Тема 6. Философия природы Природа как объект философского познания
Проблема постижения природы стоит перед человеком издавна. Диапазон интереса людей к природе чрезвычайно широкий и разнообразный: от чисто потребительского до морально-эстетического. Как же изменялись взгляды людей на сущность природы, на способы и формы взаимодействия человека и природной среды?
Необходимо отметить тот факт, что в истории философии существовали и развивались три основные позиции в этом аспекте: онтологическая, задача которой заключалась в доказательстве существования природы как объективной реальности; гносеологическая со стремлением обосновать неограниченные возможности в познании природы человеком; аксиологическая – понимание и объяснение природы как ценности, без которой человек не в состоянии существовать и развиваться в качестве разумного и гуманного существа.
Каждая из этих позиций позволяет трактовать природу в широком и узком смысле слова. В широком смысле природа – это все разнообразие форм бытия, объективная реальность, материя, отличительной чертой которой является существование вне сознания и независимо от него. Различные аспекты и фрагменты этой реальности выступают объектом естественнонаучного познания.
А в каком же качестве природа интересует философию? Почему философия вообще обращает свое внимание на природу? Ответ на эти вопросы должен учитывать специфику философии как науки. Ее главной проблемой является человек, поэтому природу она рассматривает исключительно с позиций человека, его интересов и потребночтей. И в этом, узком смысле природа, как объект философского познания, – это совокупность естественных условий существования человека и общества. Очевидно, что с точки зрения естествознания такое определение природы не совсем правильное так как естественные условия существования человека – это не вся природа, а только часть ее: земная кора, нижняя часть атмосферы, почва, гидросфера, растительный и животный мир, то есть все то, что обычно называется географической средой. Но именно здесь осуществляется взаимодействие человека с внешним миром и именно этот аспект природы и является объектом философского рассмотрения.
Современные конкретнонаучные модели природы
Современное естествознание на основе принципа универсального эволюционизма создает образ природы как системной целостности, находящейся в состоянии саморазвития. Опираясь на идеи системности и эволюционизма, современное естествознание обосновывает единую научную картину мира, в которой обюъединяются три основные сферы: неживая природа, органический мир и социальная жизнь. Представления о природе как способной к саморазвитию системе, основываются на теории нестационарной селенной, синергетике и теории биологической эволюции, дополненной концепциями биосферы и ноосферы.
Исторически первой конкретизацией теории нестационарной Вселенной стала концепция расширения ее, позволившая представить Вселенную как результат космической эволюции, начавшейся 15 – 20 миллиардов лет назад. В середине ХХ в. была разработана концепция раздувающейся Вселенной, открывшая возможность связать эволюционные процессы в мега- и микромире. Исследования последних десятилетий прошлого столетия направлены на создание непротиворечивой модели самоорганизации Универсума, в которой процессы, происходящие на различных уровнях организации материи, описываются на основе единого подхода.
Синергетика – это современная теория самоорганизации системных образований. Мир она рассматривает как взаимодействие систем, включающих в себя разнообразные подсистемы (атомы, молекулы, клетки, органы, организмы, люди, человеческие сообщества и т.д.), общим признаком которых является способность к самоорганизации. Самоструктурирование, саморегуляция, самовоспроизводство рассматриваются в синергетике как фундаментальные свойства мира.
Уже в первой четверти ХХ в. теория биологической эволюции была дополнена учением об эволюции биосферы и ноосферы. Основы этого учения были разработаны В.И.Вернадским и положены им в фундамент биогеохимии. По мнению Вернадского, биосфера – это не просто одна из частей мира, специфическое геологическое тело, структура и функции которого определяются особыми свойствами Земли и космоса. Биосфера явилась результатом продолжительной эволюции живого вещества в неразрывной связи с развитием неорганического мира. Вершиной этой эволюции стало рождение человека. Его познавательная и практическая деятельность, основанная на разуме, медленно но неуклонно ведет к формированию ноосфере как дополнения, продолжения, нового состояния биосферы, в которой разумные возможности человека становятся сравнимыми с геологическими процессами в мире, а жизнь как эволюционный процесс предстает составной частью космической эволюции.
Таким образом, развитие естествознания в ХІХ – ХХ вв.вело к становлению общенаучной картины мира как саморазвивающейся системы. Эта картина мира выступает не только как теоретическое основание современного мировоззрения, но и как фундаментальная программа научных исследований.
Источник
12. Природа как объект философского анализа.
В философском понимании категория «природа» рассматривается в трех аспектах: во-первых, как синоним понятий «мир», «Вселенная», «материя», во-вторых, как совокупный объект науки, изучаемый естествознанием, в-третьих, как система естественных условий существования человека. Чаще всего природой считается та часть Вселенной, окружающего мира, которая изучена, осознается и используется обществом для жизнедеятельности.
Античная философия. Природа по существу отождествляется с космосом, частицей которого выступает человек. Задача человека – строить свою жизнь в соответствии с законами природы.
Средневековая христианская философия рассматривает природу как творение Божье, но более низкое, чем человек – единственное существо, наделенное душой.
Эпоха Возрождения. Человеку открывается красота и гармония природы, она начинает выступать для него как источник радости и наслаждения.
В Новое времяприрода впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают.
13. Философская антропология. Экзистенциальные характеристики человеческого бытия (проблема смысла жизни и смерти, феномен свободы).
Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека.
Экзистенциальные феномены акцентируют человека в его уникальных свойствах, где основными для самоопределения человека выступают вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии, свободе.
Проблема смысла жизнив философии, как правило, связана с более фундаментальной темой о природе и сущности человека. В рамках религиозного персонализма проблема смысла жизни решается в контексте трансцендентализма: истина и цель человеческого существования соотнесены не с земным, а с потусторонним бытием, где его земная история является лишь преддверием настоящей жизни в вечности.
Решение вопроса о смысле жизни неизбежно предполагает необходимость определения соответствующего статуса смерти. Перед лицом глобальной неизбежности и случайности смерти жизнь как бы теряет всякий смысл. Человек-это единственное существо, «знающее о смерти». Абсолютизация жизни свойственна также и классической философии. В натурализме, ориентированном на жизнь «здесь-и-сейчас», смерти нет, поскольку пока есть мы, то ее нет, а когда есть она, то нет уже нас, а бессмертие возможно как продолжение себя в детях.
Феномен свободысоставляет наряду с проблемами жизни и смерти еще одну сущностную экзистенциальную проекцию человеческого бытия. Эволюция представлений о свободе в истории философии и культуры сопряжена с развитием идеи «Я» как истока уникальности человеческой личности.
14. Теория познания. Субъект и объект познания. Единство чувственного и рационального в познании.
Каждый человек что-нибудь знает и умеет делать. Люди реализуют свои знания, не задумываясь при этом о том, что такое знание и в чем сущность познавательного процесса. Проблема познания — одна из самых древних проблем в философии. Человечество давно поставило вопрос: «Что значит знать?» Этот вопрос настолько важен, что Энгельс рассматривал его как вторую сторону основного вопроса философии: познаваем ли мир? В истории философии были мыслители, которые сомневались в познавательных возможностях человека. Их называли скептиками, а с 17 века скептицизм переродился в агностицизм, т.е. отрицание возможностей человека познавать мир в принципе и по существу.
В процессе познания выделяют две стороны: объект познания и субъект познания, т.е. предметы внешнего мира, на которые направлена деятельность человека, и тот, кто познает что-либо.
Процесс познания протекает в два этапа. На начальном этапе познавательного процесса мы получаем с помощью органов чувств эмпирические факты, а дальше в процессе мышления происходит их рациональная обработка, анализ и синтез, вырабатывается новое обобщенное знание, истинность которого проверяется на практике.
Вторая ступень познавательного процесса — абстрактное мышление. Оно также протекает в трех формах — понятиях, суждениях, умозаключениях. Понятия — это слова, в которых закреплен определенный смысл, отражены какие-то свойства предметов и процессов. Суждение — это предложение, в котором что-то либо утверждается, либо отрицается. Умозаключение — это вывод, который делается на основе двух или нескольких суждений.
Заключительный этап познавательного процесса — практика. Понятие практики является фундаментальным для философии. Оно в самом широком смысле означает взаимодействие человека с окружающим миром. Практика имеет большое значение для познания. Оно развивается благодаря тому, что человек активно вмешивается в объективные явления, преобразует их и испытывает на себе их воздействия.
Цель любого познания – достижение истины. Истина — это соответствие содержания знания действительности.
Кроме истины есть еще заблуждение, как ненамеренное искажение реального положения вещей, и ложь, как намеренное искажение действительности.
Источник