- 5. Связь философии с мифологией и религией
- 6. Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется …
- 7. Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к _____________ проблемам философии.
- 8. Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется …
- 9. Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к _____________ проблемам философии.
- 1*. Разделом философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях, является …
5. Связь философии с мифологией и религией
Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.
Мифология – система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.
Миф – образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.
– познавательный компонент – миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;
– предписательно-побудительный компонент – принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;
– практический компонент – миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.
В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:
Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.
Мифология – начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.
Мифологическое мировоззрение – система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.
Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.
Религия – мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности – мифологическое ми-родействие и миропонимание.
По Канту, религия – это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.
Вера дается Богом человеку:
– через воспитание в условиях религиозной семьи;
– силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.
Свобода религиозных убеждений – одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога – это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия – сознание массовое, а философия – сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия – всегда работа мысли.
Онтология – это раздел ф., рассматривающий основные принципы бытия, определяющие устройство мира,
Гносеология – это раздел ф., изучающий сознание и познание (общие принципы, формы и методы познания). К гносеологическим проблемам философии относятся вопросы – познаваем ли мир, достижима ли истина?.
Логика– наука о формах правильного мышления, позволяющих высказывать истинные суждения.
Философская антропология – это раздел ф., занимающийся исследованием проблем человека, человеческого существования. К антропологическим проблемам относятся вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека
Этика – это раздел ф., изучающий проблемы добра и зла; философское учение о нравственности иморали.
Мораль – философское понятие, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствования
Аксиология – это философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности,
Эстетика – учение о прекрасном и безобразном; эстетика формулирует категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического.
Социальная философия – есть теория общественной жизни;
Философия истории–основная проблема – проблема смысла истории, ее предназначение;
Эсхатология — это философское учение о конечных судьбах мира и человека.
ОСНОВНЫЕ ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
1. Натурфилософия — область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие. Первый период античной философии называется натурфилософским, потому что главная филос. проблема того периода – это поиск первоначала. Так, первый философ Фалес Милетский считал, что все из воды. Виднейшим представителем натурфилософии является Ф. Шеллинг. Согласно Шеллингу, натурфилософия является прикладной теоретической философией, а природа есть абсолютное – первопричина всего сущего.
2. Идеализм – направление в философии, теоретическом ядром которого является сведение сущего к идеальному (Богу, Высшему сознанию, Абсолюту и т.п.). Основателем идеализма считается Платон
3. Материализм – все в этом мире материально, сведение сущего к материи, Материализм как философское направление признает первичность природы, материи и вторичность сознания. Термин «материализм» был введен Г. Лейбницем в 1702 г. Однако первые попытки объяснения мира в материалистическом духе были сделаны еще в древнегреческой философии Фалесом, Демокритом, Эпикуром. Классические образцы материалистических учений проявляются в XVI–XVIII вв. В трудах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, П. Гольбаха, К. Гельвеция и др. сформированы основные положения метафизического и механистического материализма. В 1840-х гг. К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма, который в XX в. становится лидирующим направлением.
4. Пантеизм — Бог и природа отождествляются.
5. Гилозоизм (hilo – материя, zoe – жизнь) Все вещи и весь мир в целом понимаются как живые организмы.
6. Монизм — Философское учение, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений ОДНОЙ первоначальной субстанции. — Спиноза
7. Дуализм — Материя и дух – две независимые друг от друга субстанции. — Декарт
8. Плюрализм – Учение о множественности субстанций. Лейбниц говорил о монадах – множестве духовных субстанций. В рамках китайской философии существует представление о том, что мир возник в результате взаимодействия пяти первоначал (У-син), такая позиция относится к плюрализму.
ОСНОВНЫЕ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
1. Эмпиризм – философское учение, согласно которому все знания происходят из опыта. Основатель Френсис Бэкон. Новое время
2. Сенсуализм – направление в эмпиризме, согласно которому все знания из ощущений; сознание новорожденного – белая бумага. Представитель Джон Локк. Новое время
3. Рационализм – философское учение, утверждающее первичную роль разума в познании. Разум – высший критерий истинности суждений.
Основатель классического (догматического) рационализма – Рене Декарт (Новое время). Не надо ставить разуму никаких границ. С помощью разума мы можем построить единственно верную картины мира.
Основатель критического рационализма – Карл Поппер (20 век). Наши знания только гипотезы (фаллибилизм). Разум, опыт, интуиция важны в познании, но ничто из этого не обладает абсолютным авторитетом.
4. Иррационализм – философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение
Основным положением иррационализма является тезис о непознаваемости мира с помощью логики, понятийного мышления, науки. Яркие представители иррационализма – волюнтаризм Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше (19 век), прагматизм и др.
Агностицизм – мир не вполне познаваем. Мы можем вполне познать только феномены (явления, вещи для нас). Вещи сами по себе – ноумены – мы о них можем только догадываться. Наиболее значимые ноумены, по Канту, — Бог, бессмертная душа и свобода воли. В них мы можем верить или не верить, но лучше выбрать веру. Кант поставил крест на метафизике как науке. Метафизика – предмет веры, а не науки.
Источник
6. Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется …
Решение: Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, чувства, называется иррационализмом. Основным положением иррационализма является тезис о непознаваемости мира с помощью логики, понятийного мышления, науки. Ярким представителем иррационализма является А. Шопенгауэр.
7. Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к _____________ проблемам философии.
Решение: Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к онтологическим проблемам философии. Онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие законы и категории сущего.
8. Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется …
Решение: Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется натурфилософией. Виднейшим представителем натурфилософии является Ф. Шеллинг. Согласно Шеллингу, натурфилософия является прикладной теоретической философией, а природа есть абсолютное – первопричина всего сущего.
9. Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к _____________ проблемам философии.
Решение: Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к антропологическим проблемам философии. Антропология – философское учение о человеке, его «сущности» и «природе».
1*. Разделом философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях, является …
Решение: Разделом философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях, является гносеология. Теория познания исследует вопрос и о заблуждениях, источниках их возникновения и средствах их преодоления. Важной является проблема взаимосвязи знания с практикой, выступающей основой формирования знания. В настоящее время познание изучается не только философией, но и логикой, методологией научного познания, когнитивной психологией и т.п.
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник