Общественная природа сознания психология

6. Общественная природа сознания

Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически – преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.

В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Существо общественного воздействия на индивидуальную психику, приобщение ее к общественному сознанию и формирования в силу этого приобщения индивидуального человеческого сознания заключается не в простом пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в активном их включении в реальную совместную деятельность, в конкретные общения в процессе этой деятельности.

К проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определенные нормы сознания, в которых закреплен, отражен опыт культуры — производственный, познавательный, нравственный, опыт общения и пр. человек рассматривает и оценивает данную ситуацию с позиции тех или иных норм, выступая их носителем. Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден фиксировать свое отношение к действительности и тем самым выделять себя в качестве такового. Эта фиксация определенной позиции по отношению к заданной ситуации, выделение себя как носителя такой позиции, как субъекта соответствующего ей активного отношения к ситуации и составляет характерную черту сознания как специфической формы отражения.

Взгляд сознания на мир – это всегда взгляд с позиций этого мира культуры и соответствующего ему опыта деятельности. Отсюда и характерное для всех видов сознания – практически-предметного, теоретического, художественного, нравственного и т.д. – своеобразное удвоение отражения – фиксация непосредственно данной ситуации и рассмотрение ее с позиций общей нормы сознания. Тем самым сознание носит четко выраженный характер целенаправленного отражения действительности; его нормы, установки, представления всегда заключают в себе определенное отношение к действительности.

Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфически человеческие чувства, как любовь, дружба, сопереживание другим людям, гордость и т.д., также воспитываются под воздействием норм и идеалов человечества. Выделяя себя из мира в качестве носителя определенного отношения к этому миру, человек с самых ранних этапов существования культуры вынужден как-то в своем сознании вписывать себя в мир.

Читайте также:  Зачем нужно сохранять природу

II. Самосознание

Источник

Вопрос №26 Происхождение сознания. Общественная природа сознания. Сознание и язык

Сознание – свойство высокоорганизованной материи отражать в идеальной форме объективную реальность в виде психологических образов. Сознанию присуща идеальность, способность отражать и строить проекты будущей действительности. Сознание это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Существуют три точки зрения на сущность и происхождение сознания:

  1. сознание – продукт развития материи или свойство высокоорганизованной материи
  2. сознание существует изначально до появления материи
  3. сознание имманентно, внутренне присуще субстанции. Оно существует вечно. Оно проявляется по-разному в различных материальных формах.

Философский подход к сознанию складывается из двух позиций:

  1. сознание имеет генетически природную основу – результат эволюции материи (ее фундаментальное свойство)
  2. сознание – общественно природное явление – результат предметно практической деятельности человека

Сознание имеет общественную природу. Его функции не только мышление, но и общение. Индивидуальное сознание не может развиваться вне общества. Структуру сознания по А.В.Иванову можно представить в виде «поля» сознания. Оно состоит из двух частей: внешнепознавательной (сектора I, II) и ценностно-эмоциональной (III, IV). Сектор I – телесно-перцептивные способности – ощущения, восприятии и конкретные представления с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире. Сектор II – логико-понятийные компоненты – сфера общих понятий главной целью которой является истина. Сектор III – эмоциональная компонента сознания – сфера личностных, субъективно-психологических переживаний (эмоции, чувства). Сектор IV – ценностно-мотивационная компонента – содержит высшие мотивы деятельности человека и духовные идеалы личности. Цели бытия этой сферы – красота, правда и справедливость. Внешнепознавательная составляющая сознания соответствует деятельности левого, «языкового», аналитико-дискуссионого полушария, а ценностно-эмоциональная – интегративно-интуитивная работа правого полушария. Соотношение языка (речи) и сознания таково: если язык является материальной формой мысли, выраженной в системе знаков (языковой знак — слово), то мысль, сознание в целом –это идеальное содержание языка как материальной формы, система значений, представляющая собою обобщенное отражение человеком внешнего мира и самого себя, заключая в себе идеальную модель социального опыта человечества. Функции языка: -орудие мысли -средство общения -средство выражения эмоций

Читайте также:  Доброго дня природа анимация

Билет №27 Сознание и самосознание

Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание существовало не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованной материи систем. Сознание можно рассмотреть в четырех аспектах: 1) сознание, как продукт общественно исторического развития (исторический аспект). 2) сознание как функциональное свойство мозга (антологический аспект). 3) сознание, как идеальное отображение действительности (гносеологический аспект). 4) сознание как регулятор деятельности человека. (праксиологический аспект). Все эти аспекты анализа сознания рассматривают отношения материи и сознания. Различают сознания: духовное, нравственное, теоретическое, религиозное, политическое. Самосознание — это выделение человеком себя из окружающего мира, выявление своего отношения к нему и к себе как к уникальной неповторимой личности. В большей или меньшей степени оно носит осознанный характер, чем и определяется роль здесь сознания, но значимы в процессах самосознания и факторы неосознаваемые. Структура самосознания, его элементный состав: это, прежде всего, самопознание, уровнями которого являются самочувствие, или осознание состояния своего физического тела в контексте среды обитания, осознание себя частью той или иной социальной группы, осознание своего «Я» в указанном выше смысле. Это, далее, самооценка, или оценка индивидом самого себя, своих возможностей и своего места среди людей. Это, наконец, самоконтроль, или анализ своих действий на основе собственных мотивов и установок, состоящий в сличении и коррекции целей деятельности, с одной стороны, средств их достижения и возможных последствий — с другой. Проблема идеала как той «планки», которой измеряется уровень и качество самосознания личности. Именно представления о совершенной жизни, взятой, к тому же, не только в планетарном, но и во вселенском, космическом измерении и под знаком утверждения в ней абсолютных гуманитарный ценностей, должны, в принципе, составить в наше время мировоззренческую. философскую основу осознания человеком самого себя и себя в мире Фихте считает, что самое достоверное в нашем сознании – это самосознание (“Я есмь”, “Я есмь Я”). Акт самосознания – уникальное явление, поскольку оно есть действие и одновременно продукт этого действия (совпадение противоположностей). Действие, которым Я рождает самого себя, есть акт свободы. Активность абсолютного субъекта – единственный источник всего сущего.

Читайте также:  Лесные природные ресурсы переработка

Источник

6.1.Возникновение и развитие сознания. Роль труда и речи в развитии сознания. Общественная природа сознания. Самосознание, его значение.

¨ отечественная психология: сознание – качественно особая форма психики.

Психологический анализ сознания осуществляется на границе философии и психологии в рамках проблемы «бытие – сознание». Тезис Маркса: сознание есть осознанное бытие, т.е. это не совокупность знаний о мире, а продублированное бытие, помещенное в рамки человеческого ума. Осознанность – результат глубинного изменения человеческой жизнедеятельности.

Гегель выделил две формы существования: сливаться с жизнедеятельностью и противостоять ей. Человек не только осуществляет свои физиологические жизненные основы, но еще и понимает, знает, осознает то, что он существует, осознает то, что он делает. Человек может отделять в представлении свое «Я» от жизненного окружения, что делает его субъектом деятельности.

Сознание – есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам и его действия и состояния, т.е. мир плюс «Я».

Сознание тесно связано с миром (бытием). Оно имеет только то, что есть в мире и больше в сознании ничего быть не может. Бытие является важным моментом существования сознания. Практически действуя субъект втягивает в себя объективную реальность и наделяет ее ценностями и смыслами своей жизнедеятельности. Индивидуальное сознание вычерпывается из социального бытия, т.е. из общения с уже сформировавшимися субъектами. Это можно обозначить формулой: бытие – посредник – индивид.

Человеческое сознание является продуктом собственной активности в предметном мире и зависит от общественных условий и способов трудовой деятельности.

Сознание — высший уровень отражения человеком действи­тельности (материализм)

— человеческая форма психического начала (идеа­лизм).

Сознание присуще человеку как общественно-историческому существу. Но у человекообразных обезьян есть предсознательные элементы.

Сознание изучается в философии, нейрофизиологии, лингвистике, социологии, этнографии, психиатрии…

Трудность изучения – сознание проявляется только в самонаблюдении.

Единственный признак сознания – благодаря сознанию перед индивидом предстают различные явления (внутренние и внешние), составляющие содержание конкретных психических функций.

  1. имеют социокультурный характер
  2. формируются в филогенезе
  3. находятся под влиянием индивидуальных особенностей
  4. формируются в раннем онтогенезе в процессе общения со взрослыми
  1. субъективного смысла
  2. значения
  3. чувственного содержания

Источник

Оцените статью