Обобщенные знания законов природы

5)Всякая наука представляет собой систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы.

Законами в науке называют необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Закономерность – наиболее общая форма воплощения теоретического знания. «Закономерный» — значит осуществляющийся на основе закона. Познание законов и закономерностей составляет предмет всякой науки. Показателями закономерности какой-либо связи является ее всеобщность, устойчивость и причинно-следственный характер.

Педагогическая наука предназначена для выявления закономерностей образовательного процесса как объективных оснований педагогической деятельности.

В педагогике закономерности действуют так же неотвратимо, как и в природе. И носят такой же объективный характер, то есть не зависят от воли конкретных людей. Однако педагогические закономерности не фатальны: их учет не означает безусловного подчинения им.

Научно-педагогическое знание фиксируется в педагогических концепциях, теориях и парадигмах.

Парадигма – модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе; ведущая идея, выступающая в качестве образца для построения научных теорий и концепций. Все многообразие современных научно-педагогических идей фиксируется в трех ведущих образовательных парадигмах. Парадигмы различаются главным образом пониманием целей образования, от чего зависит выбор педагогических средств, характер взаимодействия педагога и воспитанника и многое другое.

Традиционная парадигма характеризуется тем, что цели образования в ней ставятся исходя из интересов общества и государства и видятся прежде всего в формировании человека с заданными, нужными обществу или государству, качествами. Взаимодействие в такой парадигме носит однонаправленный характер и представляет скорее воздействие со стороны педагога. Формировать заданные качества удобнее «по частям», поэтому воспитание в традиционной парадигме дробится на отдельные направления (умственное, нравственное и т.п.), а обучение – на отдельные операции. В педагогическом исследовании преобладают «точные», «естественно-научные» методы, что позволяет получить достоверное знание об условиях, в которых происходит становление человека, но не дает возможности с достаточной степенью полноты понять внутренние процессы его саморазвития. В крайних проявлениях такая парадигма характеризуется как технократическая.

Читайте также:  Каталитический пиролиз природного газа

В гуманистической парадигме образовательные цели ставятся «от человека». Поэтому в качестве целей образования выступают наиболее полная самореализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учета его интересов и способностей. Считается, что источник развития находится в самом развивающемся человеке. Человек, таким образом, фактически признается существом самодостаточным. Акцент делается на самом человеке, а не на его связях с окружающим миром и другими людьми. Результаты исследования проблем самопознания, самоактуализации, самоутверждения, самореализации, выполненные в рамках гуманистической парадигмы, имеют важное значение для «очеловечивания» взаимоотношений педагогов и воспитанников.

В настоящее время на смену гуманистической парадигме приходит гуманитарная парадигма. В центре гуманитарной парадигмы находится человек во всей его целостности, во всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром. Главной характеристикой гуманитарного характера позиции педагога выступает диалогичность; целью же гуманитарности выступает развитие «человеческого качества», того, что составляет истинно человеческую сущность, в его соотнесенности с миром ценностей, культуры, человеческих отношений. В гуманистической парадигме наряду с традиционными используются и другие методы исследования, основанные на непосредственном постижении педагогических явлений и процессов.

Теория – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления.

Соотношение парадигмы и теории можно представить как соотношение общего и особенного. Так, в рамках гуманистической образовательной парадигмы существуют теория личностно ориентированного образования, теория свободного воспитания и др. В то же время термин «теория» иногда употребляют, когда речь идет о науке в целом (например, взаимосвязь теории и практики воспитания).

Концепция – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений. Педагогическая концепция определяет исходные позиции, принципы педагога в анализе, моделировании, проектировании и реализации различных видов педагогической деятельности и воплощается в практику педагогической деятельности в программах и методиках. В концепции выражаются взгляды конкретного исследователя на то или иное педагогическое явление. Каждая концепция может быть отнесена к той или иной теории и парадигме. Так, в рамках теории личностного ориентированного образования существуют концепции Е.В.Бондаревской, И.С.Якиманской и др.

Читайте также:  Где содержаться природные эстрогены

Непосредственные задачи всякой науки – описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, выработка рекомендаций на основе открываемых законов и закономерностей.

Решение этих задач отражается в следующих взаимосвязанных функциях педагогической науки:

Объяснительная – описание и объяснение педагогических фактов, явлений, процессов, закономерностей и условий их протекания (результатом исследования являются законы и принципы педагогики, теории, концепции);

Преобразовательная, прикладная, практическая – усовершенствование на основе фундаментального знания педагогической практики (результатом исследований должны быть педагогические системы, технологии, то есть описание процесса, рассчитанного на получение заданного результата воспитания);

Прогностическая – обоснованное предвидение развития педагогической реальности и рекомендации по целесообразной деятельности.

Как видно, педагогика сочетает теоретический и прикладной аспекты : не только описывает и объясняет явления в образовательной практике, но и указывает на оптимальные способы ее преобразования. Гуманитарный характер педагогического знания составляет объективное основание для педагогической деятельности.

Гуманитарность педагогического знания основана на признании педагогом права ребенка самому принимать решение относительно своей жизни, судьбы, на выборе стратегии профессионального поведения и деятельности педагога.

Источник

Урок 23. Наиболее общие законы природы. Законы сохранения

Связи между явлениями существуют в самой природе. Человек изучая природу, обнаруживает эти законы, выражает на языке науки и использует их в своей деятельности. Анализ закономерностей природы позволил выделить Всеобщие законы, которые проявляются на всех уровнях её организации.

К наиболее общим законам природы относят законы сохранения.

Цели и задачи

— обобщить и расширить знания учащихся о законах природы, общих для всех объектов, явлений и процессов в природе.

— осознать смысл законов сохранения энергии, импульса, момента импульса, заряда;

— осмыслить переход одного вида энергии в другой при протекании различных процессов как доказательство существования всеобщих взаимосвязей в природе.

Читайте также:  Гештальт терапия природа человека
Узнаем, научимся, сможем

— в чём смысл закона сохранения энергии;

— какие виды энергии существуют;

— в чём смысл закона сохранения импульса;

— что такое момент импульса;

— как проявляется закон сохранения момента импульса;

— наблюдать и анализировать информацию о сущности каждого закона сохранения.

Законы природы

Заполните пропуск в тексте.

Тот факт, что человек лишь обнаруживает связи в природе, выражает их на языке науки, использует их в своей деятельности, но не может их изменить или отменить, означает, что законы .

Источник

Оцените статью