Общая характеристика птиц внешнее строение

Методическое пособие по биологии. Урок. «Общая характеристика. Внешнее строение птиц»
методическая разработка по биологии (7 класс)

Цель: формирование знаний учащихся о особенностях внешнего строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Какие особенности внешнего строения птиц связаны с их способностью к полету.

Какую роль играют различные типы перьев в жизни птиц.

  • Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету.
  • Сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
  • Соблюдать правила поведения в кабинете биологии; правила обращения с лабораторным оборудованием.
  • Работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; выделять объекты и процессы.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ответа на вопросы.
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками; работать индивидуально и в группе.
  • Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Тип урока: урок изучения нового материал

Методы: проблемного, развивающего обучения,частично-поисковый, исследовательский, словесный

Формы: групповая, индивидуальные

Оборудование: чучела птиц, таблицы «Тип Хордовые. Класс Птицы», набор перьев, интерактивный микроскоп.

I. Орг. момент. Целеполагания.

Здравствуйте дорогие ребята. Я очень рада вас видеть и надеюсь, что наша встреча оставит только приятные впечатления.

Проверка готовности класса к уроку.

2. Актуализация знаний

Цель этапа: выявление опорных знаний, выяснение связи с прошлыми уроками.

Фронтальная беседа на основе имеющихся знаний.

  1. Какую группу животных изучали на прошлых уроках?
  2. Кто относится к пресмыкающимся?
  3. Где преимущественно обитают эти животные?
  4. Чем отличаются земноводные от пресмыкающихся?
  5. Особенности строения скелета пресмыкающихся.
  6. Назовите отличительные признаки отряда клювоголовых, чешуйчатых, крокодилов.

3. Объяснение новых знаний

С раннего детства нас окружает один из многочисленных классов животных – птицы. Он включает в себя около 9,5 тысяч видов.
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям.

чтобы мы видели каждый день,

Тема нашего сегодняшнего урока – “Класс Птицы. Общая характеристика класса”
К концу урока мы будем уметь:

  • отличать класс птиц от других классов животных;
  • будем знать о приспособленности птиц к полету;
  • проведя лабораторную работу по изучению пера птицы, мы будем знать строение пера и его особенности.
Читайте также:  Мускусная утка сельскохозяйственные птицы

Поможет нам в этом анализ и сравнение объектов живой природы.

– Ребята, кто такие птицы? (Ответы детей)

Один из “кандидатов” на звание самой древней птицы, освоившей перемещение при помощи крыльев, был археоптерикс, что в переводе с латинского означает “древнекрылый”. Он обладал одновременно чертами и птиц и рептилий: у него были зубы, ребра, пальцы с когтями, длинный хвост и крылья, покрытые перьями. Летал он еще плохо, планировал только с дерева на дерево, размером был примерно с ворону. Жил он около 150 млн лет назад.

Я предлагаю вам рассмотреть внешнее строение птицы.

— Какие части тела отличают птицу от пресмыкающихся? (Цевка, крылья)

Поскольку птицы произошли от пресмыкающихся, у них должны быть общие признаки внешнего строения. К ним относятся: почти полное отсутствие кожных желез, за исключением копчиковой, развитой у водоплавающих птиц, наличие хорошо различимых чешуй на задних конечностях, ороговевший покров клюва, острые когти.

Мы рассмотрели внешнее строение птиц и поняли, что этот класс имеет какие-то черты класса пресмыкающихся, но с другой стороны отличается от них.

– Ребята, в отличие от пресмыкающихся, птицы являются теплокровными, т.е. температура их тела постоянна, примерно 41 градус, и не зависит от окружающей среды.

Они относятся к высшим позвоночным животным. Как вы думаете почему? (Теплокровные)

– А какое отличие внешнего строения является главным? (Крылья, перьевой покров)

– Задумывались ли вы, почему птицы летают? Ваши предположения.

1. Скелет птиц облегчен. Кости полые, в некоторых из них появились перегородки, которые придают корпусу прочность. На грудине птицы имеется большой выступ – киль, который служит опорой для мощных летательных мышц. Некоторые современные птицы лишены киля, но одновременно они утратили и способность летать.

2. У летающих птиц самые сильные мышцы расположены вблизи центра тяжести тела, что увеличивает устойчивость птиц во время полета. Большого развития достигают мышцы груди, поднимающие и опускающие крыло.

3. У класса птиц удивительная система воздушных мешков. Это тонкостенные выросты бронхов. Они располагаются между внутренними органами и мышцами. Объем воздушных мешков в 10 раз больше объема самих легких. Во время полета мешки выполняют роль насоса: с их помощью в несколько раз увеличивается объем воздуха, проходящего по дыхательным путям. Благодаря этому кровь насыщается кислородом и на вдохе и на выдохе. Кроме того, воздушные мешки охлаждают интенсивно работающие мышцы и органы. Многие ныряющие птицы с помощью воздушных мешков меняют вес тела увеличивая его при погружении на глубину и уменьшая при выныривании.

Читайте также:  Зачем нужно оперение птицам

4. К полету приспособлено строение всего тела птицы. Передние конечности превращены в крылья. В народе говорят: «Птицу узнают по перьям». Перьевой покров – легкий, прочный, надежно крепящийся на теле – дает незаменимую опору в воздухе. Перья придают телу обтекаемую форму, что очень важно при полете.

– А знаете ли вы, что перья – это производные кожи птиц. Раннее развитие пера птиц похоже на развитие роговой чешуи рептилий

Большинство перьев состоит из стержня или ствола, очина, опахала.

Конец крупных перьев полый и называется очином в память о тех временах, когда перья очинялись для письма. Ведь на бумаге раньше писали гусиными или вороньими перьями, которые нужно было предварительно срезать наискось, заострять и расщеплять с помощью перочинного ножа, отсюда и название ножа – перочинный.

В толковом словаре сказано, что опахало– это приспособление для обмахивания во время жары или веер.

В биологии: опахало это – эластичная пластинчатая часть контурного пера, лежащая по обе стороны от его стержня.
Опахало состоит из множества тонких и узких пластин – бородок, расположенных в одной плоскости с двух сторон стержня. Своим очином перо сидит в перьевой сумке, в которой есть нервы и мышцы, управляющие движением пера.

– Как вы думаете, перья у птицы одинаковые? (Нет, каждое выполняет свою функцию)

Контурное перо – формирует контур тела птицы. Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Эти перья являются основным типом.
Маховые перья – это длинные перья, предназначенные для полета, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла.
Кроющие перья – которые покрывают нижнюю часть маховых перьев, называются кроющими и являются вариантом контурных перьев.
Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы.
Пуховые перья – находятся под контурными перьями. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером.
Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки сильно отходят пучком от очина.

Читайте также:  Огромная стая птиц называется

– Как вы считаете, как называется перо под №1, №2. №3, №4. Давайте посмотрим, каковы их функции.
– К какому типу перьев относятся данные перья? (Ответы детей – соединить названия с пером).
– Чем похожи все перья? (Ответы)

Полет в жизни птиц играет необычно важную роль. Полет – это поиск пищи и мест для гнездования, способ охоты и бегства.
– Сейчас я вам предлагаю выполнить лабораторную работу.

Лабораторная работа «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Прошу соблюдать технику безопасности

Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке на с.198 учебника.

Используя рисунки, учащиеся заполняют таблицу:

Источник

1. Особенности внешнего строения Птиц

Класс Птицы насчитывает около \(9000\) видов. Это высокоорганизованные теплокровные животные, широко распространённые на планете.

  • Сухая кожа, без желёз, покрытая перьями ;
  • наличие крыльев;
  • обтекаемая форма тела;
  • особое расположение пальцев на нижних конечностях и наличие цевки;
  • наличие клюва;
  • возникновение четырёхкамерного сердца, что привело к полному разделению потоков венозной и артериальной крови и теплокровности.

У птиц сухая тонкая кожа без желёз. Имеется лишь копчиковая железа, расположенная возле хвоста. Её выделениями птицы смазывают перья, чтобы сделать их несмачиваемыми. Исключение — страусы и дрофы, у них такой железы нет.

7 (19).png

Больше всего у птиц контурных перьев. Их, в зависимости от расположения на теле и назначения, делят на кроющие, маховые и рулевые. Есть пуховые перья и пух, они служат только для сохранения тепла.

10 (6).png

Основой каждого пера служит твёрдая центральная часть — очин и стержень . От стержня отходит опахало , состоящее из бородок первого порядка (без крючочков) и бородок второго порядка (с крючочками).

sparrowhawkgfe6776a13640.png

Для удержания птицы на ветвях деревьев её пальцы расположены особым образом: три пальца вперёд, а один — назад.

6 (35).png

Цевка и пальцы птиц покрыты роговыми чешуйками, на пальцах есть когти, что указывает на родство птиц с пресмыкающимися.

Челюсти птиц вытянуты в клюв и одеты роговым покровом. В клюве различают надклювье (верхняя часть) и подклювье (нижняя часть).

Источник

Оцените статью