Образ природы медный всадник

Глава 2. Символика образов поэмы: медный всадник (памятник) и «Медный всадник». Образ стихии и его значение.

Образы «Медного всадника» имеют обобщенно-философический, аллегорико-символический характер.

Когда Пушкин пишет о Неве, которая «дышит, как с битвы прибежавший конь», то река предстает стихией не только природной, но и социальной. Действия наводнения социально разрушительны. Нева проявляет себя как вор, разбойник, злодей, то есть не как природная, а как человеческая сила. Нева то державна, то революционна. Сближая Неву с мятежной силой народного возмущения, поэт использует образ осажденного Зимнего дворца («дворец казался островом печальным» среди потопа).

Медный всадник на коне — всадник, оседлавший стихию, управляющий ею с помощью железной узды. Конь — Нева — державная власть — народ — бунт — все это звенья метафорической цепи, каскад переносов значения, «смысловой игры», аллегорических сближений, феерия смыслового содержания. Эта небольшая по объему поэма — средоточие «сверхплотного вещества» смысла. Ее малый объем не только результат великого чувства художественной меры, но и знак спрессованности ее смысла. Конечно же, стихия потопа не прямо тождественна народному бунту, но имеет известное художественно-моделирующее значение: наводнение то действительно схоже с народным возмущением, то прямо сопрягается, перекликается с реальным народом, стоящим по берегам Невы в ожидании развязки событий:

Народ зрит божий гнев и казни ждет.

Огромную роль образ водной стихии играет в поэме «Медный всадник». Поэт описал реальное наводнение, случившееся в Петербурге, но сумел увидеть в нем глубокий символический смысл. Во вступлении к поэме Пушкин рисует фигуру Петра I, который своей непреклонной волей сумел обуздать Россию, как ретивого коня. Поэт называет Петербург творением Петра, потому что город был построен наперекор всему по воле царя. Однако природная стихия не подчиняется даже царям. Пушкин не жалеет ярких красок при описании наводнения. И ветер, который гонит воду из Финского залива вспять, и Нева, затопляющая город, выступают в поэме одушевленными существами. Автор использует прием олицетворения, когда природа наделяется человеческими качествами. Морская стихия как будто гневается на людей, посмевших построить город в таком опасном месте. Александр I говорит в поэме, что с божьей стихией царям не совладать. Знаменитый памятник Петру I, Медный всадник, возвышается над волнами. С ним стихия ничего сделать не может.

Глава 3. Петровские преобразования в оценке Пушкина. Образ Евгения. Проблема личности и государства в поэме.

Петровские преобразования в оценке Пушкина. За «Медным всадником» прочно утвердилась репутация загадочного произведения, и это несмотря на то, что он изучен с самых разных сторон и, вероятно, трудно высказать новое суждение о поэме или сделать новое наблюдение, которое в той или иной форме уже не было высказано. Загадочность поэмы сама по себе загадочна. В ней нет никаких неясных мест, тёмных символов. Загадочны не отдельные частности, а целое, общая идея, мысль поэта.

Читайте также:  Законодательство российской федерации об особо охраняемых природных территориях

Высоко оценивая личность Петра («Сильный человек», «северный исполин») и прогрессивность его преобразований (Пётр ввёл европейское просвещение, которое должно было иметь своим неминуемым следствием народную свободу), Пушкин не закрывает глаза на теневые стороны петровских реформ: разобщение просвещённой, европеизированной части дворянства и народа, всеобщее рабство и безмолвное повиновение («История представляет вдруг его всеобщее рабство … все состояния окованные без разбора, были равны перед его дубинкою. Всё дрожало, всё безмолвно повиновалось»). И тем не менее поэт полон исторического оптимизма. Ему представлялось, что лишённое политических свобод русское дворянство заменит отсутствующее в России третье сословие и, несмотря на культурную разобщенность с народом, соединится с ним в борьбе «противу общего зла», и сумеет одержать победу, даже не прибегая к кровопролитию. «Желанье лучшего соединяет все состояния» и «твёрдое мирное единодушие», а не «страшное потрясение» уничтожит в России «закоренелое рабство» и «скоро поставит нас наряду с просвещёнными народами Европы». (VIII, 125— 127).

Но надеждам этим не суждено было осуществиться. Пушкин много размышлял над неудачей декабрьского восстания. В «Записке о народном воспитании» он писал, что люди, разделявшие образ мыслей заговорщиков, «с одной стороны, …увидели ничтожность своих замыслов и средств, с другой— необъятную силу правительства, основанную на силе вещей». Под «силой вещей» Пушкин подразумевал «дух народа» и отсутствующее в России общественное мнение. («Общее мнение, ещё не существующее»). Это значит, что не проходит даром разрыв между европеизированной просвещённой частью русского дворянства и народом, сумевшим «удержать бороду и русский кафтан», и не проходит даром «всеобщее рабство», всеобщее безмолвное повиновение.

Поэтому меняется и оценка петровских преобразований. По мнению Пушкина, именно Пётр сумел «чинами» уничтожить потомственное дворянство как общественную силу, игравшую столь важную роль в московский период русской истории. И на место старинного потомственного дворянства, главными качествами которого являются независимость, храбрость и честь, и на значение которого быть «мощными защитниками» народа «1а sauvegarde трудолюбивого класса», пришла бюрократия. «Деспотизм окружает себя преданными наёмниками и этим по давляется всякая оппозиция и всякая независимость. Потомственность высшего дворянства — гарантия этой независимости. Обратное неизбежно связано с тиранией, вернее, с низким и дряб лым деспотизмом». Отсюда вывод: конец дворянства в монар хическом государстве означает рабство народа (VIII, 147—148).

Образ Евгения. Сложен образ Евгения. Евгений — бедный чиновник, представитель столичной мелкоты, тех городских низов, для которых наводнение как раз и ужаснее всего. И в то же время в образе Евгения характерно отразились напряженные историко-политические размышления Пушкинана тему о русском дворянстве, которые нашли место в его многочисленных заметках, планах, набросках, наконец, В ряде произведений тридцатых годов. Евгений, подобно самому поэту, выходец из того феодального «старинного дворянства», которое в результате централизующей государственной политики Петра «упало, — говоря словами Пушкина, — в неизвестность»: «обеднело», «пришло в упадок», «составило род третьего сословия». И поэт считает необходимым довести это до сведения читателей, представляя им своего героя:

  • Прозванья нам его не нужно,
  • Хотя в минувши времена
  • Оно, быть может, и блистало,
  • И под пером Карамзина
  • В родных преданьях прозвучало;
  • Но ныне светом и молвой
  • Оно забыто.
  • Кругом подножия кумира
  • Безумец бедный обошел
  • И взоры дикие навел
  • На лик державца полумира.
  • Стеснилась грудь его.
  • Чело К решетке хладной прилегло,
  • Глаза подернулись туманом,
  • По сердцу пламень пробежал,
  • Вскипела кровь.
  • Он мрачен стал
  • Пред горделивым истуканом
  • И, зубы стиснув, пальцы сжав,
  • Как обуянный силой черной,
  • «Добро, строитель чудотворный!
  • Шепнул он, злобно задрожав,- Ужо тебе. »
  • В ответ на слова Басманова:
  • Всегда народ к смятенью тайно склонен:
  • Так борзый конь грызет свои бразды
  • По что ж? Конем спокойно всадник правит
  • царь Борис отвечает)
  • Конь иногда сбивает седока.
Читайте также:  Виды деятельности охраны природы

Источник

Человек и природа в поэме Пушкина «Медный всадник»

В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» показаны взаимоотношения между человеком и природой.

Еще в начале повествования (во вступлении) даются некоторые пейзажные зарисовки, позволяющие сказать о том, где находится построенный по воле Петра I Санкт-Петербург: «берег пустынных волн», «широко река неслася», «мшистые, топкие берега», «лес, неведомый лучам в тумане спрятанного солнца, кругом шумел».

Фраза «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно» демонстрирует, что человек пытается пользоваться всем тем, что ей дает природа. Санкт-Петербург был построен не только благодаря желанию Петра I, но и благодаря природным условиям, позволяющим осуществить государственные цели. Море помогает Петру I и всей России вести торговлю с европейскими государствами.

Выражение «побежденная стихия», которое относится к Неве, когда ее «одели в гранит», показывает, что человек стремится покорить природу и сделать так, чтобы она действовала в его интересах. В дальнейшем повествовании А.С. Пушкин покажет, удается ли человеку действительно покорить природу.

А.С. Пушкин показывает, что природа помогает человеку, ведь все нижеперечисленное – символ Санкт-Петербурга: «полнощных стран краса и диво», «оживленные берега», «темно-зеленые сады», которые покрыли острова, «Невы державное теченье», «задумчивые ночи», «прозрачный сумрак, блеск безлунный», «зимы жестокой недвижный воздух и мороз».

Но природа, как показано в поэме, не только помогает, но и способствует разрушению.

Самым ярким представителем природы в поэме «Медный всадник» становится водная стихия, которая выступает как бунтарь в виде наводнения. Из-за наводнения погибает большое количество людей, включая и возлюбленную главного героя Евгения Парашу. Из-за природной стихии многие люди столкнулись с горем и несчастьем, с настоящей трагедией, как Евгений, который потерял свою возлюбленную, а с ней – и смысл дальнейшей жизни.

Нева представлена как живой организм, которого не устраивает, что она оказалась ограничена людьми. Нева бунтует, показывая, что ее нельзя покорить. Здесь показана природная стихия, которая мстит человеку за то, что он сделал попытку ограничить ее свободу. Люди воспринимают бунт Невы как божью кару, царь называет морскую стихию «божьей стихией». Это вновь подчеркивает обособленность природы, ее независимость от человека.

Важно, что даже царь, наблюдающий за бунтующим наводнением, ничего не может с ним сделать. А.С. Пушкин вводит слова царя: «С божией стихией Царям не совладеть». Это говорит о том, что с природой не может справиться не только обычный люд, к которому относится Евгений и его возлюбленная Параша, но и даже царь. А.С. Пушкин показывает, что «побежденная стихия» оказалась «побеждена» лишь с внешней стороны. Природа оказывается независима.

Читайте также:  Наш дом природа конкурс

Таким образом, человек и природа оказываются в тесной взаимосвязи: человек стремится воспользоваться тем, что дала природа; природа в некоторых случаях помогает человеку (возможность вести торговлю с другими государствами), в некоторых случаях – приносит негативные последствия (наводнение стало причиной многочисленных трагедий отдельных представителей народа); природа оказывается сильнее человека, так как она ни от кого не зависит.

Источник

«Образ стихии в поэме «Медный всадник»»

Есть два представления о стихии. Стихия — явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживаемая сила. И стихия как неорганизованная сила, действующая в социальной среде. Само слово «стихия» не присутствует в описании наводнения, а появляется оно гораздо раньше, во вступлении, когда характеризуется красота Петербурга:
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия.
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия.

Но почему-то, когда начинается наводнение, стихия переходит в Неву. То есть стихия — это Нева. Стихия как Нева представляется в поэме такими образами: Нева больной, зверь, вор, с битвы прибежавший конь, котел, злодей. Но Неву вначале что-то сдерживает, а именно гранитная набережная, построенная Петром I:
В гранит оделася Нева.
Тут же происходит конфликт стихии и Петра. Петр ничего не может сделать против нее, он прикован. В этом конфликте побеждает стихия. И тут стихия начинает бунтовать: она злится на Петра за то, что она не может причинить ему зла, как и он ей. То есть в принципе никто из них не победил. Но стихия разрушает город. А Петр прикованно смотрит на это. И тут кажется, что стихия ушла, но она вошла в человека (в Евгения). И стихия разрушает человека изнутри, но не как стихия природы, а как стихия безумия. Стихия природы переходит в стихию безумия. Тут сталкиваются Евгений как стихия и Петр как государство. И при столкновении побеждает Петр, так как он устоял при наводнении, а Евгений нет, он сошел с ума.
Из текста видно, что А.С.Пушкин желает победы стихии. Пушкин очень ярко ее выражает, он понимает ее. И тут же появляется вопрос: «Что же надо сделать, чтобы предотвратить столкновение Петра и Евгения?» Но для этого нужно избежать конфликта Петра и стихии. Медный всадник стоит на скале Скала — это пропасть, а лошадь — Россия. Поэт Мицкевич сказал, что лошадь упадет в пропасть и разобьется. Высказывание Пушкина об этом: «Мицкевич считал, что лошадь упадет в пропасть и разобьется, но я не такой дурной пророк, как он: она удержится, эта отличная, сделанная из меди лошадь. Пропасть нас поглотит в том случае, если мы не совершим то, о чем я мечтал с лицея: не освободим крепостных, не освободим узников, не смилуемся над убийцами. Остальные прелести свободы придут потом».
Пушкин пытался предотвратить революцию. Но он только отсрочил ее на восемьдесят лет. И если мы не последуем наказам Пушкина, мир наш падет в ту пропасть.

Источник

Оцените статью