Общество выделившееся из природы

2. Архаичное общество — это общество, выделившееся из природного мира на самых ран­них фазах своего существования. Оно зависит от природы во всех своих проявлениях.

Производственные технологии вклю­чают в себя два обязательных компонента: при­сваивающие и производящие формы хозяйства. К первым принадлежит охота, в том числе и на лю­дей, собирательство и рыболовство; ко вторым — земледелие и ското­водство. Соотношение между ними постепенно меняется в пользу вто­рых.

Социальные технологии организованы по родовому прин­ципу. Так строится и социальная иерархия, и социальная солидарность. Все социальные институты, в т.ч. собственность, власть сокрыты под природной оболочкой. Об­щество локально. Роды, племена, союзы, обла­дающие собственной территорией, отделены друг от друга неодолимыми расстояниями. Контакты между ними редки и враждебны. Общество на­поминает острова, разбросанные в природном океане.

Архаичное общество охватывает длитель­ный период человеческой истории, включающий в себя и самые ранние («первобытные») формы общественной жизни и более поздние с уже сло­жившимися властными и экономическими ин­ститутами: царскими династиями, рабо- и земле­владением — всем тем, что подпадает под емкое, хотя и географически неточное определение К.Маркса — «азиатский способ производства».

Таким образом, архаичное общество подчи­нено природе. Оно не только развивается в соот­ветствии с се ритмами, но и ограничено создан­ными ею пределами. Более того, в его проявлени­ях явственно проступают черты животного мира.

Вместе е тем, архаичное общество открыва­ет историю человека. Оно обладает собственной

Культурой.

3. Основу архаичной культуры образует мифологическая ментальность людей, к ней при­надлежащих, иначе говоря, миф.

Миф — это чувственная, целостная картина мира. Для него свойст­венны:

гармоничное/сочетание знаний, почерпнутых из практиче­ского опыта, и сверхъестественных, фантастических образов;

коллективная природа происхождений и существования; полное погружение человека в миф;

собственные ритуалы, практические действия, подтвер­ждающие участие человека в мифе.

По внешней форме миф — связное повество­вание, рассказанная история на избранные темы: происхождения богов, природы, человека, народа, их жизни и гибели.

По существу, миф — это действительность, в которой рождается, живет и умирает человек ар­хаичного общества.

Мифы создают свою собственную ритуаль­ную практику, в которую входит магия как осо­бый способ восприятия и изменения мира при помощи подручных средств. С точки зрения со­временной науки, магия — ложное знание и бес­плодное искусство (Дж.Фрезер). С точки зрения человека,, погруженного в миф, магия — единст­венный способ овладеть миром.

Читайте также:  Дикая природа пустыни сахара

Мифы создают систему норм поведши» в виде табу — абсолютных запретов на конкретные поступки, а также на их символические обозначения, на людей, пред­меты, слова.

Мифы предполагают собственную систему символов, маркирую­щих наиболее важные моменты повествования и ритуалов. Одним ич таких символов является тотем — племенной знак, указывающий на прародителя, как правило, из мира диких зверей.

Ритуальные действия, магические практики, символизация окру­жающего мира — вот основания, из которых прорастает искусство как особый вид человеческой деятельности, в котором реализуются сущно­стные силы человека. На семинарском занятии мы обсудим несколько версий его происхождения, сопоставим их по степени убедительности Пока же ограничимся утверждением, что в архаичном обществе искуса ство есть лишь функция мифа, существующая слитно с другими мифо­логическими практиками.

Источник

2. Архаичное общество — это общество, выделившееся из природного мира на самых ран­них фазах своего существования. Оно зависит от природы во всех своих проявлениях.

Производственные технологии вклю­чают в себя два обязательных компонента: при­сваивающие и производящие формы хозяйства. К первым принадлежит охота, в том числе и на лю­дей, собирательство и рыболовство; ко вторым — земледелие и ското­водство. Соотношение между ними постепенно меняется в пользу вто­рых.

Социальные технологии организованы по родовому прин­ципу. Так строится и социальная иерархия, и социальная солидарность. Все социальные институты, в т.ч. собственность, власть сокрыты под природной оболочкой. Об­щество локально. Роды, племена, союзы, обла­дающие собственной территорией, отделены друг от друга неодолимыми расстояниями. Контакты между ними редки и враждебны. Общество на­поминает острова, разбросанные в природном океане.

Архаичное общество охватывает длитель­ный период человеческой истории, включающий в себя и самые ранние («первобытные») формы общественной жизни и более поздние с уже сло­жившимися властными и экономическими ин­ститутами: царскими династиями, рабо- и земле­владением — всем тем, что подпадает под емкое, хотя и географически неточное определение К.Маркса — «азиатский способ производства».

Таким образом, архаичное общество подчи­нено природе. Оно не только развивается в соот­ветствии с се ритмами, но и ограничено создан­ными ею пределами. Более того, в его проявлени­ях явственно проступают черты животного мира.

Вместе е тем, архаичное общество открыва­ет историю человека. Оно обладает собственной

Культурой.

3. Основу архаичной культуры образует мифологическая ментальность людей, к ней при­надлежащих, иначе говоря, миф.

Эта ментальность глубоко отлична от со­временной нам тем, что она не знает законов ло­гики и вполне может допустить одновременное пребывание одного и того же существа в разных местах; не обращает внимание на противоречия и стремится сложить из самых разнородных эле­ментов законченную картину (Л. Леви-Брюль).

Миф — это чувственная, целостная картина мира. Для него свойст­венны:

Читайте также:  Все виды природных пожаров

гармоничное/сочетание знаний, почерпнутых из практиче­ского опыта, и сверхъестественных, фантастических образов;

коллективная природа происхождений и существования; полное погружение человека в миф;

собственные ритуалы, практические действия, подтвер­ждающие участие человека в мифе.

По внешней форме миф — связное повество­вание, рассказанная история на избранные темы: происхождения богов, природы, человека, народа, их жизни и гибели.

По существу, миф — это действительность, в которой рождается, живет и умирает человек ар­хаичного общества.

Мифы создают свою собственную ритуаль­ную практику, в которую входит магия как осо­бый способ восприятия и изменения мира при помощи подручных средств. С точки зрения со­временной науки, магия — ложное знание и бес­плодное искусство (Дж.Фрезер). С точки зрения человека,, погруженного в миф, магия — единст­венный способ овладеть миром.

Мифы создают систему норм поведши» в виде табу — абсолютных запретов на конкретные поступки, а также на их символические обозначения, на людей, пред­меты, слова.

Мифы предполагают собственную систему символов, маркирую­щих наиболее важные моменты повествования и ритуалов. Одним ич таких символов является тотем — племенной знак, указывающий на прародителя, как правило, из мира диких зверей.

Ритуальные действия, магические практики, символизация окру­жающего мира — вот основания, из которых прорастает искусство как особый вид человеческой деятельности, в котором реализуются сущно­стные силы человека. На семинарском занятии мы обсудим несколько версий его происхождения, сопоставим их по степени убедительности Пока же ограничимся утверждением, что в архаичном обществе искуса ство есть лишь функция мифа, существующая слитно с другими мифо­логическими практиками.

Источник

Вопрос 4

Общество – выделившееся из природы системное образование, представляющее из себя совокупность исторически изменяющихся форм жизнедеятельности людей, которое проявляется в развитии и функционировании соц. институтов, организаций, общностей и отдельных индивидов.

Человеческое общество представляет собой социальную макроструктуру, включающую в себя подсистемы. Подсистемы, образующие общество, особенно изменчивы, различаются степенью саморегулирования и включают в себя процессы самоуправления и саморазвития.

Важнейший специфический признак общества как системы наличие присущих ему особых соц. отношений между его компонентами. В зависимости от среды реализаций эти отношения подразделяются:

2) на уровне занятий той или иной деятельностью групп (спортивные, учебные, производственные)

3) на уровне взаимодействия между представителями той или иной соц. группы:

— различные установки субъектов по отношению к себе

Различают 2 основных уровня структурной организации общества:

  1. макроструктура – характеризует присущий для данного общества состав классов, слоев, этнических групп, показывает совокупность устойчивых отношений между ними, а также особенности их внутренней организации;
  2. микроструктура – отражает устойчивые связи в малых соц. группах

Чаще всего из макроструктуры выделяют 5 основных аспектов:

  1. этнический
  2. демографический
  3. поселенческий – характерна пространственная форма организации
  4. классовый
  5. профессионально-образовательный

В экономически развитых странах общество чаще всего подразделяется на 3 подгруппы:

2. класс производственных и непроизводственных работников, объединяющий лиц наемного труда, не имеющих собственности на средства производства или располагающих ею в ограниченных масштабах

Читайте также:  Конституционные основы охраны природы

3. средний класс – занимает промежуточное положение между 1 и 2 группой – мелкие предприниматели, интеллигенция и т.д.

Многие исследователи социальной стороны общества начали применять в своем анализе понятие страты, т.е. слои меньшего масштаба, чем классы.

5 основных критериев стратификации современного общества:

Одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности был Питирим Сорокин.

Социальная мобильность – процесс любого перехода индивида/социального объекта из одной социальной позиции в другую.

Существует два основных типа мобильности:

  1. горизонтальная – переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном уровне
  2. вертикальная – имеется ввиду и отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует 2 типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая.

5.1. Формационный подход к развитию и формированию общества

Основоположники – Маркс, Энгельс, в дальнейшем был развит Ленином.

Общественная экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. Вся история рассматривается, как закономерный процесс смены общественно экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает её и затем уже сама отрицается более новой формацией.

Любая ОЭФ характеризуется господствующим способом производства.

Способ производства – историческое единство производительных сил данного общества и производственных отношений, сложившихся в этом обществе.

Производительные силы включают в себя людей с их умениями и навыками, предметы и средства труда. Предметы труда – все то, на что направлен труд человека.

Средства труда – комплекс вещей между человеком и предметом труда (орудия труда, вспомогательные технические средства).

Производственные отношения – это экономические отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Главным этапом выступают производственные отношения в виде элемента собственности.

Механизм перехода от одной формации к другой.

В ОЭФ есть 2 главных компонента:

Базис – это экономика общества;

Надстройка – государство, политические и общественные институты.

Изменения в экономическом базисе приводят к переходу от одной ОЭФ к другой.

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними→ возникает конфликт. Противоречия между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями рано или поздно, насильственным или мирным путем, происходит изменение в экономическом базисе.

ОЭФ – общество на определенной ступени исторического развития, которое характеризуется специфическим экономическим базисом и соответствующим ему политическим и духовными надстройками, а также историческими формами общности людей и типом и формой семьи.

  1. первобытно-общинную
  2. рабовладельческую
  3. феодальная
  4. капиталистическая
  5. коммунистическая

Достоинства формационного подхода:

История понимается как закономерный объективный процесс, идет глубокая разработка механизмов развития.

— не учет многих других факторов (культурных, национальных)

— неполное подтверждение практикой.

Источник

Оцените статью