Природные ресурсы , находящиеся в федеральной и региональной собственности.
Гос. собственность на природные ресурсы явл.доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. В наст.время право гос. собственности установлено на землю, недра, объекты животного мира, другие объекты. Исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы: территориальных вод; континентального шельфа; экономич. зоны РФ. Земельный кодекс РФ содержит статьи о собственности РФ (федеральной собственности) на землю и собственности на землю субъектов РФ В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми фед. законами;
право собственности РФ на которые возникло при разграничении гос. собственности на землю;
которые приобретены РФ по основаниям, предусм. Гражд. законодательством.
В фед. собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Фед. законом «О разграничении Гос.й собственности на землю».
В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:
которые признаны таковыми фед. законами;
Право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении гос. собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражд. законодательством.
Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности.
В настоящее время право государственной собственности установлено на землю, недра, объекты животного мира, другие объекты. Водный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ устанавливают право собственности соответственно на водные объекты и лесные участки.
Важным и сложным является вопрос о разграничении государственной собственности на природные ресурсы между субъектами права — Российской Федерацией и субъектами Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции России разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, то есть основные правомочия собственника.
Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы.
Соответственно в федеральной собственности находятся земельные участки:
— которые признаны таковыми федеральными законами;
— право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
— которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:
— которые признаны таковыми федеральными законами;
— право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
— которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:
— занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;
— предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
— отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель;
— занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.
Исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации. Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует пункту «н» ст. 71 Конституции РФ.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в собственности поселений, а также в собственности муниципальных районов могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами; пруды, обводненные карьеры на территории поселения; земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами; пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
Право государственной собственности на природные ресурсы: субъекты, объекты, содержание.
Действующим законодательством предусмотрены следующие формы собственности на природные ресурсы: государственная, муниципальная и частная. Допускается существование и иных форм собственности.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Как следует из данной нормы, для возникновения права государственной собственности на природные ресурсы не требуется совершения каких-либо юридических действий или наступления юридических событий. Право собственности на природные ресурсы, собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, возникает у государства непосредственно из закона.
Государственной собственностью в РФ являются природные ресурсы, принадлежащие на праве собственности РФ, и природные ресурсы, принадлежащие на праве собственности субъектам Федерации.
Круг объектов федеральной собственности законодательством не ограничен. В ней могут находиться любые природные ресурсы.
В собственности субъектов не могут состоять природные ресурсы, являющиеся объектами федеральной собственности. К объектам федеральной собственности, в частности, относятся природные ресурсы, предназначенные для нужд обороны и осуществления иных функций, отнесенных к ведению РФ, природные ресурсы, входящие в систему природозаповедного фонда, другие виды природных ресурсов, которые имеют общегосударственное значение.
Право федеральной собственности на природные ресурсы может возникать при наличии следующих оснований:
1. В силу прямого указания закона. В соответствии с п. 3 постановления Верховного Совета РФ до момента определения собственника природных ресурсов последние относятся к федеральной собственности. В силу прямого указания закона возникает право исключительной федеральной собственности на отдельные виды природных ресурсов.
- На основании соглашений с собственниками природных ресурсов о передаче природных ресурсов в федеральную собственность.
- На основании административного акта. Так, в Водном кодексе закреплен перечень водных объектов, которые могут находиться в федеральной собственности. Однако право федеральной собственности на данные водные объекты возникает не автоматически, а на основе решения Правительства РФ. Такими водными объектами являются трансграничные, пограничные водные объекты и водные объекты, расположенные на территории нескольких субъектов РФ.
- На основании решения суда.
Передача федеральных природных ресурсов в собственность субъектов РФ осуществляется на основании решения Правительства РФ9 которое осуществляет функции управления и распоряжения федеральной собственностью.
В собственность субъектов РФ передаются природные ресурсы, необходимые для обеспечения самостоятельности национально-государственного и административно-территориального образования за исключением природных ресурсов, переданных в федеральную, муниципальную собственность, собственность граждан или юридических лиц.
В отношении некоторых видов природных ресурсов законодательством установлен режим государственной собственности без разграничения объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Такое разграничение отсутствует в законодательстве о недрах и о животном мире. Данный вопрос требует своего решения на уровне федерального законодательства.
Источник
Объекты федеральных природных ресурсов
от 16 декабря 1993 г. N 2144
О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСАХ
В целях реализации Федеративного договора, сохранения и рационального использования природных ресурсов, имеющих общегосударственное значение, обеспечения устойчивого развития Российской Федерации в условиях рыночной экономики, а также в соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» постановляю:
1. Считать целесообразным в соответствии с действующим законодательством осуществлять разграничение государственной собственности на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения.
2. Установить, что к федеральным природным ресурсам могут относиться:
земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;
земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно — оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;
виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;
месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;
иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
3. Совету Министров — Правительству Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
разработать и внести в 1 квартале 1994 г. в Комиссию законодательных предположений при Президенте Российской Федерации проекты законодательных актов по процедурам определения федеральных природных ресурсов, вопросам их разграничения и порядку управления государственной собственностью на природные ресурсы;
представить в первом полугодии 1994 г. перечни конкретных объектов, относящихся к федеральным природным ресурсам, для их утверждения в соответствии с законодательством.
4. Настоящий Указ вступает в силу с момента подписания.
Президент Российской Федерации
Судебная практика и законодательство — Указ Президента РФ от 16.12.1993 N 2144 «О федеральных природных ресурсах»Судебная практика высших судов РФ
О федеральных природных ресурсах. 16.12.93 N 2144.
Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы. 16.12.93 N 2162.
О ставке отчисления (сбора) на воспроизводство, охрану и защиту лесов. 23.12.93 N 2271.
Источник