- Образ природы в произведениях русских композиторов
- Исследовательская работа»Образы природы в музыке»
- Просмотр содержимого документа «Исследовательская работа»Образы природы в музыке»»
- Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней
- «Времена года» А. Вивальди
- «Времена года» Й. Гайдна
- «Времена года» П. И. Чайковского
- «Карнавал животных» К. Сен-Санса
- Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова
- «Румяной зарёю покрылся восток…»
Образ природы в произведениях русских композиторов
Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.
Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.
Список музыкальных произведений о природе велик и многообразен. Приведу лишь некоторые произведения на весеннюю тему:
Г. Свиридов. Весенняя кантата
А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»
В. А. Моцарт «Приход весны» (песня)
Р. Шуман «Весенняя» симфония
Э. Григ «Весной» (фортепианная пьеса)
Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка» (весенняя сказка)
П. И. Чайковский «То было раннею весной»
С. В. Рахманинов «Весенние воды»
И. О. Дунаевский «Журчат ручьи»
Астор Пьяццолла. «Весна» (из «Времена года в Буэнос-Айресе»)
И. Стравинский «Весна священная»
Г. Свиридов «Весна и колдун»
Д. Кабалевский. Симфоническая поэма «Весна».
С. В. Рахманинов. «Весна» — кантата для баритона, хора и оркестра.
. и так можно продолжать еще долго.
Нужно отметить, что композиторы воспринимали и отражали образы природы в своих произведениях по-разному:
а) Подражание голосам природы (М. Мессиан), картины природы, чувства, вызванные образами природы: французские и английские клавесинисты, А. Вивальди, Й. Гайдн, Л. Бетховен, Г. Берлиоз и др.;
б) Пантеистическое восприятие природы — Н. А. Римский-Корсаков, Г. Малер;
в) Романтическое восприятие природы как отражение внутреннего мира человека;
Источник
Исследовательская работа»Образы природы в музыке»
Мы живем в 21 веке. Это век сумасшедших скоростей, всеобщей механизации и индустриализации. На каждом шагу нас поджидают стрессовые ситуации. Наверное, человечество еще никогда не было так далеко от единства с природой, которую человек постоянно «покоряет» и «подгоняет» под себя.
Тема природы в данное время очень актуальна. В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Сейчас слово «экология» встречается во всех средствах массовой информации. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей, художников, композиторов.
Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на новые творческие поиски.
В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.
Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В то же время, сами звуки природы создают определенное звучание и влияют тем или иным образом. Изучение музыкальных произведений разных эпох позволит проследить, как менялось сознание человека, его отношение к вечному миру природы. В наш век индустриализации и урбанизации вопросы сохранения окружающей среды, взаимодействия человека и природы стоят особенно остро. Человек, на мой взгляд, никак не может определить свое место в мире: кто же он – царь природы или только маленькая часть великого целого?
Цель – доказать, что музыка может донести до слушателя образы природы, повлиять на сознание человека в отношении экологии. А проблемы экологии — это важная часть жизни общества и каждого его члена в отдельности.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»Образы природы в музыке»»
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы « природа и музыка»
1.1. Определение основных понятий исследования: «музыка»,
1.2. Образы природы в литературе и живописи………………………………6
1.3. Образы природы в музыке………………………………………………..10
1.4. Образы природы в музыке для релаксации………………………………14
ГЛАВА 2. Практическое обоснование проблемы
2.1. Проблемы экологии в современном искусстве………………………. 18
2.2 Музыкальные образы природы в работах школьников………………….23
Мы живем в 21 веке. Это век сумасшедших скоростей, всеобщей механизации и индустриализации. На каждом шагу нас поджидают стрессовые ситуации. Наверное, человечество еще никогда не было так далеко от единства с природой, которую человек постоянно «покоряет» и «подгоняет» под себя.
Тема природы в данное время очень актуальна. В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Сейчас слово «экология» встречается во всех средствах массовой информации. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей, художников, композиторов.
Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на новые творческие поиски.
В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.
Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В то же время, сами звуки природы создают определенное звучание и влияют тем или иным образом. Изучение музыкальных произведений разных эпох позволит проследить, как менялось сознание человека, его отношение к вечному миру природы. В наш век индустриализации и урбанизации вопросы сохранения окружающей среды, взаимодействия человека и природы стоят особенно остро. Человек, на мой взгляд, никак не может определить свое место в мире: кто же он – царь природы или только маленькая часть великого целого?
Цель – доказать, что музыка может донести до слушателя образы природы, повлиять на сознание человека в отношении экологии. А проблемы экологии — это важная часть жизни общества и каждого его члена в отдельности.
1. Изучить музыкальные произведения разных эпох.
2. Рассмотреть образы природы в произведениях живописи, литературы, музыки.
3. Доказать влияние музыки природы на человеческое сознание.
4. Создать мультимедийную презентацию на тему «Природа и музыка».
Объект исследования — образы природы в музыке.
Методы исследования использовались как теоретические, так и эмпирические:
- изучение, анализ и обобщение литературы,
- наблюдение,
- эксперимент.
- Определение основных понятий исследования: «музыка», «природа»
- 2.Образы природы в литературе и живописи
Источник
Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней
Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.
Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.
«Времена года» А. Вивальди
Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.
Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.
Вивальди «Времена года» — «Зима»
«Времена года» Й. Гайдна
Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.
Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.
Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.
У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – золотому ходу валторн. Послушайте:
Гайдн Симфония № 103 — финал
«Времена года» П. И. Чайковского
Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.
Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.
Чайковский «Времена года» — Март — «Песнь жаворонка»
«Карнавал животных» К. Сен-Санса
Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.
Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.
В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.
Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».
Единственный номер цикла, опубликованный и исполнявшийся публично при жизни Сен-Санса, – знаменитый «Лебедь», ставший в 1907 году и шедевром балетного искусства в исполнении великой Анны Павловой.
Сен-Санс «Карнавал животных» — Лебедь
Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова
Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.
Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.
Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.
Римский-Корсаков «Садко» — вступение «Океан-море синее»
«Румяной зарёю покрылся восток…»
Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.
У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.
Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.
Мусоргский — «Хованщина» — вступление «Рассвет на Москве-реке»
Перечислить все известные классические музыкальные произведения, в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.
Автор – Светлана Субботина
Источник