Общественного управления природными ресурсами

32. Понятие, функции и методы управления в области природопользования и охраны окружающей среды.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

Цель управления — обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Управление в данной сфере выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само экологическое право. Социальное значение управления в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы. Определяя место государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется в рамках исполнительной власти государства.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется (субъекты управления):

  • общественными формированиями и гражданами;
  • юридическими лицами;
  • государственными органами;
  • муниципальными органами.
  • общественное;
  • производственное;
  • муниципальное;
  • отраслевое (ведомственное);
  • государственное управление.
  • подзаконное нормотворчество;
  • создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
  • координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
  • экологическое планирование;
  • экологическое нормирование;
  • экотехническая регламентация;
  • экологическая стандартизация;
  • оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
  • экологическая экспертиза;
  • экологическое лицензирование;
  • экологическая сертификация;
  • экологический аудит;
  • экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);
  • учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
  • экологическое воспитание и образование;
  • проведение научных исследований по вопросам окружающей среды;
  • экологический контроль;
  • разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.
  • административный (прямой) метод (например, приказ);
  • экономический (косвенный) метод (создание условий экономической заинтересованности);
  • моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т.п.).
  • владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
  • обеспечение санитарного благополучия населения;
  • регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
  • контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
  • регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
  • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  • участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
  • организация и содержание муниципальной информационной службы.
  • законности управления;
  • комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
  • сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;
  • разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;
  • наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.
Читайте также:  Всероссийское общество охраны природы структура

Источник

Управление природными ресурсами, принадлежащими государству

Управление природными ресурсами, принадлежащими государству, – это направление государственной политики, предусматривающее осуществление деятельности, направленной на организацию воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности, охрану окружающей среды и соблюдение законности эколого-экономических отношений.

Природные ресурсы как объект управления

Природные ресурсы представляют собой естественные элементы природы, обладающие по своим свойствам полезностью, обеспечивающей развитие производительных сил и удовлетворение разнообразных потребностей общества.

Природные ресурсы – это главный объект природопользования, подвергаемый эксплуатации и переработке. Ряд природных ресурсов выступает в качестве средств труда, ряд – в качестве предметов потребления. В первом случае речь идет о таких ресурсах, как солнечная энергия, водные ресурсы, земельные ресурсы, внутриземное тепло и так далее. Во втором случае речь идет о таких ресурсах, как животный мир, растения, питьевая вода и так далее.

Человечество использует огромный объем природных ресурсов, что делает проблему будущей обеспеченности этими ресурсами глобальной. На сегодняшний день остро стоит проблема необходимости предотвращения полного истощения природных ресурсов. Человечество должно перейти на путь рационального и комплексного использования природных ресурсов, поиск иных источников сырья, энергии и топлива.

Природопользование – это эксплуатация природных ресурсов для удовлетворения культурных и материальных общественных потребностей.

Цель управления природными ресурсами состоит в обеспечении требований и норм, накладывающих ограничения на вредное воздействие производства на природную среду, обеспечивающих рациональность использования природных ресурсов, их воспроизводство и восстановление.

Сущность управления природными ресурсами, принадлежащими государством

Основная задача государства по отношению к природным ресурсам в современных условиях состоит в обеспечении их рационального использования и воспроизводства. Использование природных ресурсов не должно наносить вред окружающей среде.

В основе научного подхода к использованию природных ресурсов должно находиться понимание способности природной среды к самовосстановлению, самоочищению и саморегуляции. Государство должно обеспечивать при использовании природных ресурсов соблюдение норм, не препятствующих процессам самовосстановления природы. Воздействие человека и общества на природную среду должно осуществляться с учетом ее будущего состояния.

Читайте также:  Миссисипи природные зоны реки

Общество должно стремиться к рациональному использованию природных ресурсов, сознательному преобразованию природы в соответствии с научным предвидением возможных последствий и изменений.

Управление природными ресурсами представляет собой сложнейший процесс, который сочетает в себе естественные и общественные процессы. В управлении природными ресурсами огромную значимость приобретает научная обоснованность управленческих решений на всех уровнях использования природных ресурсов.

На эффективность управления природными ресурсами прямое влияние оказывает система нормирования и контроля использования природных ресурсов. Органы государственного управления применяют разнообразные методы, обеспечивающие воздействия на хозяйствующих субъектов и население страны при осуществлении природопользования. К числу таких методов относятся методы организационного, социально-психологического, административно-правового и экономического характера. Применение этих методов обеспечивает должное отношение к соблюдению законодательства при использовании природных ресурсов только при условии комплексного подхода.

Наиболее действенным методом обеспечение рационального использования природных ресурсов выступает совокупность экономических методов, выражающихся в ценах, тарифах, штрафах, платежах, фондов экономического стимулирования и так далее. Основное назначение этих методов состоит в обеспечении рационального и комплексного использования природных ресурсов, охране и воспроизводстве природной среды.

Задача государства состоит в обеспечении взаимосвязи конечных результатов хозяйствующих субъектах и их воздействия на окружающую среду. Достигнутые результаты должны многократно превосходить наносимый природной среде вред, иначе деятельность хозяйствующих субъектов не имеет смысла.

Принципы оптимального природопользования

Использование природных ресурсов должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:

  • управление природными ресурсами должно являться неотъемлемой, необходимой и обязательной частью общественного развития;
  • управление природными ресурсами должно соответствовать темпам и средствам производственного процесса, использовать достижения научно-технического прогресса;
  • управление природными ресурсами в своей основе должно иметь понимание непрерывности управленческого процесса в пространстве и времени с учетом взаимосвязи элементов природного комплекса, природных ресурсов, их качеств и свойств;
  • необязательность совпадения природных ресурсов и объектов с границами административно-территориальных единиц;
  • происхождение природных ресурсов не обусловлено человеческим трудом, а, значит, не может быть присвоено отдельной личностью, группой или коллективом. Природные богатства являются достоянием человечества, а собственность на них носит условный характер;
  • в основе оптимально организованного управления природными ресурсами находится разделение труда;
  • ответственность и заинтересованность в организации природопользования в рамках законодательства на всех уровнях управления;
  • системный подход, учет и контроль, отслеживание качественных и количественных показателей использования и запасов природных ресурсов;
  • оптимальность сочетания различных методов управления природными ресурсами.
Читайте также:  Арктические пустыни компоненты природы

Источник

Оцените статью