Общество особая часть природы

Общество как обособившаяся часть природы, законы природы и законы развития общества

Главным в диалектическом материализме является учение об общественно-экономической формации, основу которой составляет исторически определенный способ производства материальных благ. Но процесс производства моет протекать только при наличии определенных естественных условий – географической среды и народонаселения.

Общество – это обособившаяся часть природы. Оно неотделимо от остальной природы и постоянно с ней взаимодействует. Та часть природы, с которой общество взаимодействует особенно тесно, влияет на нее и испытывает на себе ее влияние, называется географической средой (почва, климат, реки и моря, растительный и животный мир, рельеф местности, полезные ископаемые и т.д.).

Географическая среда – необходимое условие производственной деятельности человека. Без взаимодействия с природой, в борьбе с которой человек получает средства к жизни, никакая трудовая, производственная деятельности немыслима.

С точки зрения ДМ, человек – высший этап развития общества, который выделился из природы с помощью языка и труда. Человек берет из природы ее продукты, перерабатывает их и, таким образом, противостоит природе с помощью орудий труда. Животные приспосабливаются к природе, а человек приспосабливает природу в своих целях: с помощью орудий труда человек создает новую среду обитания (II-ая природа)

Однако географическая среда не является определяющей причиной развития общества: она может только способствовать или тормозить его развитие.

Другим необходимым условием жизни общества является народонаселение. Производство невозможно без людей, чей труд и представляет собой ту могучую силу, которая покоряет природу, заставляет ее служить интересам человека. В известных условиях большая или меньшая численность и плотность населения, высокие или низкие темпы его роста могут ускорить или замедлить развитие страны. Однако еще Маркс показал, что причины нищеты и голода трудящихся при капитализме заключаются не в естественных законах народонаселения, а в самой сущности капиталистической системы (крайне несправедливое распределение материальных благ).

Законы развития общества объективны и подчинены законам диалектики, объективно сходятся с ними, но имеют существенные отличия:

— в природе проявляются как динамические, так и статистические законы, в обществе – лишь статистические (менее долговечны, проявляются в виде тенденции и изменяются на разных этапах развития общества);

— законы общества действуют через деятельность людей (субъективный фактор).

Согласно Энгельсу: мировая история – это величайшая поэтесса, творящая не по произволу, а закономерно и прекрасное и безобразное, и трагическое и комическое. Жизнь общества во всей его полноте есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованная система, подчиняющаяся определенным законам функционирования и развития.

Читайте также:  Выбери все возобновляемые природные ресурсы

По словам Плеханова: законы общественного развития так же мало могут осуществляться без посредства людей, как законы природы без посредства материи. И хотя эти законы проявляются в совокупной сознательной деятельности людей, они тем не менее носят не субъективный, а объективный характер, т.к. не зависят от воли и сознания индивидов. Законы развития общества – объективные, существенные, необходимые повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития от низшего к высшему. Так, с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека; развитие материального производства лежит в основе того, что одна общественно-экономическая формация сменяется другой, более высокой; прогреем общества закономерно приводит к возрастанию роли субъективного (человеческого) фактора в историческом процессе.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

70 Общество и природа

Природа в философии понимается как все сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Общество — особая часть природы, выделившаяся как форма и продут- деятельности человека. Взаимоотношение общества с природой понимается как отношения между системой челове­ческого общежития и средой обитания человеческой цивилизации.

В широком смысле слова под природой понимает­ся все сущее, в узком смысле она рассматривается как то, что породило и окружает человека, а также служит для него объектом познания. Природа — это объект естествознания, рамки которого определяются технологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека. В философ­ском плане природа прежде всего соотносится с об­ществом, поскольку она является естественным ус­ловием существования людей. Общество предстает как обособившаяся часть природы, условие и продукт человеческой деятельности.

Понятие » биосфера» для обозначения живой обо­лочки земли ввел в 1868 г. французский ученный Э.Реклю. В 20-е гг. 20-го столетия В.И.Вернадский разработал фундаментальную концепцию биосферы и ввел понятие » ноосферы», сферы разума, преобра­зующего планету.

Составными частями земли являются: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. Общество также имеет свои составные части: антропосферу, социо-сферу, биотехносферу. Антролосфера — сфера жизни людей как биологических организмов. Социосфера -область общественных отношений между людьми. Биотехносфера — область распространения техниче­ского влияния человечества.

Взаимоотношение природы и общества — вечная и всегда актуальная проблема философии и всего гу­манитарного знания. Самой острой проблемой со­временности считается соотношение человечества и живой и неживой сферы нашей планеты. С появлением человеческого общества природа стала испытывать на себе антропологическое влия­ние (влияние деятельности человека). В 20-м столе­тии резко усилилось воздействие человека на приро­ду. Уже в конце 19 в. появились первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации. Это стало началом эры покорения природы. Природа стала рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник в производственной деятельно­сти. В результате произошедшей в 20 в. научно-технической революции антропогенное влияние при­близилось к катастрофическому порогу.

Читайте также:  Использование природных факторов среды

Главная проблема антропологического влияния -несоответствие потребностей человечества и .его влияния на природу и возможности самой природы. В связи с этим возникает экологическая проблема -проблема охраны окружающей среды от разруши­тельного влияния человека. Основные проблемы экологии: истощение недр, загрязнение окружающей среды, уничтожение растительного и животного мира. Одна из составных частей экологической проблемы -проблема социальной экологии — охрана человека, его здоровья, общества в целом от влияния научно-технического професса. Особая проблема при взаи­модействии человека и природы — проблема народо­населения, которая с течением времени приобретает все более острый характер и становится главной для человечества. Основной ее аспект — рост населения -ведет к усилению эксплуатации природы; числен­ность населения приближается к количественному порогу, технический прогресс не успевает за ростом численности населения и его потребностями, не хва­тает материальных средств для обеспечения нор­мальных условий жизни членов общества, налицо отрицательная динамика роста населения.

Большинство этих проблем приняло глобальный, общепланетарный характер, выйдя за дамки государ­ственных границ, и представляет собой общечелове­ческую задачу. Их невозможно решить поодиночке и в рамках одного государства.

Источник

70 Общество и природа

Природа в философии понимается как все сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Общество — особая часть природы, выделившаяся как форма и продут- деятельности человека. Взаимоотношение общества с природой понимается как отношения между системой челове­ческого общежития и средой обитания человеческой цивилизации.

В широком смысле слова под природой понимает­ся все сущее, в узком смысле она рассматривается как то, что породило и окружает человека, а также служит для него объектом познания. Природа — это объект естествознания, рамки которого определяются технологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека. В философ­ском плане природа прежде всего соотносится с об­ществом, поскольку она является естественным ус­ловием существования людей. Общество предстает как обособившаяся часть природы, условие и продукт человеческой деятельности.

Читайте также:  Имитация природного камня бетоном

Понятие » биосфера» для обозначения живой обо­лочки земли ввел в 1868 г. французский ученный Э.Реклю. В 20-е гг. 20-го столетия В.И.Вернадский разработал фундаментальную концепцию биосферы и ввел понятие » ноосферы», сферы разума, преобра­зующего планету.

Составными частями земли являются: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. Общество также имеет свои составные части: антропосферу, социо-сферу, биотехносферу. Антролосфера — сфера жизни людей как биологических организмов. Социосфера -область общественных отношений между людьми. Биотехносфера — область распространения техниче­ского влияния человечества.

Взаимоотношение природы и общества — вечная и всегда актуальная проблема философии и всего гу­манитарного знания. Самой острой проблемой со­временности считается соотношение человечества и живой и неживой сферы нашей планеты. С появлением человеческого общества природа стала испытывать на себе антропологическое влия­ние (влияние деятельности человека). В 20-м столе­тии резко усилилось воздействие человека на приро­ду. Уже в конце 19 в. появились первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации. Это стало началом эры покорения природы. Природа стала рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник в производственной деятельно­сти. В результате произошедшей в 20 в. научно-технической революции антропогенное влияние при­близилось к катастрофическому порогу.

Главная проблема антропологического влияния -несоответствие потребностей человечества и .его влияния на природу и возможности самой природы. В связи с этим возникает экологическая проблема -проблема охраны окружающей среды от разруши­тельного влияния человека. Основные проблемы экологии: истощение недр, загрязнение окружающей среды, уничтожение растительного и животного мира. Одна из составных частей экологической проблемы -проблема социальной экологии — охрана человека, его здоровья, общества в целом от влияния научно-технического професса. Особая проблема при взаи­модействии человека и природы — проблема народо­населения, которая с течением времени приобретает все более острый характер и становится главной для человечества. Основной ее аспект — рост населения -ведет к усилению эксплуатации природы; числен­ность населения приближается к количественному порогу, технический прогресс не успевает за ростом численности населения и его потребностями, не хва­тает материальных средств для обеспечения нор­мальных условий жизни членов общества, налицо отрицательная динамика роста населения.

Большинство этих проблем приняло глобальный, общепланетарный характер, выйдя за дамки государ­ственных границ, и представляет собой общечелове­ческую задачу. Их невозможно решить поодиночке и в рамках одного государства.

Источник

Оцените статью