Образы природы в творчестве пастернака

курсы учителей / материал к сочинениям / 3 / Пастернак

Тема природы. Природа в восприятии Пастернака – воплощение естественности, синоним самой жизни. Поэт избегает сложных размышлений над тайнами бытия, мир существует – и Пастернак не спрашивает зачем, а просто принимает в его первозданности и чуде. Лирическому герою Пастернака дано видеть мир каждый раз словно заново, удивляться ему, узнавая и не узнавая. Восторженное и даже больше – «благодарственное» — отношение к природе отражено в стихотворении «Иней». Движение в природе воспринимается как бесконечное и одновременно простое чудо бытия – и вот уже исчезает недоверие перед зимним безмолвием, появляется ощущение сказки, заворожённости:

И белому мертвому царству,

Бросавшему мысленно в дрожь,

Я тихо шепчу: «Благодарствуй,

Ты больше, чем просят, даешь».

Восхищение миром выливается в страстное благодарение за чудо жизни, чудо творения.

В поэзии Пастернака чувствуется доверие к жизни, приятие и ее светлых, и ее трагических начал. Стихотворения Пастернака о природе удивительно светлые, даже если поэт обращается к изображению проливного дождя, града, как, например, в стихотворении «После дождя». Сами моменты хаоса, когда «всё опрометью, вразноряд», когда «у тополя жилы полопались», — это лишь одно из проявлений бесконечно прекрасного бытия.

Для Пастернака ценна идея одухотворенного единства мира. Это единство не предполагает однообразия, напротив, единство мира – это единство многообразия, «подробностей». Жизнь детальна, «подробна» и прекрасна в каждой «подробности»:

В стихотворении «Когда разгуляется» природа, в ее бесконечной детальности, постоянных преображениях, мимолетных изменениях, воспринимается поэтом как самое великое чудо, как «мир, тайник вселенной», и быть частью этого чуда – величайшее счастье:

Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, B слезах от счастья отстою.

Основные стихии мира – природа, любовь, творчество – не существуют раздельно. Сама природа – творец, художник. Зима в стихотворении «Снег идёт» не просто преображает мир, а лепит его заново, создает его по своим законам. Снег идёт – и каждый миг жизни не тождествен самому себе, всё в движении и постоянном преображении. Сам мир словно удивляется разнообразию своих преображений («Удивлённые растенья»). Движение мира и движение человеческой жизни взаимосвязаны, снегопад заставляет думать о быстротечности времени, но не с тоской и отчаянием, а с благодарностью за чудо этого движения, позволяющего еще более обостренно впитывать в себя красоту мира:

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Может быть, проходит время?

Взаимопроникновение человеческого и природного также говорит о единстве мира. Природа, жизнь, искусство – это синонимы. В стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать. » отражается уникальный взгляд Пастернака на природу, в которой и «грохочущая грязь», и «лужи», и «тысячи грачей», похожие на «обугленные груши», становятся основами творчества. Для поэзии в мире нет «высокого» и «низкого» — всё прекрасно, и всё есть чудо. Стихи приходят сами, словно приносимые февральским ветром, не случайно Пастернак говорит не «слагаю», а именно «слагаются». Искусство рождается из самой природы, природа и творчество – единосущностны.

Читайте также:  Все природные зоны северной америке

В поздних стихотворениях поэта появляется стилистическая простота, ясность, как, например, в стихотворении «Сосны». Природа – это не столько пейзаж, сколько огромный одухотворенный мир, в который свободно вхож человек. «Причтённый лику сосен», поэт раздвигает пространство и освобождается от времени – и вот уже за соснами видит море с волнами, «обрушивающими град креветок со взбаломученного дна», становится «бессмертным на время». В мире природы всё слито, нет ни пространственных, ни временных преград.

Одухотворение природы, ее олицетворение чувствуется и в стихотворении «Июль». Всё стихотворение – развернутая метафора: июль уподобляется домовому, весёлому, шаловливому призраку, «баловнику», «дачнику». Обилие глаголов, что привносит ощущение мягкого движения; ритмический рисунок, в основе которого ясный и краткий четырехстопный ямб передают лёгкость и свежесть июльского «воздуха лугового». Июльские грозы, летний воздух, танцующая от сквозняка занавеска, пух одуванчика, запах травы, лопух – все эти узнаваемые детали июля становятся знаком поэзии, деталями многомерного бытия.

Тема любви. Любовь в поэзии Пастернака становится одной из стихий бесконечно многогранного бытия. Стихотворение «Никого не будет в доме» соединяет прошлое и будущее, мечту и реальность, печаль и пробуждение от неё. Зима, сумерки, летящие хлопья снега – и появившаяся на пороге любимая «в чём-то впрямь из тех материй, из которых хлопья шьют». Всё это сливается воедино, становится деталями этого уникального, неповторимого мига. Такое обостренное ощущение богатства и многогранности мгновения можно встретить у Фета, такое же ощущение нерасторжимости реальности и мечты – у Блока.

Стихотворение «Мело, мело по всей земле» — одно из самых мелодичных: музыкальность создается за счет лексических повторов, ассонансов «о» и «е», сочетания четырехстопного и двустопного ямба в ритмическом рисунке строф. Это стихотворение – о простом, земном счастье любви. Рефрен строки «свеча горела на столе, свеча горела» композиционно скрепляет всё воедино: беспредельное пространство земли («мело, мело по всей земле, во все пределы») и пространство комнаты, природное и человеческое, холод и жар, свет и мглу. Два человека своей любовью создали этот единый и гармоничный в своем многообразии мир.

В стихотворении «Любить иных – тяжёлый крест» создается облик любимой – но не внешний, детально-портретный, а сущностный: «ты прекрасна без извилин», «прелести твой секрет разгадке жизни равносилен». Любимая – воплощение высокой и прекрасной простоты, она умеет жить в гармонии с окружающим миром, бесхитростна, бескорыстна и чиста, «как воздух». Это же ощущение ясности, простоты и гармонии она дарует и своему любимому, который словно «прозревает» и «просыпается» для жизни. Любовь – это отдача, щедрое и бескорыстное дарение.

Тема творчества. Творчество – еще одна тема поэзии Пастернака. Стихотворение «Про эти стихи» входит в сборник, в самом названии обнаруживающий открытость Пастернака жизни – «Сестра моя – жизнь» (1922 год). Это стихотворение о творчестве и творце, о существовании творца в особой Вселенной, где абсолютно свободен творящий дух. Вещи оживают, нет грани между живым и неживым, бытом и бытием, сегодняшним и прошедшим. Творец живет вне времени, творчество – это свобода, преодоление времени:

В кашне, ладонью заслонясь,

Сквозь фортку крикну детворе:

Читайте также:  Дарвин классификация живой природы

Собеседники и современники поэта — Эдгар По, Байрон, Лермонтов.

Мир един, в нём нет ничего второстепенного, незначимого, а потому «эти стихи» сосуществуют «с стеклом и солнцем пополам», зимним потолком и сырыми углами. Пастернак не разделяет реалии мира на «поэтические» и «непоэтические» — всё значимо, всё незаменимо, всё словно пронизано поэзией, а потому даже «чердак» может «задекламировать» поэтические строчки. Сам мир – творец:

Буран не месяц будет месть,

В стихотворении «Определение поэзии» Пастернак утверждает, что искусство вбирает и отражает целый мир, более того: поэзия – это и есть мир в его малом и великом:

Это — круто налившийся свист,

Это — щелканье сдавленных льдинок.

Это — двух соловьев поединок.

Это — сладкий заглохший горох,

Это — слезы вселенной в лопатках,

Это — с пультов и с флейт – Figaro

Низвергается градом на грядку.

Мир отражается в творчестве, проходя через сердце творца, — об этом стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути»:

В стихи б я внёс дыханье роз,

Фольварков, парков, рощ, могил

Познать саму суть творчества, природы, любви – в этом видит лирический герой Пастернака свое предназначение:

Во всём мне хочется дойти

До сущности протекших дней,

Философская лирика. Суть творчества как вселенской стихии выражена в стихотворениях «Гамлет» и «Гефсиманский сад». Гамлет и Христос творят волею пославших их, выполняют свое предназначение. Это жертва во имя будущего. Они одиноки, не поняты: Гамлет – современниками, Христос – учениками. Сложно остаться самим собой в мире, где «всё тонет в фарисействе». Для Гамлета наступил последний акт жизни, для Христа Гефсиманский сад – место испытания духа, решимости принести себя в жертву. Гамлет и Христос понимают, что прийти в этот мир с чем-то новым – это и величие, и трагедия.

Источник

Природа в творчестве Б. Пастернака

Б. Пастернак

Дойти до самой сути (природа в поэзии Бориса Пастернака)

Стихи Пастернака всегда динамичны, красочны, живописны, природа и стихия в них присутствуют естественно, ненавязчиво. Природа занимает место в поэзии Пастернака по праву, она в ней такая же живая, как сам лирический герой. Именно поэтому у Бориса Леонидовича дождь «усмехнулся черемухе», ветер раскачивает лес ,»жалуясь и плача», росинки «смеются и вырваться силятся», вода «трудилась», стрижи «торжествовали».

Собственные чувства поэт переживает и проживает на фоне природы, вместе с природой, он с ней един. Поэтому почти в каждом стихотворении есть упоминание о природном явлении, о дожде, снеге, ветре, солнечном луче, дереве.

Возьмем одно из самых известных и любимых стихотворений Пастернака » Никого не будет в доме. » Оно стало особенно популярным после того, как композитор Таривердиев написал музыку на эти слова, стихотворение превратилось в песню. Уже начало стихотворения парадоксально: «Никого не будет в доме, кроме сумерек. » Сумерки, явление природы, выступают здесь в роли «кого-то», они будто одушевлены.

Такими же одушевленными кажутся зимний день, снежные комья, крыши, иней:

«Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой,

Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега,— никого.
И опять зачертит иней. «

Каждый скажет, что это стихотворение — объяснение в любви, осторожное, трепетное, нежное. Но все эти эмоции, оттенки автору помогла создать природа, которая легко и красиво вошла в стихотворение, создала тонкую прочувствованную атмосферу.

Читайте также:  Вода истинное чудо земной природы есть

Еще одно знаменитое стихотворение Пастернака — «Февраль». И опять о природе написано ярко, сочно, неожиданно: «грохочущая слякоть весною черною горит.» Сразу создается настроение, понимаешь, что призыв автора «достать чернил и плакать » — блеф, ирония,что на самом деле сердце предчувствует скорую весну и хочется творить.

И уже возникают картины весны, так оптимистично перекликающиеся с картинами русских живописцев о весне: «Март» Левитана, «Грачи прилетели» Саврасова:

«Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт. «

А вот картины поздней весны, написанные поэтом также эмоционально, страстно, будто бы с использованием красок и холста, а не слов и бумаги:

«Как бронзовой золой жаровень,
Жуками сыплет сонный сад.

Со мной, с моей свечою вровень
Миры расцветшие висят.»

Сколько в этом четверостишии необычных словосочетаний, метафор, тропов: и бронзовая зола жаровень и сыплет жуками, и сонный сад, и то, что сад сыплет, как будто бы он живой, и расцветшие миры — то есть цветущие деревья. На этом автор не останавливается, затем «тополь обветшало-серый завесил лунную межу».

И далее — каждая строка загадочна, слова сказаны так, что не могут не запомниться: «пруд — как явленная тайна», «шепчет яблони прибой», «сад висит постройкой свайной», сад «держит небо пред собой». Наверное, многие из нас видели цветущий сад, но смогли бы мы найти такие слова, чтобы описать увиденное? Очень часто о пруде говорят «таинственный пруд», но «пруд — как явленная тайна» звучит куда интереснее и содержит еще больше таинственности и мистики.

А вот стихотворение «Август», в нем автор также описывает свои чувства, любовь, и фоном опять же выступает природа. Даже, скорее, не фоном, а свидетелем, союзником, сочувствующим другом. И опять все явления природы здесь живые, наделены способностями чувствовать, думать, действовать как люди:

«Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано

Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую
И край стены за книжной полкой.»

Вот настоящая поэзия, где поэт — наравне со всем миром и природа — равна ему. Он не сомневается, что может сказать о лесе «имбирно-красный», «горевший, как печатный пряник». И образ леса явственно, отчетливо встает перед глазами читателя.

Вместе с поэтом и мы переживаем его эмоции, его чувства: да, у нас тоже бывали похожие чувства, мы видели похожие картины и пейзажи, так же смотрели на снег и на деревья, но не знали, как выразить это, как описать. Борис Пастернак подсказал нам нужные слова, те, что могут на самом деле проникать в суть. Недаром очень часто многие из нас повторяют его строчки: «Во всем мне хочется дойти до самой сути».

Источник

Оцените статью