Вопрос. Простые и сложные идеи по Локку. Пути образования сложных идей
Идеи бывают простые и сложные. Простая идея содержит только одно представление или восприятие в уме – это элементы знания, сложные идеи производны от простых. С Локка начинается т.о. элементаристская установка в исследовании содержания сознания. Идеи мы имеем в душе, им соответствуют качества в вещах Локк различал три рода качеств: первичные, вторичные и третичные. Первичные – это реальные, неотделимые качества, независимо от того, воспринимаем мы их или нет (например, протяженность, форма, строение и движение частиц). Вторичные качества – цвета, звуки, запахи. существуют пока мы их ощущаем, и зависят от первичных. первичные качества – подобия, вторичные — считаются, но не бывают подобиями, третичные и не считаются и не бывают. Здесь содержиться идея отрыва ощущения от объекта. Ум в восприятии пассивен, активность его ведет к неадекватности познания объекта.
Простая идея это та, которую нельзя разделить на нечто неделимое; при получении которой разум пассивен; которая приобретена посредством ощущения или рефлексии и не является продуктом выдумки; которая отражает первичное качество. Сложная идея это та, которая является сочетанием простых идей; требует активной работы ума; образуется за счет применения того или иного умственного действия.
Схема обобщения: 1)выделение единичных объектов, о которых мы хотим получить общее понятие; 2)расчленение объектов на составляющие их свойства и сравнение по этим свойствам; 3)абстрагирование – отбрасывание не повторяющихся идей; 4)выделение повторяющихся идей; 5)суммирование повторяющихся идей. Таким образом, Локк представил эмпирическую теорию обобщения. Знание, которое не может быть выражено в чувствах – скрытое. ® Сущности не познаваемы.
Локк впервые ввел термин “ассоциация идей”. Ассоциация для него – соединение неродственных идей (например, симпатии и антипатии). Такая связь приобретается в силу воспитания и привычки, а разрушается с течением времени. Ассоциация идей – механизм работающий в нашем сознании помимо нашего активного участия, заключающийся в связи идей в сознании с объектами. С помощью этого механизма образуются связи в силу объективных условий (суеверия).
16. Вопрос. Французская эмпирическая психология XVIII века (Кандильяк, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Руссо).
Отличительные черты французской эмпирической психологии – внрмание к проблемам активности человеческого сознания и обусловленности ее общественными условиями. Э.Кондильяк (1715 — 1780) отверг разделение Локка на два источника опыта, признавая лишь один – ощущение. Он ставит задачу объяснить происхождение самих психических процессов – ощущений. В “Трактате об ощущениях” он выводит все психические способности из обоняния. Природа потребности, считает он, вторична, она — результат познания.
Ламетри (1709 — 1751) отверг дуализм Декарта и приписывал материи наряду с протяженностью способность к движению, ощущению и мышлению. Он считал, что нет души как особой субстанции: свойства “души” вызываются самой организацией мозговой ткани. В противоположность Декарту он считал, что животные способны чувствовать. Он указывал на преемственность в развитии от животных к человеку. Процесс воспитания он трактует механистически. Он также развивает идеи о зависимости душевных способностей от телесной организации. Он разделяет мнение Локка о том, что только опыт и наблюдения являются источником познания. Ламетри сенсуалист: он не разделяет чувственное и мысленное начала в человеке. Внимание придает процессу построения образов активность, волевое начало.
Ламетри принадлежит заслуга в выделении потребностей как своеобразной стороны душевной жизни и подчеркивании их особой роли в поведении. Потребности и ум прямо пропорциональны. Потребности он понимал натуралистически, как удовлетворение органических потребностей и телесных удовольствий. высшие удовольствия производны от чувственных и доступны немногим людям.
К.Гельвеций (1715 — 1771) изучал различия в уме. Он как и Кондильяк считал, что только из ощущений формируются интеллектуальные способности. Все умственные операции сводятся к ощущениям. Выполнять умственные операции можно только при наличии внимания. Внимание предполагает усилие. Делать это усилие побуждает интерес. Он отрицал связь между памятью и умственным развитием. Он ставил влпросы о связи ума с расой, местом жительства, темпераментом, пищей и т.д. Все люди обладают одинаковыми предпосылками для развития своих умственных способностей. Различия в успешности людей объясняются случаем, положением и силой страсти к славе. Именно страсти являются источником умственной активности. Неравенство умов он в итоге объяснял воспитанием.
Д.Дидро (1713 — 1784) утверждал врожденность способностей, в противоположность Гельвецию, критиковал его сенсуализм, подчеркивая специфичность мышления.
Жан Жак Руссо (1712-1778) утверждал, что общество портит человека, который от природы добр и честен, прививая ему отрицательные качества и привычки.
Свои взгляды на психическую природу ребенка он изложил в известном произведении «Эмиль, или О воспитании.Руссо исходил из теории «естественного человека» и, так же как Я. А. Коменский, писал о природосообразном характере обучения. Однако в отличие от Коменского Руссо говорил не о внешнем подражании природе, но о необходимости следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребенка, внутренней гармоничности и естественности в развитии человека.
Существуют не только индивидуальные, но и общие для всех людей закономерности психического развития, изменяющиеся на каждом возрастном этапе, подчеркивал Руссо. Исходя из этого он создал первую развернутую периодизацию психического развития, однако основание, по которому он разделял детство на периоды, и критерий периодизации были чисто умозрительными, не связанными с фактами и наблюдениями, но вытекающими из философских, теоретических взглядов самого Руссо.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
Французская эмпирическая психология: дидро, руссо.
Дени Дидр (1713 — 1784): вступил в полемику с Гельвецием и высказал ряд материалистических диалектических проблем в понимании познания, природы человеческих интересов и страстей, дал трактовку способностей, в которой признал их врожденность. Подверг критике сенсуализм Гельвеция, указал на специфику мышления и высказал диалектические идеи о соотношении между ощущением и разумом.
Основные работы: «Мысли об объяснении природы», «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Разговор дАламбера и Дидро».
Материя, по его мнению, является единственной субстанцией во Вселенной, в человеке и в животном. Дени Дидро высказал гипотезу о родственности всех видов органической жизни, происходящих из одного источника жизни — живых молекул, которые рассеяны по всей материи. Эти молекулы способны ощущать, и образуют в процессе своего развития все более сложные организмы, составляя непрерывную цепь живых существ — от простейших до человеческих.
Говоря о познании, Дидро подчеркивал, что основой всех понятий являются ощущения. Внешний мир порождает ощущения, которые обобщают наш разум, формируя суждения и понятия. Настаивал на необходимости проверять данные органов чувств опытом, связывающим наше сознание с внешним миром. Разум создает истинные понятия о вещах, постепенно обобщая полученные при наблюдении и опытах разрозненные факты. В объяснении общественных явлений оставался на идеалистических позициях, защищал идею просвещенности монархии.
Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) — писатель, философ, представитель сентиментализма, разрабатывавшего проблему человека. Руссо утверждал, что общество портит человека, который от природы добр и честен, прививая ему отрицательные качества и привычки. Руссо обращается к естественному состоянию людей, когда они пребывали в совершенном неведении. Идеи противопоставления естественного, вытекающего из самой природы, всему искусственному лежат в основе всех работ Руссо. Естественность идеализируется Руссо, как и естественный человек, которого мыслитель характеризует как существо доброе, чувствующее, способное испытывать сострадание при виде гибели и страданий другого, имеющее только необходимые потребности.
Официальная церковь и религиозная нетерпимость осуждается им с позиции деизма. В работе «Рассуждение о начале и основаниях неравенства. » трактует частную собственность как причину социального неравенства, отмечает противоречивость прогресса буржуазной цивилизации.
Является автором собственной системы воспитания, которую изложил в романе-воспитании «Эмиль, или О воспитании» и в романе в письмах «Юлия, или Новая Элоиза». Исходя из теории естественного человека, писал о природообразном характере обучения, о необходимости следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребенка, внутренней гармоничности и естественности в его развитии. Знание индивидуальных особенностей человека помогает взрослому строить обучение с учетом естественного психического развития данного ребенка.
Создал и первую развернутую периодизацию психического развития ребенка по чисто умозрительным основаниям, не связанным с фактами наблюдения, но вытекающими их философских, теоретических взглядов Руссо. Эта система получила высокую оценку в науке.
К эмпирическому направлению относятся и взгляды Поля Анри Гольбаха (1723-1789). который систематизировал взгляды французских материалистов 18 века и последовательно проводил мысль о природном происхождении психики. При объяснении общественных явлений отстаивал положение о формирующей роли среды по отношению к личности. В его главном труде — «Система природы» — нет места для духовной субстанции. Человек признается самой совершенной частью природы, духовное начало рассматривается наравне с физическим, только «по отношению к некоторым способам действия, обусловленным его организацией». Главная способность человека -ощущение, из которой вытекают все остальные.
Источник