Образ птицы народном искусстве

Образ птицы в народном творчестве

Птица – один из древнейших образов в народном искусстве. Она участвовала в сотворении мира и была олицетворением солнца, плодородия и счастья. Эти представления дошли до нашего времени в народных песнях, сказках и легендах.

Среди птиц утка считается самым древним символом Создателя, символом духа. По древнеславянскому преданию уточка является творцом Мира и знаком его вечного продолжения. Долбленые ковши из дерева имеют форму водоплавающей птицы, потому что уточка считалась символом очистительной силы воды.

В языческие времена человек отождествлял себя с природой и свои знания о земных животных переносил на атмосферные явления. Птица олицетворяла ветер, облако, грозу и солнечный свет. С птицей сравнивали тучу, а падающий из неё снег — с перьями и пухом.

Одним из воплощений духа огня на земле считался петух. Гласим-царь, Будимир-царь — верные часы народной Руси. «Петух поёт, значит, нечистой силы темное время прошло». Петух считается существом, отгоняющим нечистую силу и охраняющим от пожара. Поэтому на коньке крыш ставят деревянного или железного петуха. Считалось, что он своим громким пением приветствует восход и как бы призывает солнце, пробуждая к жизни спящую природу. Крик петуха сравнивали с раскатами грома и со звоном колокола.

Особое внимание следует уделить мифологическим птицам с женским лицом. Среди них матерь всех птиц называют Стратим-птица. Изображали птицу-гиганта с маленькой головой на тонкой шейке, крючковатым клювом, длинным узким телом и одним поднятым вверх крылом. По одной версии она живет на острове Буяне и сидит на дубе, по другой — на море-океане. Когда она крыльями взмахнет — ветры-вихри по всему свету взвеются, песню запоет — весь мир заслушается, клюв в океан макнет — волны-бури по всем морям сделаются, криком закричит — весь мир оглохнет, взлетит — валы вздыбятся, затопят в море корабли, разверзнутся бездны глубочайшие и смоют с берегов города и леса. Две птицы Алконост и Сирин часто изображаются вместе, как птицы печали и радости. Птица Сирин – темная птица — обладает прекрасным голосом. Все, кто слышал её пение, не могли спокойно жить и вскоре покидали мир живых. Алконост — священная птица. Вещей птице Гамаюн известны все тайны земли и неба, тайны людей и Богов, тайны времени, жизни и смерти.

Читайте также:  Жар птица олицетворение чего

Еще одна группа птиц – сказочные птицы. Среди них Финист — Ясный сокол — персонаж русских сказок. Представляет собой доброго молодца, который прилетает в виде сокола и, ударяясь о землю, становится человеком. Женским прототипом Финиста является Жар-птица – олицетворение огня. Согласно легендам живет Жар-птица в райском саду — Ирии, в золотой клетке, вылетая ночью и освещая собою все вокруг. В саду у Жар-птицы есть любимое лакомство — молодильные яблочки, которые даруют ей красоту и бессмертие. Одним из самых светлых образов русских народных сказок является Царевна Лебедь — дочь Океан-моря, олицетворяющая весенние дождевые облака.

Христианство принесло иное понимание роли пернатых в устройстве мира. Главным источником информации стала Библия. Притчи послужили основой классификации птиц на святых (аист, голубь, дрозд, жаворонок, клест, ласточка, лебедь, чайка) и дьявольских (воробей, ворона, гагара, коршун, кулик, сорока, удод, утка, ястреб, сова, сыч, филин).

В народном творчестве образ птицы нашел своё отражение во всех ремеслах: резьба по дереву, вышивка, скульптура, ткачество и т.д.

Особенно много образов птицы в народной игрушке: тетеревов, голубей, куриц, петухов, павлинов, уточек. Первоначально игрушка возникла совсем не для забавы. Различные фигурки животных и птиц, носившие обобщенный, условный характер имели магический заклинательный смысл. Глиняные игрушки чаще были свистульками. По древним поверьям, свист и вообще шум был способен отгонять злые силы: в то же время свист напоминал пение птиц. В старину люди верили, что зима – время господства тёмных сил, а птицы своим пением прогоняли злых духов и помогали пробуждению природы. Мастера лепили из глины или вырезали из дерева разнообразных птиц. Чаще всего это обобщенный собирательный образ птицы, которые делают из глины во многих областях России. Дымковская игрушка знаменита своими петухами и индюками, которые зачастую бывают довольно крупных размеров. Эти птицы с пышными, напоминающими солнце хвостами, многоцветные, сверкающие кусочками сусального золота, предстают как жар-птицы из русских сказок. В Каргополе птицы обобщенной формы с солнечными знаками на боках. Совсем другие по пластике филимоновские птички. Сильно вытянутые по вертикали, с плавными, текучими линиями доносят до нас не столько конкретное изображение птицы, а её поэтический сказочный образ. Как и все филимоновские игрушки, птицы раскрашены яркими светящимися на белом фоне разноцветными линиями и геометрическим орнаментом, имеющим древние корни. В каждой области, где делали глиняную игрушку, мастера привносили в изображение птицы своё видение, создавали разнообразные пластические формы, зачастую продиктованные свойствами местной глины и изобразительными традициями. Абашевские птички задорны и горделивы. И им есть чем гордиться: они украшены яркими эмалевыми красками в самых неожиданных сочетаниях.

Читайте также:  Какие птицы можно кушать мусульманам

Особое место среди птиц в народном творчестве занимают щепные птицы. Фигурка птицы символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала семейство. В северных деревнях и по сей день мастерят щепных птиц-солнце и подвешивают их на ниточке под потолком избы. От движения воздуха они начинают кружиться, словно парят в небе. В старину деревянная птица в первую очередь охраняла дом, берегла от напастей. Одно из название этой птицы — птица счастья.

В народном календаре, обычаях и обрядах народа образ птицы неотделим от начала весны. Один из обычаев был печь «жаворонки» — вкусные булочки в форме птичек, так отмечали начало весны. Еще один обычай — весело закликая весну, петь песенки про птиц. С деревянной ласточкой — символом счастья и благополучия — ходили деревенские ребятишки в пору

Красной горки (народное название первого воскресенья после Пасхи), когда справляли праздник возрождённого солнца.

22 марта – весенний новый год – день, издавна наделяемый людьми особыми магическими свойствами. Считалось, что именно в этот день пути Земли и Солнца пересекаются, создавая своеобразную «лестницу в небо». На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Бог пошлёт в этот год особую удачу и добрый урожай. В связи с этим 22 марта праздновали особый «птичий» праздник – Сороки. В этот день из Светлого Ирия прилетают птицы, знаменующие собой приближение девы Весны. Первыми возвращаются оттуда жаворонки, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях. Считалось, что именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает, а птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну. Жаворонок приносит весну на поля, ласточка — в дом, кукушка и соловей — в сады и рощи, горлица – в леса. К празднику Встречи Весны всегда пеклись изображения птиц в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок. Чаще всего птичек из теста называли «жаворонки».

Читайте также:  Класс отряды птиц страусообразные

Обучающиеся объединений «Послушная глина», «Народная кукла» и «Пластилиновая фантазия» (руководитель Климова С. В., Дом детского творчества, Московская, 15) в преддверии весны выполняют прекрасных птиц – каждый в своей технике: лепят, шьют, плетут, мотают, декорируют пластилином.

Птицы – вестники весны радуют детей своим ярким видом и приближают пробуждение природы.

Источник

Оцените статью