Общая характеристика поведения птиц

Биология и медицина

Прогрессивное развитие центральной нервной системы и органов чувств, высокий уровень обмена веществ и теплокровность обеспечили птицам по сравнению с пресмыкающимися значительно большую подвижность, расширили восприятие окружающего мира и усложнили поведение. Отчетливее проявляются элементы активного приспособления среды к своим потребностям — гнездостроение, запасание пищи, групповые ночевки и т. п.

Основу поведения птиц составляют сложные комплексы наследственно закрепленных врожденных ( безусловных) рефлексов , определяющие важнейшие элементы их жизни: встречу полов, гнездостроение, насиживание и выкармливание молодняка, приемы добычи пищи, миграции и многое другое. В качестве безусловных раздражителей выступают отдельные элементы среды (место для гнезда и подходящий строительный материал при гнездостроении, укорочение дня и ухудшение кормовых возможностей при миграциях и т. п.) и другие особи своего вида (их позы, движения и крики, открытый клюв выпрашивающего корм птенца и т. д.). Но поведение каждой птицы существенно обогащается и совершенствуется путем приобретения индивидуального опыта (т. е. выработки условных рефлексов ).

Подражание поведению родителей, или партнерам стаи облегчает выработку временных связей и увеличивает возможности целесообразного поведения при изменениях внешней обстановки — появлении новых кормов, новых источников опасности и т. п. Благодаря этому опыт одной особи становится опытом популяции. Все это увеличивает выживаемость.

У птиц установлено наличие «экстраполяционных рефлексов» — способности предугадывать ближайшее развитие событий (Крушинский Л.В.). Так, при приближении автомобиля многие птицы слетают с дороги на обочину и после этого не реагируют на проезжающую машину; таким образом, птица оценивает, где пройдет машина. Юркнувшую в куст добычу хищник нередко ожидает у противоположной стороны куста. Такое поведение может рассматриваться как проявление элементов рассудочной деятельности, не выраженной у пресмыкающихся. Экстраполяционные рефлексы лучше развиты у видов, питающихся подвижной добычей, — вороновых, хищников и др.

Птицам свойственны аффекты — состояние страха, злобы, радости, покоя, которым соответствует и определенное внешнее выражение: позы, положение оперения, издаваемые звуки. Несомненно наличие длительной памяти (попугай узнал свою хозяйку через 19 лет). Способны птицы и к ассоциациям. Например, вороны отличают охотника с ружьем от человека с палкой и т. д.

Ссылки:

Источник

Поведение и образ жизни

Общие особенности поведения. Прогрессивное развитие центральной нервной системы и органов чувств, теплокровность и высокий уровень обмена веществ обеспечили птицам по сравнению с рептилиями значительно большую подвижность, расширили восприятие окружающей среды обитания и усложнили поведение. У птиц более выражены элементы активного приспособления среды к своим биологическим потребностям (колониальное гнездование и групповые ночевки, запасание пищи, гнездостроение и т. п.).

Определяют поведение птиц сложные комплексы наследственно закрепленных врожденных (безусловных рефлексов). В то же время поведение каждой особи существенно обогащается и совершенствуется путем приобретения индивидуального опыта (т. е. выработки условных рефлексов).

Птицам свойственны аффекты — состояние радости, покоя, страха, злобы, которым соответствует и определенное внешнее выражение: издаваемые звуки, положение оперения, позы и др.

По отношению к территории птиц разделяют на три группы:1) оседлые — остаются в регионе в течение всего года, протяженность перемещений обычно не превышает нескольких десятков километров (большинство куриных, дятлы, синицы, врановые, ткачиковые и др.); 2) кочующие — совершают после сезона размножения ненаправленные кочевки протяженностью в сотни километров, но не покидают пределы той природной зоны, в которой гнездятся (клесты, снегири, свиристели, чечетки, грачи и др.); 3) перелетные — улетающие на зимовки в другие природные зоны (большинство видов, населяющих территорию нашей страны).

Читайте также:  Лепка птички клюют зернышки

В Беларуси встречается 307 видов птиц, группу оседлых и кочующих составляют около 80 видов, все остальные виды относятся к перелетным птицам.

Распространение птиц, их роль в биоценозах и хозяйственное значение. Охрана птиц.

Птицы встречаются на всех континентах, включая обширные пустыни, высокогорья, отдаленные океанические острова и среди льдов Ледовитого океана. Широкое распространение птиц обеспечивается всем комплексом характерных для птиц особенностей — большой подвижностью (полет), го-мойотермностью, высоким уровнем высшей нервной деятельности и др.

Около 80 % видов приурочено к тропической зоне; к югу и к северу число видов снижается. Наиболее разнообразен видовой состав птиц в лесах, наиболее беден — в пустынях и тундрах.

Птицы обычно представляют конечные звенья трофических цепей.

Используя в пищу вредных для сельского и лесного хозяйства насекомых и их личинок, семена сорных растений, а также мышевидных грызунов, птицы являются важным регулятором их численности.

Следует отметить и важное эстетическое значение птиц.

Наряду с дикими млекопитающими птицы обеспечивают существование природных очагов ряда опасных для человека и домашних животных инфекционных заболеваний.

На территории нашей страны ведутся работы не только по охране птиц, включенных в Красную книгу республики Беларусь. В 1998 г. зарегистрирована общественная организация «Ахова птушак Беларус³». Благодаря усилиям специалистов-орнитологов в настоящее время на территории нашей страны выделена 21 ключевая орнитологическая территория (КОТ — IBA), 15 из них имеют международное значение. КОТы играют важную роль в сохранении популяций отдельных видов птиц и их мест обитания (вертлявая камышевка, большой подорлик), а также в создании необходимых условий для птиц во время сезона размножения и массовых миграций.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Поведение и психика птиц.

По сложности своей психике и поведения птицы превосходят некоторых млекопитающих. Одной из особенностей поведения птиц является хоминг. Птицы в своем поведении используют предметы как функциональное продолжение определенной части своего тела для достижения ближайшей цели. Например, если гриф бросает яйцо африканского страуса на камень, то это не считается применением орудия. А если гриф берет камень в клюв и бросает на яйцо страуса, то это уже использование орудия, как продолжение тела грифа. Например, галапагосский дятловый вьюрок использует колючки кактуса, которые берет в клюв, для поиска насекомых в трещинах коры дерева. С функциональной точки зрения это разумное решение и если бы это делал человек, то считалось бы признаком интеллекта. Серые вороны хорошо разбивают грецкие орехи клювом, которые кладут на асфальт или камень, чего не умеют делать грачи.

Читайте также:  Кодекс мэб грипп птиц

У стайных птиц существуют специальные сигналы на появление различных хищников (совы, ястреба), часто одинаковые для разных видов птиц. Сигналы тревоги у птиц четко выражены. Они выполняют функцию передачи информации и эмоциональной разрядки. В животном мире сигналами тревоги лучше всех владеют птицы. Их сигналы тревоги понимают другие виды животных (др. птицы, рептилии и млекопитающие). У птиц (сороки, чечетки) существует коллективная защита от врагов, которая проявляется в реакции «окрикивания», когда по специальному сигналу одной особи собираются несколько особей и вместе организовывают громкую «психическую» атаку на хищника, принуждая его удалиться. Коллективная помощь отмечается в строительстве гнезда у ласточек. Известен случай, когда ласточки коллективно замуровали в гнезде воробья, который забрался в чужой дом. Некоторые птицы (кукушка, скворцы, утки, береговая ласточка) подкладывают яйца в чужие гнезда и птицы, которые насиживают кладку, не отличают чужих яиц, потому, что они имеют такой же цвет (окраску), как и собственные яйца в кладке. До сих пор не понятно, как кукушка окрашивает свои яйца под цвет яйца того вида птиц, в гнездо которого подкладывает свое яйцо. Не понятна биологическая целесообразность подобного поведения.

Птицы способны считать. Они способны воспринимать количество предметов. У птиц в гнезде постоянное количество яиц определенного вида. Если убрать одно яйцо, то недостаток сразу пополняется. Дело тут не в способности к счету, а восприятии отношения общей массы яиц к объему гнезда, который всегда постоянный. Птицы способны усвоить до четырех заданий одновременно. Например, можно научить сойку выполнять задания – поднимать черные крышки, пока не найдет два зерна; зеленые крышки – пока не найдет три зерна; красные – четыре и белые крышки, пока не найдет пять зерен. Это говорит о том, что птицы могут считать. По мнению немецкого ученого О. Келера у птиц нет абстрактного представления о числе в форме цифр или слов, но они могут покачать головой для обозначения единицы, два раза для обозначения цифры 2 и т.д. до 6. Птицы умеют не считать до 6, а действовать до 6. Птицам свойственны пение и наследование. В песнях певчих птиц есть врожденные и приобретенные части. Например, у зяблика песня состоит из трех фраз, из них первые две врожденные, а заключительная фраза приобретенная. Об этом свидетельствует следующий опыт. Если родившийся птенец изолирован и не имеет контакта с представителями своего вида, то у него первые две фразы песни сохраняются, а третья отсутствует. У изолированных птенцов развиваются только врожденные фразы (подпесня) одинаковые для всех данного вида. Надо отметить, что первые две фразы в начале путаются, что говорит о том, что они должны заучиваться на ранних стадиях развития на основе импринтинга. Много птиц известны как звукоподражатели, например попугаи. Они способны наследовать голос человека. Особенно легко осуществляется звуковое наследование у молодых птиц в определенный критический период, когда усваивается врожденная подпесня. Звуковое наследование служит для животных способом приспособления к окружающей среде, защите территории, воспитанию потомства, удовлетворения половых, кормовых потребностей и т. д. Имитация речи в условиях комнаты позволяет птице установить двусторонний контакт, что унимает информационный «голод», особенно при одиночном содержании птицы. Птицы могут повторять заученные фразы, но и могут свою «речь» связывать с определенной ситуацией, например, просить корм или воду или вести «диалог» с человеком, подобно тому, как шимпанзе научают языку жестов глухонемых (амслен). К. Лоренц доказал, что птицы могут хорошо знать своего хозяина, отличать его голос и черты лица от других людей, но легким маскарадом их можно сбить с толку. Птицы способны к приручению, но в разной степени разных видов. Некоторые виды совсем не приручаются, а пингвины – известные доброжелатели к человеку, у них отсутствует врожденная реакция на суше на врага.

Читайте также:  Администрация птичное режим работы

Строительная деятельность птиц.

В Австралии и прилегающих островах обитают беседковые птицы. В брачный период самцы строят среди кустов из лозы и травинок беседки высотой до 40 см, предназначенные для привлечения самок в брачный период. Возле беседки самец складывает различные предметы (камешки, куски стекла, зубные щетки и т.д.) с целью очаровать самку этими предметами, особенно синего цвета. Самцы, как и беседка, окрашены в синий цвет. У самок имеется ярко-синий цвет радужной оболочки глаз. Синий цвет есть релизером для самцов, а самку привлекают не их дары и цветные украшения, а их танцы и громкие голоса. Беседки (альтанки) нередко красятся мякотью синих ягод, используя как кисточки древесные волокна. Эти беседки служат для привлечения самок. Самка строит свое гнездо на дереве недалеко от беседки. Иногда строятся крупные беседки и строятся многими птицами, что указывает на зачатки сообщества. Своеобразная забота о потомстве проявляется у сорных кур обитателей Австралии. Они откладывают яйца в инкубатор собственной конструкции (диаметр до 10 м, высота до 4 м), состоящий из растительности, которая гниет и выделяет тепло. Тепло поддерживается самцом на уровне 33 о С. Они в определенной мере способны приспособить свое поведение к случайным изменениям среды.

Научение птиц. По данным исследователей у птиц хорошо вырабатываются разные инструментальные навыки на зрительные и звуковые раздражители, как простые, так и сложные. Голубей можно научить отличать на конвейере бракованную деталь. При ее появлении голубь клевал рычаг, и деталь сходила с конвейера, при этом перед голубем открывалась кормушка с кормом. Острота зрения очень высока, голубь отличал даже жирное пятно сделанное пальцем человека на детали. Голуби хорошо обучаются в лабиринте, их реакции быстро автоматизируются. Им свойственна стереотипность мышления. Поведение птиц довольно сложное и во многом не уступает млекопитающим, хотя новая кора развита у птиц еще плохо. Основной структурой, которая обеспечивает сложное поведение и реакции птиц, есть гиперстриатум (аналог полосатого тела млекопитающих).

Дата добавления: 2022-04-12 ; просмотров: 135 ;

Источник

Оцените статью