3.Правовое регулирование природопользования.
Согласно статье 72 Конституции РФ, природопользование, также как и охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также вопросы пользования землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. Полномочия в этой сфере распределяются между органами федеральными (законодательной и исполнительной власти), органами власти и управления субъектов Федерации, органами местного самоуправления таким образом, что за каждый из них закреплен определенный круг вопросов, которые они должны решать, дополняя друг друга.
Основными методами регулирования природопользования является экономико-правовое регулирование. Смысл этого метода состоит в том, что добыча или использование природных ресурсов сопровождается отчислениями в федеральный, региональные и муниципальные бюджеты и внебюджетные фонды. И чем активнее используются природные ресурсы, тем больше отчисления. При этом необходимо помнить, что такие объекты как заповедники, особо охраняемые территории вообще исключены из промышленного использования.
Предметом правового регулирования здесь выступают природные ресурсы, которые определяются как компоненты природной среды. Природные объекты и природно-антропогенные, объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Использование природных ресурсов подлежит оплате. Использование это не только эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, но и использование рекреационных возможностей природы по утилизации продуктов деятельности человека, прежде нейтрализации вредных выбросов промышленных предприятий, а также бытовых отходов.
Особый вид экономико-правового регулирование составляет механизм возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Нарушители экологического законодательства несут материальную ответственность не только перед государством за нарушения экологического законодательства, но перед конкретными лицами, которым нанесет ущерб или причинен вред.
4.Экологический контроль и ответственность.
Экологический контроль в области окружающей среды осуществляется, прежде всего, федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации, которые и образуют государственный экологический контроль. Порядок осуществления контроля, перечень объектов контроля, перечень должностных лиц, осуществляющих контроль (федеральные государственные инспекторы в области охраны окружающей среды) определяется Правительство РФ. Подобные структуры могут создавать и субъекты РФ, в соответствии со своим законодательством.
Государство не единственный субъект, осуществляющий надзор соблюдением экологического законодательства. Наряду с государственным экологическим контролем существует другие виды контроля, а именно производственный, муниципальный и общественный контроль.
Производственный контроль, в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством.
Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) осуществляется на территории конкретного муниципального образования самими органами местного самоуправления или специально уполномоченными ими органами, что должно быть отражено в нормативно-правовых актах органа местного самоуправления.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушений законов и нормативных актов в области охраны окружающей среды. Данный контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также отдельными гражданами в соответствии с действующим законодательством.
Закон не наделяет общественные и некоммерческие организации полномочиями в осуществлении охраны окружающей среды. Результаты общественного контроля, представленные в органы федеральной, региональной или муниципальной Власти, подлежат обязательному рассмотрению и принятию решения.
Нарушение нормативно-правовых актов, касающихся охраны окружающей среды, влечет за собой дисциплинарную, гражданскую (имущественную), административную и уголовную ответственность. В Уголовном кодексе РФ выделена целая глава, под названием «Экологические преступления». В ней предусматривается уголовная ответственность, в том числе и в виде лишения свободы, за загрязнение вод, нарушения правил охраны и использования недр, загрязнения атмосферы и морской среды, незаконную добычу животных и растений, уничтожение или повреждение лесов, за незаконную охоту, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, за нарушение режима особо охраняемых государством природных территорий (заповедников, национальных парков, памятников природы) и др.
При менее серьезных последствиях применяются санкции в рамках административной ответственности, предусмотренные в главе 8 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
В рамках гражданского права действует материальная ответственность — возмещение вреда в полном объеме, в том числе с учетом упущенной выгоды добровольно или по решению суда. Срок давности по искам по компенсации вреда окружающей среде, причиненные вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды, составляет 20 лет.
Источник
Глава 4. Природоресурсовое право
Природоресурсовое право – система правовых норм, регламентирующих режим (правовое положение) окружающей среды, комплексов природы, природных объектов и ресурсов как объектов экологических отношений.
Природоресурсовое право – межотраслевой институт экологического права, выделение которого обусловлено особым видом взаимодействия общества и природы, который заключается в выделении (вычленении) из окружающей природной среды объектов и свойств, выполняющих социальные экономические и иные функции в качестве источников удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей, объектов пользования, охраны и преобразования.
В научной и учебной литературе распространенны мнения о выделении в системе экологического права природоресурсового права как совокупности правовых норм, регулирующихся природоресурсные отношения (по использования и охране природных ресурсов (объектов) – земель, недр, лесов, вод, животного и растительного мира, атмосферного воздуха) [157]. По мнению Б. В. Ерофеева в отличие от экологического права, регулирующего общественные экологические отношения, природоресурсовое право регулирует только общественные отношения, складывающиеся по поводу отдельных природных компонентов: земли, ее недр, лесов, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха и др.[158].
Представляется, что в приведенных высказываниях природоресурсовое право сводится к системе норм, регулирующих использование и охрану природных ресурсов, с чем вряд ли можно согласиться. Отношения природопользования и охраны природных ресурсов, составляют предмет права природопользования, природоохранительного права, соответственно природоресурсовое же право составляют правовые нормы, регламентирующие режим (правовое положение) окружающей среды компонентов природы и отдельных природных объектов (ресурсов).
Природоресурсовое право состоит из общей и особенной части.
В настоящее время нет федерального закона или иного нормативного правового акта, которым бы регламентировался режим окружающей природной среды в целом. Поэтому можно высказать только соображения о содержании и структуре общей части природоресурсового права. Представляется, что общую часть должны составлять нормы, регламентирующие предмет, цель, задачи, методы регламентации режима окружающей среды, принципы отнесения окружающей среды и ее компонентов к природным ресурсам, систему правового регулирования, закрепляющие понятие окружающей среды как природоресурсового фонда и его структуру, регулирование природоресурсовых отношений, правовые средства обеспечения соблюдения природоресурсового права.
Особую часть природоресурсового права составляют институты: землересурсовое право (правовой режим земель), недроресурсовое право (правовой режим недр), водноресурсовое право (правовой режим вод), лесоресурсовое право (правовой режим лесов), фауно-ресурсовое право (правовой режим фауны, животного мира), правовой режим особо охраняемых территорий и объектов; правовой режим воздушного пространства.
Предмет правовой регламентации природноресурсового права составляют: окружающая среда как целостная экологическая (экосоциальная) система и составляющие ее компоненты природы природные объекты и ресурсы, выделенные из природы как источники удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей, объект деятельности общества.
Цель правового регулирования заключается в определении режима (положения) окружающей среды, компонентов природы природных объектов и в качестве ресурсов — источников удовлетворения общественных потребностей.
Задача правового регулирования состоит в создании системы нормативных правовых актов, закрепляющих правовой режим (положение) окружающей среды природных объектов и ресурсов.
Правовая регламентация режима (положения) окружающей природной среды, природных комплексов и ресурсов осуществляется императивным методом.
Правовой режим объектов природы в качестве ресурсов, объектов общественных отношений закрепляется в регулятивных правовых нормах, не допускающих диспозитивное регулирование.
Устанавливая административную и уголовную ответственность за посягательство на окружающую природную среду, природные ресурсы законодатель придает им социальную значимость как источникам жизнедеятельности общества, выделяя их в качестве таковых из природы.
Выделение объектов и свойств природы в качестве природных ресурсов осуществляется на основе следующих принципов:
- социальной и экологической полезности объекта или свойств природы;
- технической возможности извлечения полезных свойств природных объектов;
- научной обоснованности выделения природных ресурсов;
- системности окружающей природной среды компонентов природы и отдельных природных ресурсов;
- получения наиболее полной информации о состоянии окружающей среды и отдельных природных ресурсов;
- охраны окружающей среды, компонентов природы , природных комплексов и ресурсов от негативных воздействий техногенного и природного характера.
Источник