Понятие сознания, его происхождение и сущность. Общественная природа и активность сознания.
Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день.
В идеализме сознание идеальное и истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая.
Для материалистов сознание — способность идеального воспроизведения действительности.
Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:
1. сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
2. сознание присуще всем живым организмам;
3. сознание — свойство исключительно человеческое.
1) Согласно космической (божественной) точке зрения, сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант — из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.
2) Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание — порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
• многие действия, совершаемые животными (особенно высшими — кошачьими, собачьими, приматами и др.), сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;
• животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.
3) Согласно «человеческой» точке зрения, сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.
Важнейшими свойствами сознания являются
- активность и
- способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции как у животных).
Активность сознания проявляется в том, что оно:
1) отражает мир целенаправленно и избирательно;
2) конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;
3) разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;
4) служит основой преобразовательной деятельности человека.
Структура сознания включает в себя следующие компоненты:
1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе;
2) логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; они дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними;
3) эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.;
4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).
Согласно материалистической философии и психологии, сознание — это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Здесь сознание связано с понятием «отражение». Основываясь на предпосылках человеческого сознания в природе, В.И. Ленин выдвинул идею об отражении как всеобщем свойстве материи. В ходе развития диалектико-материалистической философии и науки идея об отражении как всеобщем свойстве материи получила свое обоснование и конкретизацию. Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня:
- отражение в неживой природе,
- на биологическом уровне и
- социальное.
- В неживой природе отражение проявляется виде физикохимических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции).
- В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы — ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия — безусловные и условные (инстинкты — половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условнорефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую — слова-понятия (это уже возникновение сознания).
- Высшая форма отражения — социальная (сознание).
Итак, отражение — это способность материальных объектов воспринимать определенные воздействия окружающей среды, изменяться под влиянием этих воздействий, сохранять в своей Структуре особенности воздействующих объектов и проявлять свое внутреннее содержание в ответной реакции.
Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза.
- Представители концепцииабиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин — теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.
- Сторонники концепциипанспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса — то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.
- Согласно теистической концепции происхождения человека в акте божественного творения.
- Материалистическая теория происхождения человека — эволюционная. Здесь тоже есть расхождения и деления:
- трудовая теория(Ч. Дарвин) — важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;
- человек — результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;
- человек возник в результате бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного — home sapiens.
Согласно трудовой теории, изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом — к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.
Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующаяся орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:
- в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально;
- регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.
Итак, сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В этой, далеко не единственной, дефиниции фиксируются все четыре аспекта отношения сознания к материи — исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный.
Источник
100) Общественная природа сознания
Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления, специфически человеческой формы освоения мира неразрывно связано с разговорным языком как материальным носителем и воплощением норм сознания. Только выраженное в языке, коллективно выработанное сознание выступает как социальная реальность. Наряду со словесным языком, содержание коллективных представлений сознания может быть объективировано в материальных явлениях иного рода, которые в таком случае, как и разговорный язык, приобретают знаковую функцию. Материальное явление или предмет выполняют функцию знака в том случае, если выражают некоторое содержание сознания, становятся носителем определенной социокультурной информации. Только тогда явление или предмет приобретаю смысл.
Отдельные знаки входят в некоторые знаковые системы, которые делятся по определенным правилам построения и развития. Например, знаковые системы в искусстве, мифологии, религии и т.д.
Нужно различать 2 стороны знака: 1) его информационно-смысловой аспект, т.е. смысл и значение знака, 2) материальную форму знака, которая является носителем конкретной социокультурной информации, значения. Знак является знаком только в единстве двух сторон. Напр-р, выражения разговорной речи как материальные предметы представляют собой сочетания звуков или черточек на бумаге или предметы культа для религиозных людей.
102) Общественное и индивидуальное сознание
Индивидуальное сознание — субъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей. Общественное сознание представляет собой коллективные представления, которые формируются различными совокупностями людей и группами под воздействием ряда факторов: материальных условий жизни общества и его духовной культуры.
Различие индивидуального и общественного сознания не означает, что только общественное сознание социально. Индивидуальное сознание — неотъемлемая часть сознания общества. Общественное сознание развивается лишь в постоянном соприкосновении с индивидуальным.
Общественное сознание имеет сложную структуру. Выделяются два уровня — обыденное и теоретическое сознание. Обыденное включает накопленный предшествующими поколениями опыт трудовой деятельности, моральные нормы, обычаи, наблюдения над природой, некоторые мировоззренческие представления, народное художественное творчество (фольклор) и др. Отличается подробной детализацией, стихийностью и практической направленностью.
Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность.
103.Строение и динамика научного знания
Современная наука организована по различным дисциплинам. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой, но при этом они действуют как самостоятельно. Наука – развивающаяся система, постоянно открывая что-то новое, что-то неизведанное. В каждой отрасли науки (подсистеме развивающегося научного знания) — физике, химии, биологии и т.д. , можно обнаружить различные формы знания: законы, гипотезы, теории…В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания — эмпирический и теоретический, им соответствуют два вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. И эмпирическому, и теоретическому уровню принадлежит единство чувственного и рационального познания, но на эмпирическом уровне доминирует чувственное познание, а на теоретическом – рациональное. Мы не можем сводить эмпирическое познание к чистой чувственности, а теоретическое – рациональности. Любые факты науки представляют собой взаимодействие чувственного и рационального. Основными критериями различия научного познания являются методы изучения и результат исследования. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений, экспериментальную деятельность, сравнение, измерение, поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только благодаря следующим методам: анализу и синтезу, дедукции и индукции, идеализму, методам построения теории, методы логического и исторического исследования и др. Результатом эмпирического метода становится информация, как теоретического – система знаний (теория). Итак, научное знание в любой области науки представляет собой огромную массу взаимодействующих между собой различных типов знаний.
Источник