Общественный характер языка
Язык представляет собой сложную знаковую систему, главной функцией которой является обеспечение процесса общения между людьми в ходе совместной деятельности. Помимо коммуникативной природы, язык имеет еще и гносеологическую функцию, выступая важнейшим инструментом познания действительности, организации исследовательской деятельности и мыслительных процессов.
Будучи основным средством коммуникации, язык характеризуется социальной природой. Это значит, что он возникает, развивается и функционирует только в коллективе носителей. То есть язык имеет общественную обусловленность. Особенно ярко это проявляется в процессе речевого развития детей, которые только начинают овладевать системой языка. Как известно, от качества речевой среды, в которой воспитывается ребенок, зависит его уровень речевого развития. Это происходит потому, что детям язык не дан в готовом виде от рождения. Ребенок рождается лишь с биологическими предпосылками к овладению речью, однако формирование и развитие речевой функции происходит в процессе коммуникативной деятельности. Усваивая определенные нормы и правила речи, ребенок одновременно приобретает те речевые черты, которые накладывает на его речевое развитие окружающая его языковая среда. Так, дети, выросшие в местностях, где сохранились особенности диалектного произношения, усваивают его в качестве нормативного. Известны случаи, когда ребенок по подражанию усваивал и некоторых артикуляционные особенности родителей (например, картавость, шепелявость и проч.).
Ребенок, изолированный от общества людей, никогда не овладеет языком сам, более того, при упущенном благоприятном периоде для формирования речевых навыков поставить речь будет очень сложно, практически невозможно.
Социальная природа языковых единиц и форм бытования языка
Говоря об общественной природе языка, следует отметить, что содержание, которое присуще языковым единицам, также имеет социальную природу. Например, значение слов, отраженное в толковых словарях, представляет собой пример общественного содержания языкового знака, поскольку оно формируется входе исторического развития языка в ходе многолетней социальной практики. Другим примером общественного содержания языка является коммуникативная роль предложения: именно оно выступает в качестве основной единицы передачи информации.
Социальная обусловленность языкового развития подчеркивалась материалистической диалектикой. В частности, Ф. Энгельсу принадлежит теория трудового (общественного) происхождения языка. Согласно мнению философа, на заре развития человечества именно потребность в успешном осуществлении совместной трудовой деятельности привела к формированию второй сигнальной системы, которая надстраивается над первой, данной человеку в органах его чувств. При этом биологические и социальные предпосылки формирования речи складывались параллельно: усложнение форм коммуникации привело к профилированию речевого аппарата, а также к развитию определенных участков мозга, ответственных за речепорождение и восприятие сказанного.
При этом социальный характер языка и здесь проявляется в том, что, хотя у всех представителей человечества артикуляционный аппарат устроен сходным образом, специфика произношения звуков обусловлена конкретным типом фонетической системы того или иного языка. Даже в пределах национального языка произношение может значительно варьироваться в говорах и в литературном варианте речи.
Влияние общества на организацию языковой системы проявляется в том, что, специализируясь на обслуживании определенных общественных групп, язык «расслаивается», приобретая неоднородность. Возникают социолекты, которые представляют собой относительно замкнутые языковые системы, характерные для определенных общественных групп. Также появляются территориальные диалекты, связанные с особенностями расселения людей и закрепившимися в связи с этим характеристиками языка, который они используют. Формируется также тот вариант общенационального языка, который признается в качестве эталонного, — литературный язык, а также присущая ему система норм.
Общественные функции языка
Общественная природа языка проявляется не только в его организации, но и в особенностях функционирования. Язык, являясь базовым средством коммуникации и познания, одновременно выполняет и ряд других важнейших социальных функций, а именно:
- функцию развития абстрактного мышления: человек способен мыслить отвлеченными категориями благодаря языку, в котором они объективируется;
- функцию социализации индивида, то есть, усваивая язык, человек усваивает одновременно и систему норм, правил, ценностей, принятых в данном обществе;
- функцию консолидации социальных общностей. Известна роль общенационального языка в процессе становления наций как особых этнических общностей. Также язык позволяет человеку в значительной мере идентифицировать себя с определенной этнической группой, определить свою принадлежность к социально-профессиональной общности;
- функцию передачи исторического и культурного опыта: посредством языка осуществляется трансляция культурных ценностей от одного поколения к другому.
Наконец, язык выступает одним из средств формирования национальной картины мира, потому что через заложенные в нем архетипы, метальные конструкты, концепты и смыслы человек усваивает систему представлений о жизни и действительности, характерную для данной этнической общности.
Таким образом, язык выступает как явление общественной природы, которое неразрывно связано с жизнью социума.
Источник
2. Язык как общественное явление.
2. Носитель языка овладевает языком только в обществе. Родившийся человек «застает» язык сформировавшимся, готовым. С помощью других людей он осваивает язык в раннем детстве, приобщаясь к формам отражения и понимания окружающего мира, к общей языковой картине мира.
3. Язык создан с целью коммуникации и выполняет общественные функции. Он является средством познания, выразителем общественного сознания и культуры. По количеству выполняемых функций языки делятся на а) языки международного и межнационального общения выполняют максимальное количество общественных функций; б) языки национальностей и народностей, существующие в письменной и устной формах, имеют суженные общественные функции. Они используются в официальном общении только на определенной территории; в) племенные разговорные и так называемые одноаульные бесписьменные языки используются только в устном общении.
4. Своей семантикой и структурой язык отражает общество и его структуру. Социальная дифференциация языка соответствует разделению общества на классы, слои и группы. В современных языках существует следующая социальная дифференциация:
а) по территории различаются общеупотребительный язык и территориальные диалекты;
б) по способу материального воплощения речи различаются устная и письменная «формы»;
в) по мононаправленности или полинаправленности языковых средств в процессе речи различаются диалогический, полилогический и монологический варианты функционирующего языка. В случае монолога направленность языковых средств односторонняя, в случае диалога — двусторонняя, в случае полилога — многосторонняя;
г) по типам деятельности социального коллектива различаются функциональные стили языка;
д) по социальным группам людей, по социальным слоям населения различаются профессиональные, сословные, классовые варианты функционирующего языка;
е) по жанрам и типам словесных произведений различаются варианты языка международных договоров, обвинительной речи на суде, политической речи на митинге, отчетного доклада, научной статьи, романа, басни.
Необходимо различать структурные и функциональные варианты языка. Структурные варианты различаются структурными свойствами: у них разные «наборы» лексики, фразеологии, построение предложений, отбор морфологических значений. Например, дифференциация языка по территории затрагивает структуру языка, и территориальные диалекты — это структурные варианты языка. Функциональные варианты различаются в процессе функционирования. В одном варианте какие-то явления языка активны, в другом — менее активны, а в третьем встречаются лишь изредка. Например, дифференциация языка по типам деятельности затрагивает функционирование языка. От одного стиля к другому может меняться активность одних и тех же элементов языка. Поэтому функциональные стили языка — это функциональные варианты языка.
5. Связь языка и общества проявляется в соотношении форм человеческого общества и языка. Язык обслуживает человеческое общество, начиная с рода, состоящего из небольшого количества членов, и кончая нацией, насчитывающей миллионы людей.
6. Общественная природа языка обнаруживается в обязательности его законов и правил для всех говорящих, в нормировании языка.
7. Участием в общении многих говорящих, непрерывностью языка создается социальный опыт в восприятии и познании окружающего мира. Язык закрепляет этот опыт в своих знаках и их значениях. Язык, таким образом, — это средство хранения и передачи из поколения в поколение социального опыта. Эта роль языка возрастает с изобретением письма, так как оно значительно расширяет временные и пространственные границы передачи информации. Эти границы еще более расширяются при использовании электронных средств информации. Непрерывность языка во времени обеспечивается сосуществованием разных поколений носителей языка и их постепенной сменой.
8. Под влиянием общества происходит изменение, развитие и совершенствование языка. Существуют разные взгляды на характер связи изменения языка и общества. Французская социологическая школа и Н.Я.Марр считали, что развитие языка полностью детерминировано развитием общества. Польский ученый Ежи Курилович, наоборот, утверждал, что язык развивается по своим собственным законам. В отечественном языкознании господствует мнение, что есть внутренние и внешние причины изменения и развития языка. Внешние социальные факторы влияют на язык опосредованно.
Социальные факторы по-разному влияют на разные уровни языковой структуры, на внешнюю и внутреннюю структуру языка. К внешней структуре языка относится лексика, тесно связанная с жизнью общества. Поэтому словарный состав подвержен наиболее сильному влиянию социальных факторов. Под их влиянием обычно происходит переход слов из активного запаса в пассивный и наоборот. Но в различных пластах лексики это влияние различно. Лексика включает исторически сформировавшееся ядро, обозначающее такие предметы и явления, которые существовали много веков. Этот костяк лексики устойчив и постоянен, хотя и в нем тоже происходят изменения. При внешнем тождестве слов разных исторических эпох меняются их значения, содержание, смыслы. Для людей разных исторических эпох содержание и смыслы слов небо, звезды, Земля, Солнце, Луна, государство, власть не были одинаковыми.
Внутреннюю структуру языка образуют фонетический и грамматический строй языка. Фонетическая система образуется в течение столетий и тысячелетий, она строго структурирована. Она безразлична к социальным процессам и сменам формаций. Есть незначительные случаи воздействия социальных факторов на процесс заимствования фонем. Например, в 20-е годы в чеченском языке вместо заимствованных слов фабрика, Франция, философ произносили и писали пабрика, Пранция, пилосоп. В начале 30-х годов было принято решение о введении в чеченский алфавит буквы Ф. Социальные факторы могут также препятствовать освоению фонемы. Например, правилами грузинского литературного языка исключается написание и произношение звука [ф] в заимствованных словах, даже в условиях очевидного распространения грузинско-русского двуязычия.
Грамматическая система представляет собой предельно отвлеченную формально-содержательную классификацию единиц языка, их связей и отношений. Грамматическая система также формируется в течение исторически длительного времени и непосредственно не реагирует на общественные события. Возможно небольшое конкретное социальное влияние на грамматику. Например, в результате калькирования сложных терминов в младописьменных языках могут появляться новые типы словосочетаний. К ним относятся наименования партийных, государственных, профсоюзных организаций. При этом исконные типы словосочетаний из младописьменных языков не вытесняются. Они взаимодействуют с новыми типами словосочетаний и развиваются.
В этих процессах огромную роль играют такие социальные факторы, как а) многонациональный состав коллективов на производстве; б) широкое применение национально-русского двуязычия в национальных регионах; в) высокая частотность употребления новых типов словосочетаний.
Влияние общества на внешнюю и внутреннюю структуру языка не надо понимать упрощенно. Со времени возникновения языка шло создание его системы. Системообразующую роль в языке выполняет форма языка. Форма «отбирает» и закрепляет в знаках, их значениях и регулярных отношениях стереотипы языкового взаимодействия говорящих между собой и с отражаемой действительностью. Поэтому форма языка социальна по своей природе. В своих истоках язык, его элементы и их отношения были прямым образом обусловлены действительностью, взаимоотношением людей и действительности.
Источник