Общественное управление природными ресурсами

Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды

Понятие права природопользования, его виды

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд — экономических, духовных, рекреационных и иных — в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве — земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», иных актах.

В природоресурсном законодательстве и науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользования. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы.

Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды:

— право пользования растительным миром вне лесов;

— право пользования животным миром.

Государственное регулирование природопользования и охраны окружаю­щей среды

1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды

2. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды

Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

Определяя место государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется в рамках исполнительной власти государства.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется общественными формированиями и гражданами, юридическими лицами, государственными органами, муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, муниципальное, отраслевое (ведомственное), государственное управление.

Функция управления — это постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования.

К таким функциям относятся:

— создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

— координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

— оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

Читайте также:  Красивейшие места природы татарстана

— экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);

— учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;

— экологическое воспитание и образование;

— проведение научных исследований по вопросам окружающей среды;

— экологический контроль и государственный экологичекий надзор;

— разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

Общественное управление природопользованием и охраной окружающей среды непосредственно связано с реализацией положения ст. 1 Конституции РФ о том, что Россия — демократическое правовое государство. Масштабы и эффективность осуществления данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой — о степени демократизации власти в государстве. Данный вид управления осуществляется общественными формированиями и гражданами.

Производственное управление осуществляется как функциональными службами (инженера, механика, технолога, энергетика, сбыта, контроля), руководителями производственных подразделений, так и специально создаваемыми отделами (службами) по охране природы. Если ранее на многих советских предприятиях создавались природоохранительные службы, то сейчас ответственность за охрану природы, как правило, возлагается на руководителя одного из функциональных подразделений, чаще всего главного инженера.

Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России. Это наиболее многочисленная система органов в стране, призванная решать задачи в сфере взаимодействия общества и природы.

Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Управление природными ресурсами в муниципальных образованиях

Управление природными ресурсами в муниципальных образованиях – это система правотворческих, организационных, финансовых и иных мероприятий, реализуемых органами публичного управления муниципального образования в рамках предоставленных им полномочий в целях обеспечения эффективного использования природных ресурсов муниципального образования для социально-экономического развития при условии соблюдения требований экологической безопасности и восстановления природных ресурсов.

Читайте также:  Доброго утра хорошего воскресенья природа

Значение управления природными ресурсами в муниципальных образованиях

Проблема организации эффективного управления природными ресурсами органами публичного управления федерального, регионального, муниципального уровней при соблюдении принципов экологической безопасности и восстановления природных ресурсов становится все более актуальной в последние десятилетия.

Необходимо подчеркнуть, что организация эффективного и экологически безопасного природопользования сегодня является важнейшей задачей для всего мирового сообщества.

Публичное управление на уровне местных сообществ наиболее доступная и ближайшая к населению форма власти. Местное население сегодня имеет широкие полномочия в решение тех вопросов, которые непосредственно связаны с его жизнедеятельностью на конкретной территории. При этом от эффективности муниципального управления напрямую зависит социально-экономическое состояние муниципальной территории. При этом если социально-экономическому развитию местных территорий посвящено множество нормативно-правовых актов, стратегий и концепций, то проблема экологического развития местной территории затрагивается крайне редко. Однако сегодняшняя экологическая ситуация, а также статистические данные влияние экологии на здоровье населения позволяет утверждать, что проблема эффективного и безопасного использования природных ресурсов должна стать приоритетной для местных органов публичного управления.

Важно понимать, что внедрение инновационных экологически безопасных инструментов в практику использования природных ресурсов, а также применение всех необходимых механизмов для восстановления природных ресурсов способны оказать качественный толчок для прогрессивного экономического развития.

Механизмы управления природными ресурсами в муниципальных образованиях

Стратегическими планами социально-экономического развития территории Российского государства и территорий, его образующих, потенциал использования природных ресурсов фактически не учитывается, это, в свою очередь, выступает существенной преградой для инновационного обновления российской экономики.

При этом экономическая обстановка в стране во много определяется использованием сырьевых ресурсов: на добычу природных ископаемых приходится свыше трети консолидированного бюджета, налоговые поступления за использование природных ресурсов полностью состоят из поступлений, уплаченных за добычу природных ископаемых. Однако ресурсы, направляемые на обеспечение безопасного природопользования, крайне незначительными, обычно, это менее одного процента внутреннего валового продукта.

Очевидно, что в современных условиях усилиями только муниципальных образований качественных сдвигов в управлении природными ресурсами достичь не представляется возможным, необходимы комплексные меры, пронизывающие все уровни управления – от федерального до местного.

Читайте также:  Отличия познания общества от познания природы

В системе публичного управления местного уровня обычно учреждаются специальные органы, отделы или управления местной администрации, к ведению которых отнесены вопросы природопользования. При этом вопросы управления отдельным видом ресурсов, например, земельными, водными ресурсами, ресурсами недр, нередко относят к ведению самостоятельного органа, отдела или управления местной администрации.

В структуру полномочий таких органов входят:

  • полномочия по разработке для рассмотрения высшим должностным лицом или высшим исполнительным органом региона документов, определяющих основные направления муниципальной политики в сфере природных ресурсов, в том числе их рационального использования, восстановления и пр., документов, регламентирующих меры предупреждения аварийных ситуаций при добычи природных ресурсов и др.;
  • полномочия по разработке предложений федеральных программ по рациональному использованию природных ресурсов;
  • полномочия по созданию и ведению информационных ресурсов в отношении природных ресурсов;
  • полномочия по участию в экспертном исследовании разведанных участков добычи природных ресурсов;
  • полномочия по предоставлению в пользование участков и объектов – мест расположения природных ресурсов – населению в соответствии с требованиями законодательства на основании заключенных с заинтересованными субъектами специальных договоров;
  • полномочия по организации необходимых мероприятий для обеспечения безопасного природопользования, мероприятий, которые имеет своей целью предотвращение отрицательного воздействия на природные ресурсы, а также мероприятий, направленных на восстановление от отрицательного воздействия окружающей среды;
  • полномочия по участию в мероприятиях мониторинга природных ресурсов на территории муниципального образования;
  • полномочия по осуществлению контрольно-надзорных мероприятий в отношении использования природных ресурсов, в том числе соблюдения условий рационального безопасного природопользования;
  • полномочия по доведению до сведения населения информации относительно наличествующих угроз в связи с использованием природных ресурсов;
  • полномочия по управлению особо охраняемыми природными территориями, в том числе по организации охраны таких территорий;
  • полномочия по оформлению документов в отношении памятников природы;
  • полномочия по доведению до сведения населения информации в отношении обращения с отходами и др.

Источник

Оцените статью