Обобщение эта удивительная природа

Конспект урока по окружающему миру на тему «Эта удивительная природа» (3 класс)

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать знания по темам: «Тела, вещества, частицы», «Свойства воздуха и воды», «Почва», «Растительный и животный мир». Работать в группах, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания. Формировать знания об экологической целостности природы, бережно относится к окружающей среде.

2. Постановка темы и цели урока

3. Работа по теме урока в форме конкурса

5. Продолжение работы по теме урока

Оборудование: презентация к уроку, карточки с деформированным текстом, листы – схемы пищеварительных цепочек, карточки для практической работы, ноутбук.

Удивительное явление в мире – это человеческая доброта.

— Давайте друг другу улыбнёмся, пожелаем хорошего настроения.

2.Постановка темы и цели урока.

Вы закончили изучать раздел. Как он назывался?

«Эта удивительная природа» Слайд №1

Как вы, думаете какова цель сегодняшнего урока? (Повторить изученный материал, обобщить знания о природе)

Раздел назывался «Эта удивительная природа»

-А чем же она удивительна? Давайте, постараемся ответить на этот вопрос, в конце урока. Это и будет задача нашего урока.

А чтобы обобщить знания и ответить на вопрос «Чем удивительна природа?» мы проведём урок в виде конкурса.

3. Работа по теме урока

-Как называется наука, которая изучает живую природу?(Биология)

— Как называется наука, которая изучает связи между живыми существами и окружающей их средой? (Экология)

Для конкурса разделим класс на две команды «Биологи» и «Экологи»

-Начнем мы с конкурса «Разминка», которую проведем в виде викторины. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.

— Что такое тело? (Любой предмет, любое живое существо.)

— Назовите небесные тела? (Солнце, планеты, Луна.)

— Из чего состоят тела?( Тела состоят из веществ)

-Вещество, которое есть в конфетах и шоколадках? (Сахар)

— Назовите главное свойство поваренной соли? (Она солёная на вкус)

— Из чего состоят вещества? (Вещества состоят из мельчайших невидимых глазом частиц.)

-Назовите три состояния, в которых может находиться вещество? (Вещество бывает в твёрдом, жидком и газообразном состоянии).

— Почему лимон кислый? ( В нём содержится лимонная кислота)

-Какое вещество можно найти в белом хлебе, рисовой каше, в киселе и картошке?(Крахмал)

Подведём итог нашего первого конкурса.

— Чем может удивить природа? (Свойствами, телами, веществами, частицами)

А теперь отгадайте загадки.

1.Через нос проходит в грудь

Без него мы жить не можем. (Воздух)

На землю падает опять. (Вода)

— Без чего не может жить ни один живой организм? (Без воздуха и воды)

Следующий конкурс так и называется «Воздух и вода».

Вам нужно вспомнить свойства воздуха и воды. В файлах карточки со свойствами воды и воздуха. 1 команда собирает свойства воздуха.

2 команда собирает свойства воды.

1. Перечислите свойства воздуха. Прикрепляем на доску. (Прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.)

Читайте также:  Информация ресурс природные ресурсы

2. Перечислите свойства воды. (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха. При нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Вода растворяет многие вещества.)

— Сейчас ученица прочитает нам рассуждение писателя Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря».

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет с моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле.

-Что происходит с водой в природе? Какое явление описал Лев Николаевич Толстой? (Происходит круговорот воды в природе) (Слайд 3)

— Теперь практическое задание для команд.

Биологам нужно представить модель из пластилина круговорота воды в природе, показать и рассказать об этом явлении.

Экологам необходимо заполнить схему «Зачем нужна вода?»

Прикрепили на доску модель и схему.

Подведём итог второго конкурса. Чем ещё может природа удивить человека? (Своей красотой, необычностью)
3.Конкурс «Почва»

-Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращаются в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Как же она называется? (Это почва)

-С чем будет связан наш третий конкурс? (Он будет связан с почвой) (Слайд 5)

-Что такое почва? (Это верхний плодородный слой земли)

-Назовите главное свойство почвы. (Главное свойство почвы – плодородие)

Послушайте рассказ о приключении Жука. «Неужели эта чёрная сырая и противная земля – мой дом. » — постоянно думал жук. И решил он отправится в путешествие, прокладывая себе путь наверх. И…неожиданно в пути он обнаружил других обитателей.

Как вы думаете, ЧТО и КОГО мог встретить в почве жучок?

Каждая команда называет по очереди. За правильный ответ 1 балл.

1)Назовем, что входит в состав почвы . (Воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.)

2)Назовите животных, которые живут в почве. (Слайд 6) (1.Медведка. 2.Личинка жука. 3.Сверчок. 4.Крот. 5.Многоножка. 6.Жаба. 7.Лесная мышь. 8.Дождевой червь.)

— Какое значение имеет почва для растений и животных?

Чем же на этот раз удивила нас природа? (Своим богатством, щедростью)

Читайте также:  Информация человек часть природы

Вы, слышали такое выражение «Зеленая одежда Земли»? О ком это сказано?

-Растения на Земле встречаются повсюду. Они образуют луга, леса. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной и невероятно красивой.

-Вы догадались, как будет называться наш следующий конкурс? (Растения) (Слайд 7)

-Какая наука изучает растения? (Ботаника)

-Назовите группы растений, на которые ботаники делят все растения. (Слайд 8) Водоросли, Мхи, Папоротники, Хвойные растения и Цветковые растения

-Мы перечислили все группы растений. Остановимся более подробно на двух последних группах.

1) Хвойные и цветковые растения.

-Задание для команды экологов. Расскажите все о хвойных растениях.

-Задание для команды биологов. Расскажите все о цветковых растениях.

Изучая растения, мы выяснили, что для прорастания семени нужны тепло, вода, воздух. Как же развивается растение из семени? Выяснить это мы смогли благодаря опыту, который ребята проделали в домашних условиях.

-Зная, какие растения относятся к каждой группе, найдите лишнее растение. Объясните свое решение. Для каждой команды одно задание.

-Команда биологов прочитает первую строчку. Какое растение лишнее? Почему?

-Команда экологов прочитает вторую строчку. Какое растение лишнее? Почему?

  • Яблоня, подсолнечник, морская капуста, астра, роза.
  • Сосна, ель, пихта, лиственница, липа, кедр.

Чем удивила нас природа? (Своим разнообразием)

Слон, собака, паук, ананас, аист. (Слайд 9)

-Найдите лишнее слово. (Ананас)

-Почему оно лишнее? К какому царству оно относится? (царству растений)

-Чем похожи все остальные слова? (Они относятся к царству животных)

-Какой следующий конкурс у нас будет? (Слайд 10)

-Как называется наука, которая изучает животных? (зоология)

-Перечислите все группы животных, которые вы знаете (Черви, Моллюски, Иглокожие, Ракообразные, Паукообразные, Насекомые, Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Звери, или млекопитающие )

1) Найдите лишнее животное (Слайд 11)

Зная, какие животные относятся к каждой группе, найдите лишнее животное в каждой строчке. Объясните, почему вы так считаете. (Каждой команде по очереди)

  • Морская звезда, морской ёж, морская лилия, морской огурец, осьминог.
  • Жук, бабочка, паук, стрекоза, пчела, муха.
  • Лягушка , ящерица, змея, черепаха, крокодил.
  • Речной рак, краб, креветка, пиявка.

2)Составьте цепи питания.

-Все животные питаются либо растениями, либо другими животными. Зная это, что можно составить? (Можно составить цепи питания.)

-Составьте цепи питания. (Слайд 12) + проверка по слайду.

г) мышь, змея, пшеница, коршун.

3)Дополни текст. Вставь пропущенные слова.

-Все животные размножаются и развиваются. Но в каждой группе это происходит по-своему. Сейчас каждая команда получит карточку, на которой вам нужно будет дописать нужное слово. Это связано с развитием животных.

1.У насекомых из яиц появляются _____________, а у птиц — _______________.

2.У рыб из икринок выводятся _______________, а у лягушек и жаб — ________________. 3.Звери рождают ____________ и выкармливают их _______________.

-Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.

Читайте также:  Ергаки природный парк маршруты

Необходимы животные и людям. Не только потому, что дают продукты питания и ценные меха, но и потому, что почти все животные очень красивы и интересны.

Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес или река – дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими.

Многие животные занесены в Красную книгу России.

Сейчас ученики расскажут о некоторых из них

1.У насекомых из яиц появляются _____________, а у птиц — _______________.

2.У рыб из икринок выводятся _______________, а у лягушек и жаб — ________________. 3.Звери рождают ____________ и выкармливают их _______________.

1.У насекомых из яиц появляются _____________, а у птиц — _______________.

2.У рыб из икринок выводятся _______________, а у лягушек и жаб — ________________. 3.Звери рождают ____________ и выкармливают их _______________.

1.У насекомых из яиц появляются _____________, а у птиц — _______________.

2.У рыб из икринок выводятся _______________, а у лягушек и жаб — ________________. 3.Звери рождают ____________ и выкармливают их _______________.

1.У насекомых из яиц появляются _____________, а у птиц — _______________.

2.У рыб из икринок выводятся _______________, а у лягушек и жаб — ________________. 3.Звери рождают ____________ и выкармливают их _______________.

1.У насекомых из яиц появляются _____________, а у птиц — _______________.

2.У рыб из икринок выводятся _______________, а у лягушек и жаб — ________________. 3.Звери рождают ____________ и выкармливают их _______________.

1) Морская звезда, морской ёж, морская лилия, морской огурец, осьминог.

2) Жук, бабочка, паук, стрекоза, пчела, муха.

3) Лягушка , ящерица, змея, черепаха, крокодил.

4) Речной рак, краб, креветка, пиявка.

1) Морская звезда, морской ёж, морская лилия, морской огурец, осьминог.

2) Жук, бабочка, паук, стрекоза, пчела, муха.

3) Лягушка, ящерица, змея, черепаха, крокодил.

4) Речной рак, краб, креветка, пиявка.

1.У насекомых из яиц появляются _____________, а у птиц — _______________.

2.У рыб из икринок выводятся _______________,

а у лягушек и жаб — ________________. 3.Звери рождают ____________ и выкармливают их _______________.

1.У насекомых из яиц появляются _____________, а у птиц — _______________.

2.У рыб из икринок выводятся _______________, а у лягушек и жаб — ________________. 3.Звери рождают ____________ и выкармливают их _______________.

1.У насекомых из яиц появляются _____________, а у птиц — _______________.

2.У рыб из икринок выводятся _______________, а у лягушек и жаб — ________________. 3.Звери рождают ____________ и выкармливают их _______________.

1.У насекомых из яиц появляются _____________, а у птиц — _______________.

2.У рыб из икринок выводятся _______________, а у лягушек и жаб — ________________. 3.Звери рождают ____________ и выкармливают их _______________.

Источник

Оцените статью