Объект труда живая природа

Игра по профориентации «ПЯТЬ ТИПОВ ПРОФЕССИЙ»

Перед проведением игры учащихся знакомят с типами профессий:

1. Человек – Природа (П). Здесь главный, ведущий предмет труда – живая природа. К такому типу относятся, например, профессии: агроном, зоотехник, лаборант химико-бактериологического анализа, почвовед.

2. Человек – Техника (Т). В этом типе профессий главный ведущий предмет труда – технические объекты (машины, механизмы). Примеры профессий: водитель, токарь, диспетчер, инженер, ткач, швея.

3. Человек – Знаковая система (З). В этом типе профессий главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, различные языки. Примеры профессий: наборщик, кассир, делопроизводитель, бухгалтер, программист.

4. Человек – Человек (Ч). Здесь главный предмет труда – люди. Такие профессии, как медсестра, продавец, бортпроводник, учитель, секретарь-машинистка требуют от людей умения устанавливать и поддерживать контакты.

5. Человек – Художественный образ (ХО). В этом типе ведущий предмет труда – художественный образ, способы его построения. К этому типу относятся профессии: парикмахер, чеканщик, резчик по камню, фотограф, артист.

Условия проведения игры

Игра предназначена для учащихся 4-5-х классов. Для проведения игры заготавливаются карточки с изображением на них предметов труда каждого типа профессий:

1. (П): цветок, животное, аквариум, вспаханное поле, ягода, семена.

2. (Т): экскаватор, дом, самолет, детали машин, пищевые продукты, часы.

3. (З): формула, чертеж, схема, печатный текст, папки с бумагами.

4. (Ч): школьники, грудной ребенок, человек в больнице, оркестр, магазин, люди возле справочного бюро.

5. (ХО): скрипка, роспись на фарфоре, рисунок, ноты, мебель.

Процедура проведения игры

Учащимся раздаются карточки с изображениями предметов труда разных профессий. Задача играющих – объединиться в группы одного типа профессий. Группа, которая первой правильно подобрала участников, побеждает.

Теперь игра продолжается внутри каждой группы. Если есть 5 ведущих, то можно проводить все конкурсы одновременно, а можно и по очереди. Когда играет группа одного типа, другие смотрят.

Сначала играет группа, которую можно условно назвать «Природа». Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Работнику нужно не только многое знать о живых организмах, но и предвидеть возможные изменения в них. От специалиста требуется инициативность и самостоятельность в решении конкретных трудных задач, заботливость и дальновидность. Для ориентировки можно предложить такие задания (при этом группа делится на 2 команды):

Читайте также:  Взаимодействия дошкольников с природой

Каждый член команды должен пройти дистанцию от стены до стены, называя на каждый шаг какое-нибудь животное, на каждом этапе передавая эстафетную палочку. Побеждает та команда, которая быстрее закончит.

Игрокам обеих команд завязывают глаза. Игрокам предлагаются листья различных растений. На ощупь они должны определить, листья каких растений им дали. За каждое правильное название – 1 очко.

Задание № 3: «Ответь на вопрос» (каждой команде задается по вопросу).

1-й вопрос: «Почему куры, индейки и некоторые другие домашние птицы глотают мелкие камешки?»

(Правильный ответ: «Камешки, которые глотает курица, помогают ей лучше переварить зерна. При сокращении желудка зерна трутся о камешки и измельчаются. Желудок заменяет курице зубы»).

2-й вопрос: «Какая корова сытнее живет, хвостатая или бесхвостая?»

(Правильный ответ: «Хвостатая, так как хвостом корова отгоняет назойливых насекомых в то время, когда щиплет траву. Бесхвостой корове нечем отмахиваться от мух, поэтому ей приходится поминутно мотать головой и переходить с места на место»).

Чья команда назовет больше профессий, относящихся к типу «Человек-Природа». Называют по очереди. В этом случае лучше всего иметь шахматные часы. Придумывать профессии можно в течение 3-х минут: у кого раньше упадет флажок, тот проиграл.

При обработке или оценке технических объектов от работника требуется точность и определенность действий. Хороший мастер всегда на глаз и безошибочно сумеет определить толщину доски, ткани, диаметр болта, хорошо ориентируется во временных интервалах.

Группа «Техника» делится на 2 команды.

Задание № 1: «Кто определит точнее?»

Каждой команде нужно определить на глаз:

а) ширину и длину комнаты, в которой собрались (в метрах);

б) сколько раз карандаш уложится по длине крышки стола;

в) сколько в этой вазе конфет;

г) сколько стаканов воды войдет в графин.

Задание № 2: «Не открывая глаз»

Представителям команд завязывают глаза и дают по 5-6 монет разного достоинства. Нужно как можно быстрее и точнее определить сумму всех монет.

Представителям команд надо связать несколько 10-сантиметровых ниточек. Дается 15 секунд. Побеждает та команда, чья нитка длиннее.

Читайте также:  Все охраняемые природные территории амурской области

Чья команда назовет больше профессий, относящихся к типу «Человек-Техника». Задание выполняется по тем же правилам, что и в первой группе.

Главное содержание труда в профессиях «Человек – Человек» сводится к взаимодействию между людьми, важной частью которого является построение и поддержание хороших взаимоотношений, контактов. Внимательность, самообладание, умение быстро перестраиваться, подвижность, способность поставить себя на место другого, умение оценить ситуацию, доброжелательность, — эти качества часто нужны в работе с людьми.

Группа делится на 2 команды.

От каждой команды выбирается по одному представителю для участия в конкурсе на внимание. Каждый из них должен дать как можно более точное описание соперника, стоя при этом к нему спиной.

Задание № 2: «Подними монету»

Монета достоинством в 5 рублей лежит на полу. Каждая команда должна поднять эту монету, имея в руках обычные ученические ручки. Это упражнение на согласованность действий.

Задание № 3: «Скажи все хорошее»

Каждый игрок одной команды должен сказать об игроке противоположной команды что-то хорошее, искреннее и доброжелательное. Здесь побеждает дружба.

Чья команда назовет больше профессий типа «Человек – Человек».

ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Одна из особенностей профессий типа «Человек – Художественный образ» состоит в том, что творчество здесь – обязательный фактор. Фантазия, нестандартность мышления, необычность, — все это неотъемлемые атрибуты профессии, будь то столярное дело по производству мебели, моделирование обуви или живопись. Значительная доля трудовых затрат скрыта от стороннего наблюдателя.

Группа «Художественный образ» делится на 2 команды.

Задание № 1: «Сочиним сказку»

Задается первая фраза. Ведущий, сказав ее, бросает в круг ребят какой-нибудь предмет (мяч, игрушку). Тот, кому брошен предмет, продолжает сказку одной фразой, и бросает предмет другому и т.д. Выигрывает та команда, сказка у которой получится интересней.

Задание № 2: «Восстанови картину»

По фрагментам картины надо восстановить ее. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием. В виде фрагментов могут выступить части разрезанной репродукции.

Чья команда назовет больше профессий типа «Человек – Художественный образ».

Каждая команда должна подготовить какой-нибудь номер художественной самодеятельности (сценку, песню, инсценировку стихов, пародии и т.д.).

Чтобы успешно работать по какой-либо профессии данного типа, нужны способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, сбора сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

Читайте также:  Наибольшее развитие получают наукоемкие ресурсосберегающие технологии природные факторы

Группа «Знаковая система» делится на 2 команды.

Задание № 1: «Восстановление текста»

Для этого задания нужно разорвать какую-нибудь топографическую карту с многочисленными названиями, положить ее в конверты. Можно дать задание составить карту представителям команд, а можно целым командам.

Представителям каждой команды предъявляются 3 числа. Например: 2/5, 7/9, 3/7. Объясняются условия: необходимо продолжить ряд так, чтобы в числитель писалась сумма числителя и знаменателя, а в знаменатель — сумма двух числителей. Засекается время – 30 секунд. Побеждает тот, кто без ошибок выполнил задание, и чей ряд длиннее.

Чья команда назовет больше профессий типа «Человек – Знак».

Источник

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ТРУДА

Предмет труда – эти объекты (или их комплексы), на которые воздействует человек в профессиональной деятельности.

2. ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА

«Человек – Природа» (П)

Предмет труда: живая природа (растения, животные, микроорганизмы)

Примеры профессий: лесник, садовод, агроном, овощевод, эколог, ботаник, зоолог, животновод, ветеринар, рыболов, доярка, зверовод, дрессировщик, микробиолог, генетик, вирусолог, биохимик, лаборант химико-биологического анализа.

3. ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА

«Человек – Техника» (Т)

Предмет труда: машины, механизмы, материалы, виды энергий, неживая природа (недра земли, почва, вода, продукты лесного и с/х)

Примеры профессий: водитель, лётчик, токарь, автослесарь, швея, столяр, шахтёр, инженер-геолог, механик буровой установки, техник, ткач, электросварщик, наладчик, строитель, сборщик электросхем, инженер по эксплуатации, повар, пекарь, кондитер, технолог по переработке пищевых продуктов.

4. ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК

«Человек – Человек» (Ч)

Примеры профессий: воспитатель д \с, учитель, менеджер, психолог, врач, медсестра, продавец, парикмахер, социальный работник, экскурсовод, консультант, массовик-затейник.

5. ЧЕЛОВЕК-знаковая система

«Человек – знаковая система» (З)

Предмет труда: информация в виде условных знаков, цифр, чертежей, схем, таблиц, тестов, шифров, кодов, естественных или искусственных языков, оформление документов.

Примеры профессий: экономист, инженер, бухгалтер, чертёжник, топограф, геодезист, программист, оператор ЭВМ, секретарь, переводчик, нотариус, контролёр-кассир.

6. ЧЕЛОВЕК-художественный образ

«Человек – Художественный образ» (Х)

Предмет труда: искусство (музыкальное, изобразительное, литературное, театральное, декоративно-прикладное).

Примеры профессий: композитор, артист, писатель, режиссёр, поэт, сценарист, модельер, резчик по дереву, вышивальшица, дизайнер.

7. Практическая работа

Определи к какому типу относятся профессии

Источник

Оцените статью