Объектом познания может выступать природа общество

Познание, его возможности и границы

Если проблема бытия изучается онтологией (учением о бытии), то гносеология (теория познания) изучает основные вопросы познаваемости мира. “Познаваем ли мир?” — таков традиционный вопрос, возникший перед философией еще в древнюю эпоху. Поэтому основной вопрос теории познания заключается в том, как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру, и может ли человеческое мышление составить верное отражение действительности? При ответе на этот вопрос мнения философов разделяются. Оптимисты (Лейбниц, Гегель) полагают, что мир полностью познаваем и открыт пытливому человеческому уму. Следуя правилам мышления, человек способен получить максимально полное, истинное знание о мире. Скептики (Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик, Эразм Ротердамский, Мишель Монтень) считают, что истина недостижима, а мудрость состоит в том, чтобы воздерживаться от какого-либо суждения. Человеку доступно только мнение (doxa), но не идея в ее полноте (epistema). Наконец, агностики (Д.Юм, И.Кант) считают, что материальный мир в принципе непознаваем. Все, что мы знаем о мире, есть плод человеческого мышления, то есть человеческие знания в силу своей субъективности не могут вскрыть сущность материального мира и закономерностей природы.

Процесс познания. Субъект и объект познания.

Познание — это духовная деятельность людей, направленная на получение нового знания. В отличие от практической познавательная деятельность людей сама по себе не изменяет окружающий мир, но дает информацию о наиболее значимых закономерностях природы, общества и человеческого мышления. Познание — это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и рациональных образов. Содержанием процесса познания является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Когда какое-либо явление вовлекается в орбиту жизнедеятельности человека, делается значимым для него, оно становится предметом познания.

Процесс познания всегда осуществляется как взаимодействие субъекта и объекта познания. Субъект — это носитель сознания, источник познавательной и предметной деятельности. Субъектом может быть живой человек, социальная группа и общество в целом. Общество является универсальным субъектом, так как в нем объединены субъекты различных уровней. Важнейшей характеристикой субъекта выступает активность. Субъект активно использует свои познавательные способности для получения новой информации. Объект — это часть объективной реальности, которая существует независимо от воли и сознания субъекта. В процессе познания объект всегда противостоит субъекту в качестве того, что познается, и выполняет пассивную роль. Объектом может выступать природа, общество, внутренний мир человека, другой человек и т.д.

Различают три основные формы процесса познания: объяснение, понимание, рефлексия.

Читайте также:  Мероприятие тайны живой природы

Объяснение — это способ познания, при котором отдельные свойства и признаки явления подводятся под общие закономерности. Объяснение всегда направлено на выяснение причины того или иного явления, а поскольку причины явлений имеют объективный характер, то объяснить что-либо — значит раскрыть характер связи между исследуемым явлением и уже известными закономерностями. Объяснению всегда сопутствует описание — упорядоченное изложение свойств и признаков предмета, уточняющее его мысленный образ.

Понимание всегда связано с актами смыслополагания. Если объяснение практически полностью опирается на рассудочную деятельность субъекта, то понимание наряду с рассудком использует интеллектуальную интуицию. Глубина понимания зависит от жизненного опыта субъекта и его интересов. Понимание всегда осуществляется в границах языка и неразрывно связано с традициями и ценностными ориентациями субъекта. Язык выступает носителем традиции и обеспечивает преемственность знаний между различными поколениями людей.

Рефлексия (лат. reflexio — обращение назад, к истокам) — это размышление, направленное на анализ собственных мыслей и переживаний. Предметом рефлексии выступает собственная деятельность субъекта, которая, будучи предметом познания, становится рационально осмысленной.

Источник

Познание, его возможности и границы

Если проблема бытия изучается онтологией (учением о бытии), то гносеология (теория познания) изучает основные вопросы познаваемости мира. “Познаваем ли мир?” — таков традиционный вопрос, возникший перед философией еще в древнюю эпоху. Поэтому основной вопрос теории познания заключается в том, как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру, и может ли человеческое мышление составить верное отражение действительности? При ответе на этот вопрос мнения философов разделяются. Оптимисты (Лейбниц, Гегель) полагают, что мир полностью познаваем и открыт пытливому человеческому уму. Следуя правилам мышления, человек способен получить максимально полное, истинное знание о мире. Скептики (Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик, Эразм Ротердамский, Мишель Монтень) считают, что истина недостижима, а мудрость состоит в том, чтобы воздерживаться от какого-либо суждения. Человеку доступно только мнение (doxa), но не идея в ее полноте (epistema). Наконец, агностики (Д.Юм, И.Кант) считают, что материальный мир в принципе непознаваем. Все, что мы знаем о мире, есть плод человеческого мышления, то есть человеческие знания в силу своей субъективности не могут вскрыть сущность материального мира и закономерностей природы.

Процесс познания. Субъект и объект познания.

Познание — это духовная деятельность людей, направленная на получение нового знания. В отличие от практической познавательная деятельность людей сама по себе не изменяет окружающий мир, но дает информацию о наиболее значимых закономерностях природы, общества и человеческого мышления. Познание — это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и рациональных образов. Содержанием процесса познания является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Когда какое-либо явление вовлекается в орбиту жизнедеятельности человека, делается значимым для него, оно становится предметом познания.

Читайте также:  Конспект урока явления природы зимой

Процесс познания всегда осуществляется как взаимодействие субъекта и объекта познания. Субъект — это носитель сознания, источник познавательной и предметной деятельности. Субъектом может быть живой человек, социальная группа и общество в целом. Общество является универсальным субъектом, так как в нем объединены субъекты различных уровней. Важнейшей характеристикой субъекта выступает активность. Субъект активно использует свои познавательные способности для получения новой информации. Объект — это часть объективной реальности, которая существует независимо от воли и сознания субъекта. В процессе познания объект всегда противостоит субъекту в качестве того, что познается, и выполняет пассивную роль. Объектом может выступать природа, общество, внутренний мир человека, другой человек и т.д.

Различают три основные формы процесса познания: объяснение, понимание, рефлексия.

Объяснение — это способ познания, при котором отдельные свойства и признаки явления подводятся под общие закономерности. Объяснение всегда направлено на выяснение причины того или иного явления, а поскольку причины явлений имеют объективный характер, то объяснить что-либо — значит раскрыть характер связи между исследуемым явлением и уже известными закономерностями. Объяснению всегда сопутствует описание — упорядоченное изложение свойств и признаков предмета, уточняющее его мысленный образ.

Понимание всегда связано с актами смыслополагания. Если объяснение практически полностью опирается на рассудочную деятельность субъекта, то понимание наряду с рассудком использует интеллектуальную интуицию. Глубина понимания зависит от жизненного опыта субъекта и его интересов. Понимание всегда осуществляется в границах языка и неразрывно связано с традициями и ценностными ориентациями субъекта. Язык выступает носителем традиции и обеспечивает преемственность знаний между различными поколениями людей.

Рефлексия (лат. reflexio — обращение назад, к истокам) — это размышление, направленное на анализ собственных мыслей и переживаний. Предметом рефлексии выступает собственная деятельность субъекта, которая, будучи предметом познания, становится рационально осмысленной.

Источник

Познание, его возможности и границы

Если проблема бытия изучается онтологией (учением о бытии), то гносеология (теория познания) изучает основные вопросы познаваемости мира. “Познаваем ли мир?” — таков традиционный вопрос, возникший перед философией еще в древнюю эпоху. Поэтому основной вопрос теории познания заключается в том, как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру, и может ли человеческое мышление составить верное отражение действительности? При ответе на этот вопрос мнения философов разделяются. Оптимисты (Лейбниц, Гегель) полагают, что мир полностью познаваем и открыт пытливому человеческому уму. Следуя правилам мышления, человек способен получить максимально полное, истинное знание о мире. Скептики (Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик, Эразм Ротердамский, Мишель Монтень) считают, что истина недостижима, а мудрость состоит в том, чтобы воздерживаться от какого-либо суждения. Человеку доступно только мнение (doxa), но не идея в ее полноте (epistema). Наконец, агностики (Д.Юм, И.Кант) считают, что материальный мир в принципе непознаваем. Все, что мы знаем о мире, есть плод человеческого мышления, то есть человеческие знания в силу своей субъективности не могут вскрыть сущность материального мира и закономерностей природы.

Читайте также:  Вода чудо природы планетарий

Процесс познания. Субъект и объект познания.

Познание — это духовная деятельность людей, направленная на получение нового знания. В отличие от практической познавательная деятельность людей сама по себе не изменяет окружающий мир, но дает информацию о наиболее значимых закономерностях природы, общества и человеческого мышления. Познание — это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и рациональных образов. Содержанием процесса познания является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Когда какое-либо явление вовлекается в орбиту жизнедеятельности человека, делается значимым для него, оно становится предметом познания.

Процесс познания всегда осуществляется как взаимодействие субъекта и объекта познания. Субъект — это носитель сознания, источник познавательной и предметной деятельности. Субъектом может быть живой человек, социальная группа и общество в целом. Общество является универсальным субъектом, так как в нем объединены субъекты различных уровней. Важнейшей характеристикой субъекта выступает активность. Субъект активно использует свои познавательные способности для получения новой информации. Объект — это часть объективной реальности, которая существует независимо от воли и сознания субъекта. В процессе познания объект всегда противостоит субъекту в качестве того, что познается, и выполняет пассивную роль. Объектом может выступать природа, общество, внутренний мир человека, другой человек и т.д.

Различают три основные формы процесса познания: объяснение, понимание, рефлексия.

Объяснение — это способ познания, при котором отдельные свойства и признаки явления подводятся под общие закономерности. Объяснение всегда направлено на выяснение причины того или иного явления, а поскольку причины явлений имеют объективный характер, то объяснить что-либо — значит раскрыть характер связи между исследуемым явлением и уже известными закономерностями. Объяснению всегда сопутствует описание — упорядоченное изложение свойств и признаков предмета, уточняющее его мысленный образ.

Понимание всегда связано с актами смыслополагания. Если объяснение практически полностью опирается на рассудочную деятельность субъекта, то понимание наряду с рассудком использует интеллектуальную интуицию. Глубина понимания зависит от жизненного опыта субъекта и его интересов. Понимание всегда осуществляется в границах языка и неразрывно связано с традициями и ценностными ориентациями субъекта. Язык выступает носителем традиции и обеспечивает преемственность знаний между различными поколениями людей.

Рефлексия (лат. reflexio — обращение назад, к истокам) — это размышление, направленное на анализ собственных мыслей и переживаний. Предметом рефлексии выступает собственная деятельность субъекта, которая, будучи предметом познания, становится рационально осмысленной.

Источник

Оцените статью