце, где обитает лягушка, вода всегда чистая и здоpовая. Жабу у воду — пей воду; кваканье лягушек способствует хоpошему сну — говоpят в Укpаине. У буpятов pогатая лягушка пpиносит счастье и богатство. Пеpмяки к лягушке питают жалость, не бьют, ибо она была человеком, да будучи заклята угодниками божьими, в тваpь пpевpатилась. Славянские волхвы в Киевской Руси не pазpешали убивать лягушек. По дpугому повеpью, квакающие лягушки вызывают дождь, и поэтому матеpи, чтобы была хоpошая погода, запpещали детям бить лягушек. У татаp, живущих в Hижегоpодской области, также нельзя бить лягушек, ибо пойдет дождь.

Кто дpужен с лягушкой, тому она приносит золото, — можно услышать в Hоpвегии. У эвенков лягушка — творец и хранитель земли. Священной лягушка считается и у куноватских хантов. Берегли ее, запрещали убивать лезгины, жители Сицилии, Хаpьковской губеpнии и сельпуты. Где много жаб — там местность здоровая, — говорили на Хеpсонщине.

В Италии считают, что жабы рождаются из первых больших капель дождя, падающего на пыльную землю в начале грозы. В сказках многих народов принц женится на жабе, которая тут же превращается в прекрасную девушку. В Сицилии и Германии жаба приносит счастье, неудачник должен принести ее в дом и кормить хлебом и вином. В Германии жабу, живущую в доме, охраняют и зовут «дядька» или «жаба-сокровище». (Экологические традиции, религиозные воззрения славянских и других народов)

Лунное животное, относящееся к водной стихии. Зло, отвратительные вещи и смерть.

Считают, что жаба, подобно змее, имеет в голове драгоценный камень Атрибут Смерти (изображаемая вместе с черепом и скелетом). Разделяет символизм лягушки в отрицательном смысле как её оборотный, инфернальный аспект.

«Существуют также определенные животные, миссия которых — ослаблять астральный свет посредством присущих им процессов поглощения. В их взгляде есть что-то завораживающее; таковы жаба и василиск». Рассматриваются преимущественно негативно…

Читайте также:  Китайский календарь 2010 год какого животного

Малопривлекательный вид и едкие кожные выделения. Благодаря её скрытому и любящему влажность существованию обычно связывается с «лунным миром», Со времен античности презираемое животное, «полное злых чар». Символ матки: часто ради избавления от женских болезней, скульптуры жаб приносились в качестве жертвенных предметов в места паломничества.

В ряде народных сказаний «греховная жаба» выступает олицетворением «бедной души». Она должна после смерти человека, не исполнившего обет, сделать это теперь в облике презираемого животного и может взойти на небо лишь достигнув алтаря Спасения на четвереньках.

В других сказаниях жаба выступает как олицетворение домовых, по-матерински охраняющих дом и семью. Окруженные заботой они в благодарность за это приносят в дом счастье.

Нередко жаба и лягушка (благодаря необычному образу жизни) связывались с комплексом идей воскресения и возрождения, Что, вероятно, и показано на доисторических наскальных изображениях головастикоподобных существ. Нередко выступает хранительницей сокровищ.

Постоянное кваканье и упоминание нашествия жаб среди египетских казней (Исход 8) способствовало её сближению с образом дьявола. Жабу часто сравнивали с еретиком. В живописи она обычно передает омерзительность греха. В более широком смысле служит символом человека, который хватается за мимолетные удовольствия жизни, а потому и символом всего мирского. (symbolarium.ru)

Пословицы и поговорки
Бедный в нуже — что жаба в луже.
Бил дед жабу, грозясь на бабу.
Всякая жаба себя хвалит.
Вьется и ужом и жабою.
Делает ловко, словно жаба мух ловит.
Дуйся, жаба, не дуйся, а волом не быть.
Жаба взобралась на бобовый стебель и говорит, что мир велик.
Жаба всем сердцем хочет попробовать лебединого мяса.
Жаба не знает, что её кожа шершава.
Жаба не плачет, хотя у нее неприглядная внешность.
Жаба квахчет — свой недуг тешит.
Жаба у рака гнездо отняла.
Жаба хоть и жмется к берегу пруда, а мечтает схватить ртом звезду на небе.
Заяц от куста, а жаба от зайца убегает.
Змея и жаба в одной норе не спят.
Как знать, где найдешь золото, а где жабу.
Как жаба, на добычу кидается.
Когда дерутся жабы, не разберешь, какая из них берет верх.
Коня куют, а жаба лапы подставляет.
На словах города берет, а на деле жабы боится.
Ни в чем не повинная жаба попала под камень.
Оттого бог жабе и хвоста не дал, чтоб она им травы не толочила.
Охоча жаба до орехов, да зубов нет.
Средь лягушек и жаба за красавицу сойдёт.
У бабки жаба в брюхе квакает, у внучки в горле птички поют.
Черепаха на дерево не выкарабкается, жаба не полетит.

Источник

Оцените статью