Природные объекты государственной собственности
Государственная собственность на природные ресурсы – это установленная законодательством доминирующая форма собственности в отношении природных ресурсов – земель, недр, объектов животного мира и пр.
Обеспечение защиты экологии, безопасного использования природных богатств реализуется на конституционном и законодательном уровнях, в частности, посредством определения правового режима государственной собственности на наиболее ценные для общества природные объекты.
Институт собственности на природные ресурсы в целом характеризуется определенной двойственностью:
- они являются элементами природной среды;
- они выступают объектами хозяйственной деятельности.
Необходимость распространения особого правового режима на природные объекты, обусловлена их спецификой:
- это не созданные трудом, но представляющие существенную значимость, являющиеся национальным богатством, объекты собственности;
- природные ресурсы – это национальное богатство, которое существует дольше человеческой жизни.
Охрана природных объектов обусловлена именно этими их характеристиками: это национальное богатство, значимое, как для ныне живущего, так и для будущих поколений. Это предопределяет необходимость специального законодательного регулирования правового режима природных объектов. Законодательство прямо закрепляет за природными объектами статус национального достояния, естественной базы развития народов государства, их благосостояния, социально-экономического развития.
При этом, очевидно, что использование природных ресурсов, распоряжение ими, в чьей бы собственности такие природные объекты не находились, должны быть ориентированы на соблюдение экологической безопасности и обеспечение интересов общества и будущих поколений. Долгосрочность ценности природных объектов определяет требования разумности их использования для обеспечения интересов нынешнего и будущего поколений, то есть удовлетворения потребностей нынешнего собственника без ущерба для следующих поколений.
Еще одна специфическая черта природных объектов, определяющих особый правовой режим использования и распоряжения ими – это неотделимость объектов природы от самой природной среды. Когда такие природные объекты изымаются посредством, в частности, их добычи, связи между объектами природы и природной средой разрушаются и фактический объекты природы становятся материальными ценностями и объектами предпринимательских отношений. Так, в частности, устанавливается государственная собственность в отношении таких природных объектов, как недра, в то время как на ресурсы, добытые из недр, на основании лицензии может устанавливаться и частная собственность. Аналогичная ситуация складывается и в других сферах: государственная собственность распространяется на лесные ресурсы, однако частные субъекты, которые используют леса в соответствии с процедурой, регламентированной специальным законодательством, приобретают право собственности на древесину и другие добытые лесные ресурсы.
Еще одна специфическая черта правового режима на природные объекты определяется необходимостью их овеществления, то есть природный объект должен быть овеществлен, иметь материальную форму, и тогда он может быть объектом собственности. Исходя из этого признака объектами, в том числе и государственной собственности, могут быть такие природные объекты, как земля, недра, водные объекты, лесные объекты, что исключает возможность нахождения в собственности, в том числе государственной, атмосферного воздуха, солнечной энергии, климата.
Государственная собственность как доминирующая форма собственности на природные ресурсы
В отечественном правопорядке в качестве доминирующей формы собственности на природные объекты законодательством признается государственная собственность. В числе природных объектов, которые могут находиться в собственности частных субъектов, наличествует земля, что обусловлено необходимостью развития экономических отношений, в том числе посредством развития сельского хозяйства, эффективность которого во многом обусловлена возможностью нахождения в частной собственности земельных ресурсов. При этом на использование земельных участков налагаются принципы разумного природопользования и экологической безопасности, что, в свою очередь, возлагает необходимость использования частными собственниками земельных ресурсов в соответствии с их назначением.
Важно подчеркнуть, что ограничения, налагаемые правовым режимом в отношении природных объектов, определяются их спецификой. Природные ресурсы – это необходимый элемент существования не только населения отдельных стран, но и всего человечества.
Состав государственной собственности на природные объекты объединяет: право государственной собственности на недра, на землю, на объекты животного мира и иные природные объекты. Так, специальное лесное и водное законодательство регулирует право собственности государства на водные объекты и лесные участки.
Вопрос разграничения государственной собственности на природные объекты между Федерацией и регионами специально регулируется на конституционном и законодательном уровне. Так, государственная собственность на земельные участки, участки недр, на водные объекты и другие природные объекты разграничивается по взаимной договоренности между Федерацией и субъектами.
Так, право государственной собственности на земельные участки разграничивается земельным законодательством, которым предусматривается, что к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, которые признаны федеральной собственностью законом;
- земельные участки, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- земельные участки, которые Федерация приобрела по основаниям, установленным Гражданским кодексом РФ.
К исключительной федеральной собственности относятся такие природные объекты, как континентальный шельф, территориальные воды и экологические зоны.
Источник
Право государственной собственности на природные ресурсы
Крупнейший собственник — государство. Ему принадлежат большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящихся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, дикий животный мир, особо охраняемые природные территории (кроме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения).
Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов исходя из признака их общегосударственной значимости.
Объекты права федеральной собственности — природные объекты и комплексы:
· представляющие общенациональную ценность
· связанные с осуществлением функций федеральных органов государственной власти
· расположенные на территории двух и более субъектов РФ
· относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ
В частности, такими объектами являются:
— земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ и осуществления других функций федеральных органов государственной власти(базы для учений);
— земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности(нефтепровод);
— земельные участки и другие природные объекты государственных природных заповедников, национальных, природных парков, государственных природных заказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорий федерального значения;
— виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
— виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;
— месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
— лесной фонд РФ и леса на землях обороны;
— водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море РФ;
— естественные ресурсы морской экономической зоны и континентального шельфа РФ;
— иные природные ресурсы по взаимной договоренности Российской Федерации и ее субъектов.
Передача федеральных природных ресурсов в собственность субъектов РФ осуществляется на основании решения Правительства РФ, которое осуществляет функции управления и распоряжения федеральной собственностью.
В собственность субъектов РФ передаются природные ресурсы, необходимые для обеспечения самостоятельности национально-государственного и административно-территориального образования за исключением природных ресурсов, переданных в федеральную, муниципальную собственность, собственность граждан или юридических лиц.
В отношении некоторых видов природных ресурсов законодательством установлен режим государственной собственности без разграничения объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Такое разграничение отсутствует в законодательстве о недрах и о животном мире. Данный вопрос требует своего решения на уровне федерального законодательства.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник