Общество есть обособившаяся часть природы

Содержание
  1. Общество как обособившаяся часть природы, законы природы и законы развития общества
  2. Философское понятие общества
  3. 36. Общество как система и его и его базовые структуры. Законы природы и законы общества.
  4. 37. Экономические и духовные основы общественной жизни. ( с. Л. Франк «Духовные основы общества. Введение в социальную философию»).
  5. 38. Философская проблема хозяйства. Причины и цели хозяйственной деятельности. Ценность и смысл труда.
  6. Конспект по теме «Природа и общество»
  7. Природа и общество находятся в единстве и являются частями материального мира. Что же такое материя? Материя – объективная реальность, данная в ощущениях. Общество неразрывно связано с природой. Понятие «природа» употребляется для обозначения совокупности естественных условий существования человека. Подходов к определению понятия «общество» очень много, поэтому рассмотрим те, которые могут встретиться на ЕГЭ.

Общество как обособившаяся часть природы, законы природы и законы развития общества

Главным в диалектическом материализме является учение об общественно-экономической формации, основу которой составляет исторически определенный способ производства материальных благ. Но процесс производства моет протекать только при наличии определенных естественных условий – географической среды и народонаселения.

Общество – это обособившаяся часть природы. Оно неотделимо от остальной природы и постоянно с ней взаимодействует. Та часть природы, с которой общество взаимодействует особенно тесно, влияет на нее и испытывает на себе ее влияние, называется географической средой (почва, климат, реки и моря, растительный и животный мир, рельеф местности, полезные ископаемые и т.д.).

Географическая среда – необходимое условие производственной деятельности человека. Без взаимодействия с природой, в борьбе с которой человек получает средства к жизни, никакая трудовая, производственная деятельности немыслима.

С точки зрения ДМ, человек – высший этап развития общества, который выделился из природы с помощью языка и труда. Человек берет из природы ее продукты, перерабатывает их и, таким образом, противостоит природе с помощью орудий труда. Животные приспосабливаются к природе, а человек приспосабливает природу в своих целях: с помощью орудий труда человек создает новую среду обитания (II-ая природа)

Однако географическая среда не является определяющей причиной развития общества: она может только способствовать или тормозить его развитие.

Другим необходимым условием жизни общества является народонаселение. Производство невозможно без людей, чей труд и представляет собой ту могучую силу, которая покоряет природу, заставляет ее служить интересам человека. В известных условиях большая или меньшая численность и плотность населения, высокие или низкие темпы его роста могут ускорить или замедлить развитие страны. Однако еще Маркс показал, что причины нищеты и голода трудящихся при капитализме заключаются не в естественных законах народонаселения, а в самой сущности капиталистической системы (крайне несправедливое распределение материальных благ).

Законы развития общества объективны и подчинены законам диалектики, объективно сходятся с ними, но имеют существенные отличия:

— в природе проявляются как динамические, так и статистические законы, в обществе – лишь статистические (менее долговечны, проявляются в виде тенденции и изменяются на разных этапах развития общества);

— законы общества действуют через деятельность людей (субъективный фактор).

Читайте также:  Литва отдых на природе

Согласно Энгельсу: мировая история – это величайшая поэтесса, творящая не по произволу, а закономерно и прекрасное и безобразное, и трагическое и комическое. Жизнь общества во всей его полноте есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованная система, подчиняющаяся определенным законам функционирования и развития.

По словам Плеханова: законы общественного развития так же мало могут осуществляться без посредства людей, как законы природы без посредства материи. И хотя эти законы проявляются в совокупной сознательной деятельности людей, они тем не менее носят не субъективный, а объективный характер, т.к. не зависят от воли и сознания индивидов. Законы развития общества – объективные, существенные, необходимые повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития от низшего к высшему. Так, с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека; развитие материального производства лежит в основе того, что одна общественно-экономическая формация сменяется другой, более высокой; прогреем общества закономерно приводит к возрастанию роли субъективного (человеческого) фактора в историческом процессе.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Философское понятие общества

Термин «общество» очень многозначен. Он употребляется в научном (категориальном) и обыденном смыслах. В обыденном смысле его используют для обозначения доброволь­ных объединений людей по интересам, напри­мер, общество «Рыболов-спортсмен» и т.п.

В научном (категориальном) значении термин «общество» также употребляется в различных смыслах:

1. отдель­ное конкретное общество, являющееся само­стоятельной единицей истории, целостным самодостаточным социальным организмом (например, российское, французское, япон­ское и др. общества);

2. совокуп­ность социальных организмов региона (ближ­невосточное, западноевропейское и т.д.);

3. все человечество в целом;

4. общество определенного типа (антич­ное, феодальное, буржуазное);

5. под обществом понимается безотносительно к его конкретным формам не­кая социальность, противоположная природе: идеальный тип, носитель существенных свойств и признаков всех социальных организмов. Это значение в наибольшей степени отражает философское понимание об­щества. Оно позволяет соотнести общество с другими видами бытия.

В ходе исторического развития вырабатывалось наиболее широкое, собственно философское понятие общества как совокупной деятельности людей, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни.

Философское понятие общества включает в себя два главных признака:

1) общество есть обособившаяся часть природы;

2) будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание.

Общество представляет собой открытую динамическую систему, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой. Будучи динамической системой, общество непрестанно изменяет свое состояние, развивается во времени, причем это развитие носит вероятностный характер.

Общество включает в себя как материальные, так и духовные компоненты, находящиеся в сложном взаимопроникновении взаимодействии. В философской науке имеются как естественные, так и телеологические интерпретации системности и развития общества. В первом случае развитие общества описывается как естественно-исторический процесс, в основе которого лежат определенные закономерности. Во втором — как процесс, направленный на достижение кем-то (Богом, провидением, фатумом) заранее заданной цели. Указанные выше интерпретации исключают друг друга.

Читайте также:  Невозобновляемые природные ресурсы доклад

Общество является самой сложной из всех известных человеку систем. Прежде всего, общество — система иерархическая, многоуровневая. Каждый элемент, или подсистема этой системы, может быть рассмотрен в качестве относительно самостоятельной системы, в свою очередь включающей в сем собственные подсистемы. Вместе с тем общество выступает как некая целостность, в которой целое господствует над частным. Свойства системы как целого не могут быть сведены к сумме свойств составляющих ее элементов.

Общепринятым является выделение в обществе как целостной системе следующих подсистем: экономической, социальной, политической, духовной.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

36. Общество как система и его и его базовые структуры. Законы природы и законы общества.

Общество — не просто совокупность индивидов; это совокупность связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к Чтобы понять природу этих отношений, воспользуемся одним образным сравнением Т. Гоббса.

Современные представления о обществе основаны на системном подходе. Люди связаны между собой общей деятельностью, которая направлена на достижение общих целей. Важнейшая характеристика социума – его целостность, существующая несмотря на сложные иерархически выстроенные отношения. Общество — это система, которая успешно воспроизводит себя с течением времени и сменой поколений. Механизм воспроизводства основан на существующих устойчивых отношениях, которые являются практически самостоятельными по отношению к его отдельным элементам и структурным звеньям. Социум также характеризуется открытостью, что означает его способность обмена с окружающей природной средой, энергией, веществом и информацией. При этом общество, безусловно, обладает гораздо более высокой степенью организации по сравнению с окружающей его средой. Оно нацелено на постоянное удовлетворение собственных потребностей, что свидетельствует об эффективности его функционирования. Общество как система обладает единством, целостностью и стабильностью, которые обеспечивают адекватное функционирование в различных сферах, всех системах и подсистемах.

Законы природы и законы общества.

Законы природы, или естественные законы описывают неизменную взаимосвязь и регулярность явлений; они могут быть созданы или нарушены.

Общественные, или нормативные, законы. Их характер обусловлен человеческой деятельностью, детерминированной целями, потребностями, мотивами, ценностными ориентациями людей.

37. Экономические и духовные основы общественной жизни. ( с. Л. Франк «Духовные основы общества. Введение в социальную философию»).

Под обществом в философии понимают способ организации совместного бытия людей. Философское понятие общества включает в себя два главных признака:

  1. общество есть обособившаяся часть природы;
  1. будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание.

38. Философская проблема хозяйства. Причины и цели хозяйственной деятельности. Ценность и смысл труда.

Слово «хозяйство» — означает «домоуправление», порядок, закон в доме. Античное представление об «экономии» как раз и сводилось к опыту ведения домашнего хозяйства, управлению семейными делами, содержанию в порядке земельной собственности, рациональному использованию труда рабов и т.п. Хозяйственный мир ограничивался только стенами дома, потому- то «экономия» не могла заслонить древнему греку красоту всего остального мира. Хозяйственный процесс являет собой яркий пример единства и борьбы человека с природой. Главный признак хозяйства — это трудовое воспроизводство жизненных благ в противоположностьдаровому их получению. В этом смысле хозяйство есть трудовая борьба за существование. Мир как хозяйство — это мир как объект и предмет труда. Значение труда.Ведь труд — это не просто затрата телесных сил, но и способ осуществления человеком своих духовных целей, идей и проектов. Своим трудом человек вкладывает свою волю в жизнь вещей, в их совершенствование. Таким образом, хозяйственный труд имеет не только материально-производственное, но и духовно-творческое измерение. Целостный смысл труда— в одновременном преобразовании и одухотворении природы и совершенствовании человека (развитии его нравственных, эстетических, познавательных, правовых чувств и способностей). Природа, достигнув в человеке ступени самосознания и труда над собой, вступила как бы в новую эпоху своего существования. В силу этого хозяйственный труд, по словам С.Н. Булгакова, вы- ступает как новая сила природы, новый мирообразующий, космогонический фактор.

Читайте также:  Консервные банки вред природе

Источник

Конспект по теме «Природа и общество»

Природа и общество находятся в единстве и являются частями материального мира. Что же такое материя?
Материя – объективная реальность, данная в ощущениях.
Общество неразрывно связано с природой. Понятие «природа» употребляется для обозначения совокупности естественных условий существования человека.
Подходов к определению понятия «общество» очень много, поэтому рассмотрим те, которые могут встретиться на ЕГЭ.

Если в 25 задании вас попросят написать определение общества, то знайте, что вы должны написать его в широком смысле:

Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, для которой характерны способы взаимодействия людей и их объединений.
Итак, во все времена общество и природа развивались в тесном взаимодействии.

Связующим звеном всегда выступал человек, так как именно люди, вступая в отношения друг с другом, формируют общественные отношения и преобразуют окружающую действительность. Рассмотрим сходства и различия природы и общества.

Система – это взаимная зависимость частей, при которой изменение одной части сказывается на состоянии других частей и всей системы в целом.
Рассмотрим системные признаки общества:

— Динамичность .Общество постоянно видоизменяется: отмирают одни элементы, а им на смену приходят другие.

— Альтернативность развитиязаключается в его нелинейности и непредсказуемости. Как часто в жизни человек стоит перед выбором: как поступить в той иной ситуации? Всегда есть несколько путей. Так и общество тоже имеет несколько путей развития.

— Самодостаточность заключается в способности совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования.
— Целостность (интегративное качество).
— Разнообразие подсистем и элементов.

Общество состоит из определённых подсистем (сфер общественной жизни). Их совокупность – это устойчивые отношения между социальными субъектами. В обществознании выделяют 4 подсистемы.

Одно из сходств природы и общества заключается в том, что они являются системами, для которых характерна динамика развития. Что же такое система?

Источник

Оцените статью