6.2. Право общего природопользования
Гражданам гарантируется право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без получения соответствующих разрешений (ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды»).
Общее природопользование присуще физическим лицам в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих как результат рождения и существования человека. Признаки общего природопользования как процесса воздействия на окружающую среду и как общественного отношения: а) субъектами являются только физические лица (за исключением общего водопользования); б) осуществляется для удовлетворения собственных потребностей. В силу названных признаков общее природопользование не причиняет существенного ущерба окружающей среде, поэтому оно наделено следующими юридическими признаками, которые характеризуют право общего природопользования, т.е. совокупность норм, его устанавливающих, а также объем прав и обязанностей, возникающих для пользователя. Оно осуществляется: а) без получения соответствующих разрешений; б) без закрепления природных ресурсов за пользователями; в) безвозмездно.
Право общего природопользования в определенной степени имеет имущественный характер, на который указывает ст. 222 Гражданского кодекса, определяющая сбор общедоступных вещей (ягод, рыбы, других вещей и животных) в лесах, водоемах и так далее как способ приобретения права собственности.
Право общего лесопользования закреплено в Лесном кодексе от 14 июля 2000 г. (ст. 42); общего водопользования — в Водном кодексе от 15 июля 1998 г. (ст. 23); общего пользования объектами животного мира — в Законе от 19 сентября 1996 г. «Об охране и использовании животного мира» (ст. 50); объектами растительного мира — в Законе от 14 июня 2003 г. «О растительном мире» (ст. 40).
Право общего землепользования установлено в ст. 263 Гражданского кодекса Республики Беларусь как право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках.
63. Право специального природопользования
Специальное природопользование — осуществление природопользования в процессе экономической деятельности.
Право специального природопользования характеризуется следующими признаками.
Разрешительный характер — ведущий признак, отличающий право специального природопользования от права общего природопользования.
Целевой характер. При предоставлении природного ресурса в пользование государственный орган указывает цель (вид) природопользования. Целевой характер пользования природными ресурсами закреплен в природоресурсном законодательстве (ст. 4 Кодекса о земле, ст. 20 Водного кодекса, ст. 25 Кодекса о недрах, ст. 46 Лесного кодекса). Использование природного ресурса не в соответствии с указанной в документе целью является основанием для прекращения права специального природопользования.
С целевым характером использования природных ресурсов тесно связано понятие рационального природопользования. Рациональным в соответствии с экологическим законодательством признается природопользование, которое характеризуется устойчивостью, то есть длительным характером использования природного ресурса без снижения его первоначальной кадастровой оценки.
Рациональному характеру природопользования способствует и его платность. Платный характер специального природопользования урегулирован Законом «Об охране окружающей среды» (ст. 83), Законом «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)». Платежи за природопользование включают платежи за использование природных ресурсов и платежи за вредное воздействие на окружающую среду.
Рациональному природопользованию также способствует установление его сроков. Специальное природопользование может быть постоянным (без заранее установленного срока) или временным. Временное пользование природными ресурсами выступает как краткосрочное или долгосрочное. Сроки временного пользования установлены природоресурсным законодательством (напр., землепользование может быть краткосрочным — до 3 лет и долгосрочным — от 3 до 10 лет).
Источник
Общее и специальное природопользование.
Право природопользования классифицируется на виды по нескольким основаниям.
В зависимости от того, какие природные ресурсы являются объектами права природопользования, выделяются землепользование, водопользование, лесопользование, недропользование, пользование животным миром и др.
По порядку и условиям пользования различаются право общего и специального природопользования.
Право общего природопользования — это гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой. Оно предполагает использование природы в качестве места, условия и средства жизни каждого человека, поэтому является общедоступным и не требует какого-либо разрешения компетентных государственных органов.
Право общего природопользования непосредственно вытекает из Конституции РФ, предусматривающей право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42), и конкретизируется в нормах текущего законодательства — земельного, водного, лесного и др.
Так, Лесной кодекс РФ предусматривает возможность для граждан бесплатно находиться на территории лесов (ст. 36), Водный кодекс РФ — право общего водопользования граждан для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд (ст. 88), Земельный кодекс РСФСР — право общего землепользования на землях населенных пунктов (ст. 76). Примерами установления права общего природопользования могут служить также нормы законодательства о разработке гражданами общераспространенных полезных ископаемых и использовании недр для строительства подземных сооружений в пределах своих земельных участков, использовании природной среды пригородных, зеленых зон, национальных, природных парков, курортных и лечебно-оздоровительных местностей и т. д.
Право специального природопользования означает возможность использовать в установленном законом порядке и на основе специального юридического документа (государственного акта, разрешения и др.) определенные части природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением в процессе удовлетворения хозяйственных и иных интересов общества. Оно, как правило, является платным.
В качестве примеров права специального природопользования можно привести предоставление земельного участка для строительства жилого дома, использование леса для заготовки древесины, водного объекта — для сброса или забора воды, животного мира — для отстрела диких зверей и птиц.
Субъектами права природопользования являются лица, которые обладают правом использовать природные ресурсы в результате их приобретения в установленном законом порядке. Это могут быть юридические лица — предприятия, организации и учреждения, а также граждане.
Необходимой предпосылкой приобретения права природопользования является правосубъектность — наличие правоспособности и дееспособности, причем для юридических лиц — как общей правоспособности, так и специальной, если последняя предполагает возможность использования природных ресурсов в соответствии с целями их деятельности, предусмотренными в уставе или других учредительных документах.
Объектом права природопользования признается индивидуально определенная часть природного ресурса (например, земельный участок, водный объект, участок лесного фонда), обособленная физически (путем установления ее границ на местности, «в натуре»), а также юридически (в документе, оформляющем приобретение права природопользования, например, свидетельстве о праве собственности на земельный участок, договоре аренды участка лесного фонда и др.).
В отличие от права общего природопользования, субъектами которого являются только граждане, право специального природопользования могут приобретать и юридические лица. Другие отличия указанных двух видов прав, как видно из их определения, касаются целей, порядка и условий пользования природными ресурсами. Различия проявляются также в основаниях возникновения данных видов права природопользования. Если право общего природопользования вытекает прямо из закона, то основаниями возникновения права специального природопользования являются юридические факты.
Источник
37. Право природопользования: понятие, виды. Общее и специальное природопользование.
Под правом природопользования в теории экологического права принято понимать систему норм, регулирующих отношения по использованию природных ресурсов и природных объектов.
Право природопользования подразделяется на следующие виды:
- право землепользования; право недропользования;
- право водопользования;
- право пользования атмосферой;
- право лесопользования;
- право пользования растительным миром вне лесов;
- право пользования животным миром.
Общее природопользование является общедоступным, то есть не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов (Земельный кодекс РФ, Закон РФ «О недрах», Водным кодексом РФ, Лесной кодекс РФ (например, граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов).
Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Специальное природопользование реализуется в формах:
- комплексного природопользования,
- специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.
Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода и т.д.) и в случаях, предусмотренных законом, также и договора.
38. Экологические права граждан: понятие и виды. Способы защиты экологических прав граждан.
Экологические права человека и гражданина — это узаконенные, имеющие правовые основания притязания индивида на природу (или ее отдельные ресурсы), связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его разнообразных потребностей при взаимодействии с ней и обеспечением такого удовлетворения.
1) Права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счет ресурсов природы (право на благоприятную окружающую среду и права на природопользование).
2) Права, направленные на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды (права на охрану здоровья, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, на радиационную безопасность).
3) Права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты прав на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды (право создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды).
4) Право собственности на природные ресурсы.
5) Экологические права будущих поколений.
Согласно ст. 45 Конституции РФ граждане могут защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенные законодательством РФ.
Таким образом, защита экологических прав представляет собой деятельность не только физических и юридических лиц, но и государственных органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является первостепенной обязанностью государства.
Способы защиты экологических прав:
- судебный контроль за работой администрации (общие суды компетентны рассматривать административные споры);
- административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, который осуществляется в пределах самой исполнительной власти;
- приема и рассмотрение обращений (заявлений и жалоб) органами исполнительной власти;
- прокурорский надзор за законностью деятельности структур исполнительной власти (министерств и ведомств) и органов местного самоуправления;
- контроль, предусмотренный законодательством, со стороны представительных органов власти за аппаратом управления, но в обязательном порядке в соответствии с системой «сдержек и противовесов».
Административный порядок защиты прав граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Источник