34. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
В социально-гуманитарных науках важную роль играет аксиологический подход к социальным явлениям. Проблема ценностей была сформулирована Сократом в вопросе: «Что есть Благо». Позднее И. Кант, разделив природный мир как мир необходимости и нравственный мир как мир свободы, определил главную проблему ценностного подхода: как соотнести должное (эталонное, идеальное) и сущее (реальное). На основе этих идей Р. Лотце (1817–1881) создал самостоятельное учение – аксиологию – учение, изучающее ценности как смыслообразующие основания бытия человека. Ценности могут трактоваться и как предмет, полезный для человека, и как идеал чего-то или кого-то, и как норма-образец.
Ценность – это, прежде всего, предмет или норма поведения, которые характеризуются значимостью для человека, одобряются определенной группой людей и соотносятся с истиной, красотой и справедливостью. Ценности классифицируются по разным основаниям:
- материальные и духовные,
- объективные и субъективные,
- абсолютные и относительные,
- религиозные, философские, этические, эстетические, научные.
Наиболее важной классификацией ценностей является их деление на абсолютные ценности, т.е., разделяемые всеми людьми (жизнь, здоровье, любовь, красота, истина, справедливость, свобода, счастье и т.д.) и относительные ценности, т.е., разделяемые только определенной группой людей (деньги, слава, наслаждение, власть, статус и т.д.).
Ценности задают направленность и мотивированность человеческой жизни. Ценности – это интерпретации, в которой человек выражает свои предпочтения. Они соотносятся с оценкой (сопоставление с идеалом) и целью (прообраз достигаемого будущего). Ценности отвечают на вопрос: для чего нужна та или иная деятельность, а цель – на вопрос: что должно быть получено в деятельности (В. Степин). Они позволяют человеку ориентироваться в жизни, выдвигать правильные цели и стремиться к их достижению.
Ценности характеризуются также изменчивостью в истории, в разное время и в разных обществах господствую те или иные ценности. Они играют важное значение в обществе, так как порядок в обществе зависит от существования общих, разделяемых всеми людьми, ценностями. В современном обществе можно выделить следующие универсальные ценности: система коммуникации, система родства, религия, технология, социальная стратификация, культура единства, бюрократия, деньги и рынок, социальные нормы, система демократических объединений (Т. Парсонс).
Представители аксиологии исследовали различные аспекты бытия ценностей. Так, Г. Риккерт считал высшими ценностями: науку, искусство, мистику, этику, прагматику, религию. Он указывал, что философия присутствует во всех этих ценностях. М. Хайдеггер сформулировал важнейшую установку аксиологии: «главным для человека является удостовериться в своей собственной ценности». К. Поппер считал, что в логике социальных наук важное место занимают ценности «открытого общества» (главное – развитие человека, в этом смысл истории, других целей не должно быть). М. Вебер особо указывал на значение ценностно-рациональных действий человека, его ориентацию на человека, который для него является «Значимым другим», т.е. авторитетом, кумиром, идолом. Он считал, что в основе ценностно-рационального действия лежат, а) долг человека, б) соотнесение действия с представлением о должном, в) иррациональное стремление к ценности. М. Полани считал, что в социально-гуманитарных науках учёный опирается на явные (работа по социальному заказу) или неявные (влияние социальной позиции) ценностные предпочтения.
В социально-гуманитарных науках можно ориентироваться на два основных принципах: а) на принцип соотнесения знания с оценкой, т.е. с ценностью (М. Полани) или б) принцип свободы знаний от оценок, т.е. от ценностей. (Э. Дюркгейм). Важнейшим условием достижения истины в социально-гуманитарных науках является стремление ученого к ценностной нейтральности (соблюдение принципа свободы знания от оценок). В данных науках истинность социальных теорий проверяется как практикой, соотнесенностью с уже доказанными теориями, так и с помощью вненаучных критериев, например, с помощью принципов красоты и простоты (все красивое и простое, как правило, правильно).
Источник
74. Ценности в жизни человека и общества.
Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира. Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в нем систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений. Поэтому вопросы: что такое ценности; каково соотношение ценности и оценки; какие ценности являются для человека главными, а какие второстепенными — являются сегодня жизненно важными.
Учитывая все сказанное, можно дать следующее общее определение ценности. Ценность — это объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которых определяется потребностями и интересами субъектов общества. Отношение к ценностям
В окружающей действительности мало явлений, безразличных для людей, явлений, к которым они не выражают никакого ценностного отношения. Поэтому ценностей так же много, как явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств.
Однако это справедливо, если мы имеем в виду не отдельного человека, а все человечество. У отдельного же человека диапазон ценностей, т. е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов.
Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации. Следует отметить, что единого подхода к решению этой проблемы в современной аксиологии также нет. Поэтому, обобщая имеющиеся в различных концепциях подходы к этой проблеме, можно провести классификацию ценностей по следующим основаниям:
по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества.
В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные.
Материальные ценности — это ценностно значимые природные объекты и предметы, т. е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям — предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.
Социально-политические ценности — это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д.
Духовные ценности — это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и т. д.
При всем своем различии материальные, социально-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из видов имеется аспект другого вида ценностей. Более того, есть ценности, которые можно отнести и к материальным, и к социально- политическим, и к духовным. Это прежде всего ценности, имеющие общечеловеческую значимость. Среди таковых — жизнь, здоровье, свобода и т. п.
Второе основание классификации ценностей — по субъектам. Здесь различают ценности индивидуальные, групповые и общечеловеческие.
Индивидуальная, или личностная, ценность — это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Любая ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида. Они определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и другими индивидуальными особенностями людей.
Если же мы говорим о групповых или общечеловеческих ценностях, то этим подчеркиваем, что данный предмет, явление положительно оценивает не один индивид, а некая их совокупность.
Групповые ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей (класса, нации, трудового коллектива и пр.). Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в него индивидов едиными интересами, ценностными ориентациями. Общечеловеческие ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового сообщества. К общечеловеческим
ценностям относятся: во-первых, социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества. Во-вторых, к таковым относятся общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения (социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг и т. п.). К общечеловеческим ценностям относятся также природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др.
Источник