Объекты федеральных природных ресурсов

Природные ресурсы , находящиеся в федеральной и региональной собственности.

Гос. собственность на природные ресурсы явл.доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. В наст.время право гос. собственности установлено на землю, недра, объекты животного мира, другие объекты. Исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы: территориальных вод; континентального шельфа; экономич. зоны РФ. Земельный кодекс РФ содержит статьи о собственности РФ (федеральной собственности) на землю и собственности на землю субъектов РФ В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми фед. законами;

право собственности РФ на которые возникло при разграничении гос. собственности на землю;

которые приобретены РФ по основаниям, предусм. Гражд. законодательством.

В фед. собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Фед. законом «О разграничении Гос.й собственности на землю».

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

которые признаны таковыми фед. законами;

Право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении гос. собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражд. законодательством.

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности.

В настоящее время право государственной собственности установлено на землю, недра, объекты животного мира, другие объекты. Водный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ устанавливают право собственности соответственно на водные объекты и лесные участки.

Важным и сложным является вопрос о разграничении государственной собственности на природные ресурсы между субъектами права — Российской Федерацией и субъектами Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции России разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, то есть основные правомочия собственника.

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы.

Соответственно в федеральной собственности находятся земельные участки:

— которые признаны таковыми федеральными законами;

— право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

— которые признаны таковыми федеральными законами;

Читайте также:  Картины маслом мастер класс природа

— право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

— занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

— предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель;

— занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.

Исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации. Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует пункту «н» ст. 71 Конституции РФ.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в собственности поселений, а также в собственности муниципальных районов могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами; пруды, обводненные карьеры на территории поселения; земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами; пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Право государственной собственности на природные ресурсы: субъекты, объекты, содержание.

Действующим законодательством предусмотрены сле­дующие формы собственности на природные ресурсы: государственная, муниципальная и частная. Допускается существование и иных форм собственности.

В соответствии со ст. 214 ГК РФ природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государ­ственной собственностью. Как следует из данной нормы, для возникновения права государственной собственнос­ти на природные ресурсы не требуется совершения ка­ких-либо юридических действий или наступления юри­дических событий. Право собственности на природные ресурсы, собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, возни­кает у государства непосредственно из закона.

Государственной собственностью в РФ являются при­родные ресурсы, принадлежащие на праве собственнос­ти РФ, и природные ресурсы, принадлежащие на праве собственности субъектам Федерации.

Круг объектов федеральной собственности законода­тельством не ограничен. В ней могут находиться любые природные ресурсы.

Читайте также:  Классификация объектов природных ресурсов

В собственности субъектов не могут состоять при­родные ресурсы, являющиеся объектами федеральной собственности. К объектам федеральной собственности, в частности, относятся природные ресурсы, предназначенные для нужд обороны и осуществления иных функций, отнесенных к ведению РФ, природные ресурсы, входящие в систему природозаповедного фонда, другие виды природных ре­сурсов, которые имеют общегосударственное значение.

Право федеральной собственности на природные ресур­сы может возникать при наличии следующих оснований:

1. В силу прямого указания закона. В соответствии с п. 3 постановления Верховного Совета РФ до момента определения собственника природных ресурсов последние относятся к федеральной собственности. В силу прямого указания закона возни­кает право исключительной федеральной собствен­ности на отдельные виды природных ресурсов.

  1. На основании соглашений с собственниками при­родных ресурсов о передаче природных ресурсов в федеральную собственность.
  2. На основании административного акта. Так, в Водном кодексе закреплен перечень водных объектов, кото­рые могут находиться в федеральной собственности. Однако право федеральной собственности на данные водные объекты возникает не автоматически, а на ос­нове решения Правительства РФ. Такими водными объектами являются трансграничные, пограничные водные объекты и водные объекты, расположенные на территории нескольких субъектов РФ.
  3. На основании решения суда.

Передача федеральных природных ресурсов в собствен­ность субъектов РФ осуществляется на основании решения Правительства РФ9 которое осуществляет функции управ­ления и распоряжения федеральной собственностью.

В собственность субъектов РФ передаются природ­ные ресурсы, необходимые для обеспечения самостоя­тельности национально-государственного и админист­ративно-территориального образования за исключени­ем природных ресурсов, переданных в федеральную, муниципальную собственность, собственность граждан или юридических лиц.

В отношении некоторых видов природных ресурсов законодательством установлен режим государственной собственности без разграничения объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Такое раз­граничение отсутствует в законодательстве о недрах и о животном мире. Данный вопрос требует своего решения на уровне федерального законодательства.

Источник

Объекты федеральных природных ресурсов

от 16 декабря 1993 г. N 2144

О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСАХ

В целях реализации Федеративного договора, сохранения и рационального использования природных ресурсов, имеющих общегосударственное значение, обеспечения устойчивого развития Российской Федерации в условиях рыночной экономики, а также в соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» постановляю:

1. Считать целесообразным в соответствии с действующим законодательством осуществлять разграничение государственной собственности на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения.

Читайте также:  Атлантический океан природные ресурсы кратко

2. Установить, что к федеральным природным ресурсам могут относиться:

земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;

земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно — оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;

виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;

водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;

иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

3. Совету Министров — Правительству Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

разработать и внести в 1 квартале 1994 г. в Комиссию законодательных предположений при Президенте Российской Федерации проекты законодательных актов по процедурам определения федеральных природных ресурсов, вопросам их разграничения и порядку управления государственной собственностью на природные ресурсы;

представить в первом полугодии 1994 г. перечни конкретных объектов, относящихся к федеральным природным ресурсам, для их утверждения в соответствии с законодательством.

4. Настоящий Указ вступает в силу с момента подписания.

Президент Российской Федерации

Судебная практика и законодательство — Указ Президента РФ от 16.12.1993 N 2144 «О федеральных природных ресурсах»Судебная практика высших судов РФ

О федеральных природных ресурсах. 16.12.93 N 2144.

Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы. 16.12.93 N 2162.

О ставке отчисления (сбора) на воспроизводство, охрану и защиту лесов. 23.12.93 N 2271.

Источник

Оцените статью