- Подражательные танцы народа Саха
- 2. Подготовительная часть
- 3. Основная часть
- 4. Заключительная часть
- 5. Домашнее задание
- Образ птицы в танцах
- Ядреева, А.П. Образ птицы в подражательных танцевальных движениях народов Севера / А.П.Ядреева // Мир науки, культуры, образования. – 2016. − № (61). – С. 102-103.
- Запись на семинар
- Образы птиц в белорусском народном танцевальном творчестве: анализ основных выразительных средств
Подражательные танцы народа Саха
– Здравствуйте, мы начинаем открытое занятие танцевального ансамбля “Дети Солнца”. В ансамбле занимаются дети с 6-14 лет из разных школ г.Якутска. Мы занимаемся народными, сюжетными, эстрадными и спортивными танцами. Сейчас начинаем разминку с элементами якутского танца.
2. Подготовительная часть
3. Основная часть
– Устраивайтесь поудобнее, и мы продолжим наше занятие. Все живое на земле, в воздухе, в воде двигается. Птица – летает, человек – ходит, букашки – ползают.
Все существа рождены, чтобы двигаться, в том числе и человек. Человек стремится принять природный образ и подражать его движениям в танце. И тема нашего сегодняшнего занятия называется “Подражательные танцы народов Саха”. В прошлом у якутов были распространены подражательные танцы. Большинство подражательных танцев тотемические, они были связаны с почитанием тотемных зверей и птиц.
В своих танцах они показывали полет птиц, улавливали пластику бегущего зверя, который готовится к прыжку за добычей. Танец должен нести смысл, а его в первую очередь дает исполнитель. В культуре каждого народа существует своя школа, основанная на традиции.
Для поиска народной пластики необходимы знания о трех мирах:
Верхний мир – мир богов Айыы.
Средний мир – мир людей.
Нижний мир – мир абааhы (злые духи).
По системе трех миров, движения можно разделить на правильные, благословенные, магические, неправильные движения.
Правильные движения подразделяются еще на три направления, освоение трех сфер: воздух, земля, вода.
1-е направление – это пластика обитателей неба (птицы, бабочки, все то, что летает в воздухе).
2-е направление – это обитатели земли, пластика и жесты человека, повадки животных, насекомых; пластика движения растений.
3-е направление – это освоение пластики обитателей водоемов (водоплавающие).
Начнем с первого направления: какие птицы обитают у нас в Якутии?
2-е направление – какие животные есть в Якутии?
И 3-е направление – каких рыб вы знаете, которые есть у нас в Якутии?
– Ребята, какая самая красивая птица, которая вошла в Красную книгу? Да! Стерх – Кыталык.
Стерха якуты боготворили. В олонхо удаганка превращалась в стерха. В сказках добрый дух летает стерхом. По представлениям якутов, стерх – символ чистоты, красоты, благородства. В старину танец стерхов исполняли в основном женщины и девушки. В народе есть поверие, что увидеть танец стерха – это счастье. Увидеть и не спугнуть его. Танец стерха по своей манере и характеру очень сдержанный. В танце использовались такие движения как, “пружинистые поднимания на полупальцах со взмахом крыльев”, “покачивания на одной ножке”, “подпрыгивания с ноги на ногу”.
– Ребята, а какая птица считается покровителем птиц?
– Да! Правильно! По-якутски как будет?
В народе его уважительно называли тойон кыыл, т.е. господин.
Орел считался сыном небесного божества.
По представлениям древних якутов, орел мог принести благополучие, счастье. При встрече с орлом якуты снимали шапку и кланялись, давали ему мясо и приговаривали, чтобы он их не трогал. Считалось, что стрелять в орла большой грех.
В старину танец орла танцевали обычно молодые люди в возрасте до 25 лет, которые могли справиться с техническими трудностями данного танца. В танце преобладали прыжки, движения, имитирующие полет орла, бег, кружение на месте.
Другим ярким, запоминающимся образом в олонхо является образ коня. Конь у народа Саха – животное божественного происхождения.
Кто знает как называется бог якутского коня? Да! Молодец!
Дьоhогой Айыы. По верованиям “Дьоhогой Айыы Тойон” считался создателем лучших лошадей. Жеребцу или кобыле белой масти, полученных в дар от Дьоhогой Айыы Тойона, никто не мог причинить вреда, их нельзя было бить, на них нельзя было ездить. Зимой их кормили отборным сеном: называли священными – “ытык сылгы”. Говорят, грива этого мeрина достигала до земли. Во время ысыаха эти гривы заплетали в косички, в которые вплетали разноцветные ленточки. Волосяную веревку, которой священную лошадь привязывали к священному сэргэ, также украшали: в неё вплетали зеленую траву, уздечку украшали красным сукном и вешали на неё колокольчики.
В традиционной якутской хореографии сохранились почти все движения, изображающие повадки лошадей. Якуты различали множество видов движений лошади. Самые распространенные в народном танце: сиэлии – бежать рысью, боторон – галоп, хаамыы – переступания, дьиэрэнкэй – бег, дьоруо – быстрая поступь, кулун куллурустуур – имитация кувыркания жеребят на траве и мн. др. Эти и другие движения сохранились в ритуальной пляске – битии.
Какие рыбы водятся у нас в Якутии? Назовите.
Из перечисленных рыб зимуют: карась, мундушка, озерный чир, таймень, щука, налим, окунь, остальные надо полагать являются временными гостями.
Во время ловли якутские рыбаки избегают называть рыб, особенно зубастых и хищных: щуку, тайменя и пр. Они придумывают другие названия, так сказать псевдонимы, часто мешающие узнать путем расспросов о распространении того или другого вида.
– А сейчас мы переходим к практической части. Начинаем с 1 направления – пластики обитателей неба. Давайте начнем с самой красивой птицы – стерха. Танец стерхов танцуют девочки.
– Молодцы, девочки. Дальше танец покровителя птиц – орла. Этот танец нам исполнят мальчики.
– Дальше 2 направление – повадки животных. Я вам давала домашнее задание – повадки лошадей. По одному выходим и исполняем свои придуманные движения.
– Молодцы! Теперь 2-е домашнее задание по 3-му направлению – пластика обитателей водоемов. Рыбки.
4. Заключительная часть
– Спасибо! А теперь мы исполним нашу маленькую композицию “Сахам сирин кэрэлэрэ”.
– Молодцы! Пожалуйста устраивайтесь поудобнее.
Мы сегодня прошли “Подражательные танцы народов Саха”. Из этого занятия мы узнали очень многое о животных, о птицах, о рыбах, обитающих на территории нашей Якутии. Вы мне сейчас ответьте на вопросы:
– О каких птицах вы узнали?
– Символом чего является стерх?
– Кто исполняет танец стерхов?
– О каких животных вы узнали?
– Какие самые распространенные движения, изображающие повадки лошадей?
– О каких рыбах вы узнали?
– Какие рыбы у нас зимуют?
– На этом заканчивается наше занятие, на котором вы узнали о культуре народа Саха.
5. Домашнее задание
Подсмотреть в природе и запомнить повадки животных и птиц.
Спасибо! До следующих занятий.
Источник
Образ птицы в танцах
г.Якутск, ул. Халтурина, 14/5
(4112) 40-27-42, 40-27-41
ГБПОУ РС(Я) «Якутский колледж Культуры и Искусств» > Библиотека > Книги > Книги ПЦК «Хореографическое творчество» > Ядреева, А.П. Образ птицы в подражательных танцевальных движениях народов Севера / А.П.Ядреева // Мир науки, культуры, образования. – 2016. − № (61). – С. 102-103.
Для слабовидящих —>
Ядреева, А.П. Образ птицы в подражательных танцевальных движениях народов Севера / А.П.Ядреева // Мир науки, культуры, образования. – 2016. − № (61). – С. 102-103.
Запись на семинар
- Новости
- Из истории колледжа
- Контакты
- Сведения об организации
- Нормативные документы
- Структура
- Отчеты
- Документы
- Предметно-цикловые комиссии
- Музыкально-звукооператорское мастерство и Театральная и аудиовизуальная техника
- Народное художественное творчество
- Предметно-цикловая комиссия ОГСЭ
- Социально-культурная деятельность
Якутский колледж культуры и искусств им. А.Д. Макаровой, г.Якутск, ул. Халтурина, 14/5. Телефоны: (4112) 40-27-42, 40-27-41 Эл. почта: yakkii@gov14.ru
Источник
Образы птиц в белорусском народном танцевальном творчестве: анализ основных выразительных средств
dc.contributor.author | Кутузова, Ю. В. | |
dc.date.accessioned | 2016-09-16T07:22:16Z | |
dc.date.available | 2016-09-16T07:22:16Z | |
dc.date.issued | 2016 | |
dc.identifier.citation | Кутузова, Ю. В. Образы птиц в белорусском народном танцевальном творчестве: анализ основных выразительных средств [Электронный ресурс] / Ю. В. Кутузова // Национальная культура глазами молодых : сборник материалов XLI итоговой научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов (17 марта 2016 г.) / Белорусский государственный университет культуры и искусств. — Минск, 2016. — С. 646-652. — Библиогр.: 10 назв. | ru_RU |
dc.identifier.uri | http://hdl.handle.net/123456789/8715 | |
dc.description.abstract | История танца Беларуси | ru_RU |
dc.language.iso | other | ru_RU |
dc.subject | история танца Беларуси | ru_RU |
dc.subject | белорусский народный танец | ru_RU |
dc.subject | образ птицы в танце | ru_RU |
dc.title | Образы птиц в белорусском народном танцевальном творчестве: анализ основных выразительных средств | ru_RU |
dc.type | Article | ru_RU |
Источник