Общество часть живой природы

Тема 2. Общество и природа

Природа (от гр. physis и лат. natura – возникнуть, быть рожденным) – одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где‑то улучшая ее, а где‑то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

C6. Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества.

Ответ: В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, но и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно‑энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.

Читайте также:  Еда единственный вкус природы геншин

Тема 3. Общество и культура

Вся жизнь общества основана на целесообразной и разнообразной деятельности людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, т. е. культура. Поэтому нередко отдельные типы обществ называют культурами. Однако понятия «общество» и «культура» не являются синонимами.

Система взаимоотношений во многом складывается объективно, под влиянием закономерностей общественного развития. Поэтому они не являются непосредственным продуктом культуры, при всем том, что осознанная деятельность людей влияет на характер и форму этих отношений самым существенным образом.

B5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. (2) Часть философов называла культуру средством закабаления людей. (3) Другой точки зрения придерживались те ученые, которые считали культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества. (4) Это говорит о широте, многомерности содержания понятия «культура».

Определите, какие положения текста носят:

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Источник

Общество часть живой природы

Вы прочитали тему урока, которая состоит из одного слова: «ОБЩЕСТВО». Вслушайтесь в это слово и попробуйте своими словами сказать, как вы думаете, что это?

На прошлом уроке мы говорили о том, чем человек отличается от животного. И немного коснулись понятия «общество», когда говорили о том, что человек — это часть живой природы и часть общества.

Попробуем разобраться, что такое общество, почему оно так называется. Давайте еще раз произнесём это слово: О Б Щ Е С Т В О. Наверняка кто-то из вас услышал в слове ОБЩЕСТВО то, что намекает нам на что-то ОБЩЕЕ. Что же такого общего мы имеем?

Если бы каждый человек жил сам по себе и не зависел от других людей, это нельзя назвать обществом. А вот, когда у них появляются какие-то отношения, когда люди начинают каким-то образом воздействовать друг на друга, тогда они начинают делиться друг с другом, обмениваться, влиять, изменять друг друга. Вот тут можно говорить об обществе.

Семья — очень важная часть общества . Она объединяет самых близких друг другу людей, которых можно вписать в родовое древо. Они живут в одном доме, ведут общее хозяйство, заботятся друг о друге, у них общие традиции, праздники. Ну вот мы доказали, что семья — это маленькое общество тоже.

Читайте также:  Какая природная зона субтропиков

А вот еще одно понятие — НАРОД. Попробуй своими словами рассказать, что такое народ, почему так называется. Как ты думаешь, народ можно считать частью общества ?

На Земле насчитывают около 4 тысяч (4000) различных народов. Это французы, англичане, румыны, немцы, русские. У нас в России живет более 190 разных народов.

Каждый человек живет в какой-нибудь СТРАНЕ , ГОСУДАРСТВЕ .. На Земле около 200 (двухсот) государств. Возьми политическую карту мира и найди некоторые государства.

Не в каждой стране главой государства является президент, как в нашей стране, как во Франции или США. Есть страны, где правят монархи (короли, королевы, императоры, великие герцоги, султаны. ).






  1. Какое место в мире занимает человек?
  2. Без чего не бывает общества?
  3. Какая часть общества объединяет самых близких друг другу людей?
  4. Сколько народов живет на Земле?
  5. Сколько народов живет в России?
  6. Сколько стран на Земле?
  7. Что есть у каждого государства?
  8. Как назвать всех людей на Земле?
  9. Что общего у каждого народа?
  10. Почему ты являешься членом общества?

Семья. Народ. Государство. Власть. Общество. Человечество.

Подготовиться к уроку тебе поможет тренажер-игра «НЛО»
Цель игры: оставить в «корзине» для телепортации только нужные понятия из данной темы.
ПРОБУЕМ.
Жми на картинку!

2 комментария:

Чудесный урок, Елена. Огромное спасибо.
Уверена, что Ваши ученики с удовольствием освоят эту тему в «Перевёрнутом классе» на «5+»! Ответить Удалить

Спасибо, Любовь. Я полагаю, что не только для детей этот материал, но и очень хорошее подспорье к уроку для учителя. Моим детям очень нравится работать в перевернутом классе. Именно поэтому до сих пор ваяю для них разные темы. Было бы здорово, если бы таких «перевернутых» было у нас побольше. Пока осиливаю только окружающий мир. Трачу на урок вечер выходного дня, сама по полной погружаюсь в тему, чтобы выдать по максимуму интересно и понятно. А для понятности приходится многое переписывать «детским» языком.
Заходите в гости, всегда рады, если это еще кому-то пригодится.
Добра Вам! Удалить

Источник

Тема 2. Общество и природа

Природа (от гр. physis и лат. natura – возникнуть, быть рожденным) – одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.

Читайте также:  Главная особенность географического положения южной америки определяющая ее природное своеобразие

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где‑то улучшая ее, а где‑то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

Образец задания

C6. Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества.

Ответ: В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, но и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно‑энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.

Источник

Оцените статью