№34. Субъект и объект познания в философии
Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.
Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.
В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.
Объект познания — это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.
Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.
Помимо объекта в научном познании часто выделяют предмет — часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук является человек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии — на его происхождение, культурологии — накультуру, этнографии — на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д.
Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта. Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт), до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности. Сам субъект и его деятельность могут быть правильно поняты лишь с учетом конкретных социально-культурных и исторических условий, с учетом опосредованности отношений субъекта с другими субъектами. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе (рефлексия).
От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный» и «объективный».
Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.п. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на наши взаимоотношения с миром. Субъективное отношение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса и у разных людей может быть различным. Субъективность больше относят к мнениям, чем знаниям, хотя и личное знание является субъективным уже в силу того, что принадлежит сознанию человека, а не окружающему миру.
Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. Например, объективными фактами или их отображениями являются вращение Земли вокруг Солнца, впадение Волги в Каспийское море, утверждения «Сократ — это человек», «Ф.М.Достоевский — русский писатель» и т.д.; они не зависят от наших личных желаний: Земля не прекратит своего вращения, Волга не повернет вспять, а Сократ не станет русским писателем.
Конечно, совершенно «очищенным» от человека знание быть не может. На познание оказывают влияние социальные отношения, культура, эпоха.
№35. Непосредственная цель познания — постижение истины, т. е. действительного знания о мире и человеке. Истина — адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и всей целостной картины мира в динамике ее развития. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее. Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Процесс познания — нелегкий путь. По словам Д. И. Писарева, для того чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках. ЗАБЛУЖДЕНИЕ — это содержание сознания, несоответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем. Гёте: «Кто ищет, вынужден блуждать». В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и социальные основания. Но их следует отличать от ЛЖИ как нравственно-психологического феномена. ЛОЖЬ — это искажение действительного состояния дел. имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление. Но познание не сплошное блуждание в потемках вымыслов. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. Сказанное верно в основном по отношению к естественно- научному и социальному познанию. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ. Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием для отличения истины от заблуждения и ошибок? Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Пример- «квадрат имеет 4 стороны». Такое понимание критерия истинности опирается на веру в силу логики своего мышления, достоверность восприятия им реальности. Однако этот критерий не гарантирует надежности. Со временем оказалось, что ясность и отчетливость- субъективные состояния сознания, они явно нуждаются в опоре на нечто более «прочное». Это уверенность в достоверности мыслимого. Но и уверенность в истинности мысли способна ввести в заблуждение. Выдвигался такой критерий истины, как общезначимость. Истинно то, что соответствует мнению большинства. Принцип прагматизма , определяющий значение истины ее практической полезностью. Критерий истины заключается в практике: «Вопрос о том. обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,- вовсе не вопрос теории, а вопрос практический. В практике человек должен доказать истинность, т. е. действительность и мощносторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть вопрос оторванный от жизни»(Маркс, Энгельс, сочинения, т. 42).Но и практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было знание. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — ограниченно верное знание о чем-либо; форма выражения объективной истины, зависящая от конкретных исторических условий, характеризующая ее степень точности, строгости, полноты, которая достигнута на данном уровне познания. АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА — совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо предмете или явлении, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.
Источник
Познание, его возможности и границы
Если проблема бытия изучается онтологией (учением о бытии), то гносеология (теория познания) изучает основные вопросы познаваемости мира. “Познаваем ли мир?” — таков традиционный вопрос, возникший перед философией еще в древнюю эпоху. Поэтому основной вопрос теории познания заключается в том, как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру, и может ли человеческое мышление составить верное отражение действительности? При ответе на этот вопрос мнения философов разделяются. Оптимисты (Лейбниц, Гегель) полагают, что мир полностью познаваем и открыт пытливому человеческому уму. Следуя правилам мышления, человек способен получить максимально полное, истинное знание о мире. Скептики (Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик, Эразм Ротердамский, Мишель Монтень) считают, что истина недостижима, а мудрость состоит в том, чтобы воздерживаться от какого-либо суждения. Человеку доступно только мнение (doxa), но не идея в ее полноте (epistema). Наконец, агностики (Д.Юм, И.Кант) считают, что материальный мир в принципе непознаваем. Все, что мы знаем о мире, есть плод человеческого мышления, то есть человеческие знания в силу своей субъективности не могут вскрыть сущность материального мира и закономерностей природы.
Процесс познания. Субъект и объект познания.
Познание — это духовная деятельность людей, направленная на получение нового знания. В отличие от практической познавательная деятельность людей сама по себе не изменяет окружающий мир, но дает информацию о наиболее значимых закономерностях природы, общества и человеческого мышления. Познание — это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и рациональных образов. Содержанием процесса познания является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Когда какое-либо явление вовлекается в орбиту жизнедеятельности человека, делается значимым для него, оно становится предметом познания.
Процесс познания всегда осуществляется как взаимодействие субъекта и объекта познания. Субъект — это носитель сознания, источник познавательной и предметной деятельности. Субъектом может быть живой человек, социальная группа и общество в целом. Общество является универсальным субъектом, так как в нем объединены субъекты различных уровней. Важнейшей характеристикой субъекта выступает активность. Субъект активно использует свои познавательные способности для получения новой информации. Объект — это часть объективной реальности, которая существует независимо от воли и сознания субъекта. В процессе познания объект всегда противостоит субъекту в качестве того, что познается, и выполняет пассивную роль. Объектом может выступать природа, общество, внутренний мир человека, другой человек и т.д.
Различают три основные формы процесса познания: объяснение, понимание, рефлексия.
Объяснение — это способ познания, при котором отдельные свойства и признаки явления подводятся под общие закономерности. Объяснение всегда направлено на выяснение причины того или иного явления, а поскольку причины явлений имеют объективный характер, то объяснить что-либо — значит раскрыть характер связи между исследуемым явлением и уже известными закономерностями. Объяснению всегда сопутствует описание — упорядоченное изложение свойств и признаков предмета, уточняющее его мысленный образ.
Понимание всегда связано с актами смыслополагания. Если объяснение практически полностью опирается на рассудочную деятельность субъекта, то понимание наряду с рассудком использует интеллектуальную интуицию. Глубина понимания зависит от жизненного опыта субъекта и его интересов. Понимание всегда осуществляется в границах языка и неразрывно связано с традициями и ценностными ориентациями субъекта. Язык выступает носителем традиции и обеспечивает преемственность знаний между различными поколениями людей.
Рефлексия (лат. reflexio — обращение назад, к истокам) — это размышление, направленное на анализ собственных мыслей и переживаний. Предметом рефлексии выступает собственная деятельность субъекта, которая, будучи предметом познания, становится рационально осмысленной.
Источник