Общее природопользование предполагает использование природного ресурса какими лицами

6.2. Право общего природопользования

Гражданам гарантируется право общего пользования при­родными ресурсами для удовлетворения их потребностей без­возмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без получения соответствующих разрешений (ст. 16 Закона «Об ох­ране окружающей среды»).

Общее природопользование присуще физическим лицам в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих как результат рождения и существования человека. Признаки общего природопользования как процесса воздействия на окружающую среду и как общественного отношения: а) субъ­ектами являются только физические лица (за исключением общего водопользования); б) осуществляется для удовлетво­рения собственных потребностей. В силу названных призна­ков общее природопользование не причиняет существенного ущерба окружающей среде, поэтому оно наделено следую­щими юридическими признаками, которые характеризуют право общего природопользования, т.е. совокупность норм, его уста­навливающих, а также объем прав и обязанностей, возникаю­щих для пользователя. Оно осуществляется: а) без получения соответствующих разрешений; б) без закрепления природ­ных ресурсов за пользователями; в) безвозмездно.

Право общего природопользования в определенной сте­пени имеет имущественный характер, на который указывает ст. 222 Гражданского кодекса, определяющая сбор обще­доступных вещей (ягод, рыбы, других вещей и животных) в лесах, водоемах и так далее как способ приобретения права собственности.

Право общего лесопользования закреплено в Лесном ко­дексе от 14 июля 2000 г. (ст. 42); общего водопользования — в Водном кодексе от 15 июля 1998 г. (ст. 23); общего пользова­ния объектами животного мира — в Законе от 19 сентября 1996 г. «Об охране и использовании животного мира» (ст. 50); объектами растительного мира — в Законе от 14 июня 2003 г. «О растительном мире» (ст. 40).

Право общего землепользования установлено в ст. 263 Гра­жданского кодекса Республики Беларусь как право свобод­но, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках.

63. Право специального природопользования

Специальное природопользование — осуществление приро­допользования в процессе экономической деятельности.

Право специального природопользования характеризуется следующими признаками.

Разрешительный характер — ведущий признак, отличаю­щий право специального природопользования от права об­щего природопользования.

Целевой характер. При предоставлении природного ресур­са в пользование государственный орган указывает цель (вид) природопользования. Целевой характер пользования природ­ными ресурсами закреплен в природоресурсном законодатель­стве (ст. 4 Кодекса о земле, ст. 20 Водного кодекса, ст. 25 Кодекса о недрах, ст. 46 Лесного кодекса). Использование природного ресурса не в соответствии с указанной в доку­менте целью является основанием для прекращения права специального природопользования.

Читайте также:  Неорганические соединения это неживая природа

С целевым характером использования природных ресур­сов тесно связано понятие рационального природопользования. Рациональным в соответствии с экологическим законода­тельством признается природопользование, которое характери­зуется устойчивостью, то есть длительным характером использо­вания природного ресурса без снижения его первоначальной кадастровой оценки.

Рациональному характеру природопользования способст­вует и его платность. Платный характер специального приро­допользования урегулирован Законом «Об охране окружаю­щей среды» (ст. 83), Законом «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)». Платежи за при­родопользование включают платежи за использование при­родных ресурсов и платежи за вредное воздействие на окру­жающую среду.

Рациональному природопользованию также способствует установление его сроков. Специальное природопользование может быть постоянным (без заранее установленного срока) или временным. Временное пользование природными ресур­сами выступает как краткосрочное или долгосрочное. Сроки временного пользования установлены природоресурсным за­конодательством (напр., землепользование может быть крат­косрочным — до 3 лет и долгосрочным — от 3 до 10 лет).

Источник

Общее и специальное природопользование.

Право природопользования классифицирует­ся на виды по нескольким основаниям.

В зависимости от того, какие природные ре­сурсы являются объектами права природопользо­вания, выделяются землепользование, водополь­зование, лесопользование, недропользование, пользование животным миром и др.

По порядку и условиям пользования разли­чаются право общего и специального природо­пользования.

Право общего природопользования — это га­рантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно при­родной средой. Оно предполагает использование природы в качестве места, условия и средства жизни каждого человека, поэтому является об­щедоступным и не требует какого-либо разреше­ния компетентных государственных органов.

Право общего природопользования непосредственно вытекает из Кон­ституции РФ, предусматривающей право граждан на благоприятную окру­жающую среду (ст. 42), и конкретизируется в нормах текущего законода­тельства — земельного, водного, лесного и др.

Так, Лесной кодекс РФ предусматривает возможность для граждан бес­платно находиться на территории лесов (ст. 36), Водный кодекс РФ — право общего водопользования граждан для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд (ст. 88), Земельный кодекс РСФСР — право общего землепользования на землях населенных пунктов (ст. 76). Примерами установления права общего природопользования могут служить также нормы законодательства о разра­ботке гражданами общераспространенных полезных ископаемых и использо­вании недр для строительства подземных сооружений в пределах своих зе­мельных участков, использовании природной среды пригородных, зеленых зон, национальных, природных парков, курортных и лечебно-оздоровитель­ных местностей и т. д.

Право специального природопользования означает возможность исполь­зовать в установленном законом порядке и на основе специального юриди­ческого документа (государственного акта, разрешения и др.) определенные части природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением в про­цессе удовлетворения хозяйственных и иных интересов общества. Оно, как правило, является платным.

Читайте также:  Конструкции для природы отдыха

В качестве примеров права специального природопользования можно привести предоставление земельного участка для строительства жилого дома, использование леса для заготовки древесины, водного объекта — для сброса или забора воды, животного мира — для отстрела диких зверей и птиц.

Субъектами права природопользования являются лица, которые облада­ют правом использовать природные ресурсы в результате их приобретения в установленном законом порядке. Это могут быть юридические лица — пред­приятия, организации и учреждения, а также граждане.

Необходимой предпосылкой приобретения права природопользования является правосубъектность — наличие правоспособности и дееспособности, причем для юридических лиц — как общей правоспособности, так и специ­альной, если последняя предполагает возможность использования природ­ных ресурсов в соответствии с целями их деятельности, предусмотренными в уставе или других учредительных документах.

Объектом права природопользования признается индивидуально опре­деленная часть природного ресурса (например, земельный участок, водный объект, участок лесного фонда), обособленная физически (путем установле­ния ее границ на местности, «в натуре»), а также юридически (в документе, оформляющем приобретение права природопользования, например, свиде­тельстве о праве собственности на земельный участок, договоре аренды уча­стка лесного фонда и др.).

В отличие от права общего природопользования, субъектами которого явля­ются только граждане, право специального природопользования могут приоб­ретать и юридические лица. Другие отличия указанных двух видов прав, как видно из их определения, касаются целей, порядка и условий пользования при­родными ресурсами. Различия проявляются также в основаниях возникновения данных видов права природопользования. Если право общего природопользо­вания вытекает прямо из закона, то основаниями возникновения права специ­ального природопользования являются юридические факты.

Источник

37. Право природопользования: понятие, виды. Общее и специальное природопользование.

Под правом природопользования в теории экологического права принято понимать систему норм, регулирующих отношения по использованию природных ресурсов и природных объектов.

Право природопользования подразделяется на следующие виды:

  • право землепользования; право недропользования;
  • право водопользования;
  • право пользования атмосферой;
  • право лесопользования;
  • право пользования растительным миром вне лесов;
  • право пользования животным миром.

Общее природопользование является общедоступным, то есть не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов (Земельный кодекс РФ, Закон РФ «О недрах», Водным кодексом РФ, Лесной кодекс РФ (например, граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов).

Читайте также:  Карту природных зон всей земли

Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Специальное природопользование реализуется в формах:

  • комплексного природопользования,
  • специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода и т.д.) и в случаях, предусмотренных законом, также и договора.

38. Экологические права граждан: понятие и виды. Способы защиты экологических прав граждан.

Экологические права человека и гражданина — это узаконенные, имеющие правовые основания притязания индивида на природу (или ее отдельные ресурсы), связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его разнообразных потребностей при взаимодействии с ней и обеспечением такого удовлетворения.

1) Права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счет ресурсов природы (право на благоприятную окружающую среду и права на природопользование).

2) Права, направленные на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды (права на охрану здоровья, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, на радиационную безопасность).

3) Права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты прав на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды (право создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды).

4) Право собственности на природные ресурсы.

5) Экологические права будущих поколений.

Согласно ст. 45 Конституции РФ граждане могут защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенные законодательством РФ.

Таким образом, защита экологических прав представляет собой деятельность не только физических и юридических лиц, но и государственных органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является первостепенной обязанностью государства.

Способы защиты экологических прав:

  • судебный контроль за работой администрации (общие суды компетентны рассматривать административные споры);
  • административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, который осуществляется в пределах самой исполнительной власти;
  • приема и рассмотрение обращений (заявлений и жалоб) органами исполнительной власти;
  • прокурорский надзор за законностью деятельности структур исполнительной власти (министерств и ведомств) и органов местного самоуправления;
  • контроль, предусмотренный законодательством, со стороны представительных органов власти за аппаратом управления, но в обязательном порядке в соответствии с системой «сдержек и противовесов».

Административный порядок защиты прав граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Источник

Оцените статью