Объекты правового регулирования природных ресурсов

53. Объекты правового регулирования в сфере недропользования и их классификация

Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовой базой регулирования отношений в области охраны и использования недр является Закон «О недрах», действующий на всей территории РФ, регулирующий отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральным законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права.

Правовому регулированию в сфере недропользования подлежит разнообразная деятельность, в частности:

– геологическое изучение недр;

– добыча полезных ископаемых (на суше, континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ);

– строительство подземных сооружений, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых;

– использование недр, выработанных шахт, естественных пустот и т. д. для захоронения или временного хранения отходов.

Данный список не является исчерпывающим.

Правовой защите подлежат собственно недра, полезные ископаемые, минеральные ресурсы континентального шельфа, площади залегания полезных ископаемых, порядок деятельности, экологическая безопасность и др.

– по физическому состоянию – месторождения полезных ископаемых, горная порода, вскрыши; отходы горно-обогатительного и металлургического производства, глубинные источники пресных, минеральных и термальных вод, внутреннее тепло Земли, природные и техногенные полости в земных породах;

– по генезису образования и агрегатному состоянию – на вещества (жидкие, твердые, газообразные и смеси);

– по пространству – на естественные и техногенные (т. е. искусственно созданные);

– по видам первичной энергии – на геотермальную, которая уже активно используется человеком, сейсмоэнергию, геодинамическую и гравитационную, а также энергию электромагнитных полей;

– по видам геоинформации – палеонтологические сведения и геоинформация о современной эволюции Земли.

Читайте также:  Национальный фонд охраны природы

Дальнейшее разделение объектов правового регулирования происходит в рамках каждой из групп.

– на рудные – самородные металлы, руды черных, цветных, редких, радиоактивных металлов и редкоземельных элементов;

– нерудные – горно-химическое сырье, т. е. соли, сера, фосфориты, апатиты и т. п.); огнеупорное, пьезо-оптическое и иное сырье; строительные материалы; драгоценные, поделочные и технические камни;

– горючие полезные ископаемые, т. е. твердые – уголь, торф, нефтеносные сланцы и пески, горючие сланцы; жидкие – нефть и газовый конденсат; газообразные – природный газ;

– общераспространенные полезные ископаемые – песок, гравий, кварц, известняк, изверженные и вулканические породы и т. п.;

По критерию ценности выделяют класс стратегических (нефть, природный газ, руды бокситов, молибдена, вольфрама, драгоценные камни). Естественные подземные пространства разделяются на подземные полости, заполненные твердым веществом, жидкими смесями и газами. Техногенные – на первичные (специально созданные подземные пространства для выполнения определенной функции), вторичные (образованные для одних целей, но используемые для других).

Источник

3.Правовое регулирование природопользования.

Согласно статье 72 Конституции РФ, природопользование, также как и охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также вопросы пользования землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. Полномочия в этой сфере распределяются между органами федеральными (законодательной и исполнительной власти), органами власти и управления субъектов Федерации, органами местного самоуправления таким образом, что за каждый из них закреплен определенный круг вопросов, которые они должны решать, дополняя друг друга.

Основными методами регулирования природопользования является экономико-правовое регулирование. Смысл этого метода состоит в том, что добыча или использование природных ресурсов сопровождается отчислениями в федеральный, региональные и муниципальные бюджеты и внебюджетные фонды. И чем активнее используются природные ресурсы, тем больше отчисления. При этом необходимо помнить, что такие объекты как заповедники, особо охраняемые территории вообще исключены из промышленного использования.

Читайте также:  Показать объекты живой природы

Предметом правового регулирования здесь выступают природные ресурсы, которые определяются как компоненты природной среды. Природные объекты и природно-антропогенные, объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Использование природных ресурсов подлежит оплате. Использование ­это не только эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, но и использование рекреационных возможностей природы по утилизации продуктов деятельности человека, прежде нейтрализации вредных выбросов промышленных предприятий, а также бытовых отходов.

Особый вид экономико-правового регулирование составляет механизм возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Нарушители экологического законодательства несут материальную ответственность не только перед государством за нарушения экологического законодательства, но перед конкретными лицами, которым нанесет ущерб или причинен вред.

4.Экологический контроль и ответственность.

Экологический контроль в области окружающей среды осуществляется, прежде всего, федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации, которые и образуют государственный экологический контроль. Порядок осуществления контроля, перечень объектов контроля, перечень должностных лиц, осуществляющих контроль (федеральные государственные инспекторы в области охраны окружающей среды) определяется Правительство РФ. Подобные структуры могут создавать и субъекты РФ, в соответствии со своим законодательством.

Государство не единственный субъект, осуществляющий надзор соблюдением экологического законодательства. Наряду с государственным экологическим контролем существует другие виды контроля, а именно производственный, муниципальный и общественный контроль.

Производственный контроль, в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством.

Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) осуществляется на территории конкретного муниципального образования самими органами местного самоуправления или специально уполномоченными ими органами, что должно быть отражено в нормативно-правовых актах органа местного самоуправления.

Читайте также:  Государственный надзор особо охраняемых природных территорий

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушений законов и нормативных актов в области охраны окружающей среды. Данный контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также отдельными гражданами в соответствии с действующим законодательством.

Закон не наделяет общественные и некоммерческие организации полномочиями в осуществлении охраны окружающей среды. Результаты общественного контроля, представленные в органы федеральной, региональной или муниципальной Власти, подлежат обязательному рассмотрению и принятию решения.

Нарушение нормативно-правовых актов, касающихся охраны окружающей среды, влечет за собой дисциплинарную, гражданскую (имущественную), административную и уголовную ответственность. В Уголовном кодексе РФ выделена целая глава, под названием «Экологические преступления». В ней предусматривается уголовная ответственность, в том числе и в виде лишения свободы, за загрязнение вод, нарушения правил охраны и использования недр, загрязнения атмосферы и морской среды, незаконную добычу животных и растений, уничтожение или повреждение лесов, за незаконную охоту, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, за нарушение режима особо охраняемых государством природных территорий (заповедников, национальных парков, памятников природы) и др.

При менее серьезных последствиях применяются санкции в рамках административной ответственности, предусмотренные в главе 8 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

В рамках гражданского права действует материальная ответственность — возмещение вреда в полном объеме, в том числе с учетом упущенной выгоды добровольно или по решению суда. Срок давности по искам по компенсации вреда окружающей среде, причиненные вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды, составляет 20 лет.

Источник

Оцените статью