Если в 25 задании вас попросят написать определение общества, то знайте, что вы должны написать его в широком смысле:
Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, для которой характерны способы взаимодействия людей и их объединений.
Итак, во все времена общество и природа развивались в тесном взаимодействии.
Связующим звеном всегда выступал человек, так как именно люди, вступая в отношения друг с другом, формируют общественные отношения и преобразуют окружающую действительность. Рассмотрим сходства и различия природы и общества.
Система – это взаимная зависимость частей, при которой изменение одной части сказывается на состоянии других частей и всей системы в целом.
Рассмотрим системные признаки общества:
— Динамичность .Общество постоянно видоизменяется: отмирают одни элементы, а им на смену приходят другие.
— Альтернативность развитиязаключается в его нелинейности и непредсказуемости. Как часто в жизни человек стоит перед выбором: как поступить в той иной ситуации? Всегда есть несколько путей. Так и общество тоже имеет несколько путей развития.
— Самодостаточность заключается в способности совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования.
— Целостность (интегративное качество).
— Разнообразие подсистем и элементов.
Общество состоит из определённых подсистем (сфер общественной жизни). Их совокупность – это устойчивые отношения между социальными субъектами. В обществознании выделяют 4 подсистемы.
Одно из сходств природы и общества заключается в том, что они являются системами, для которых характерна динамика развития. Что же такое система?
Источник
Главным в диалектическом материализме является учение об общественно-экономической формации, основу которой составляет исторически определенный способ производства материальных благ. Но процесс производства моет протекать только при наличии определенных естественных условий – географической среды и народонаселения.
Общество – это обособившаяся часть природы. Оно неотделимо от остальной природы и постоянно с ней взаимодействует. Та часть природы, с которой общество взаимодействует особенно тесно, влияет на нее и испытывает на себе ее влияние, называется географической средой (почва, климат, реки и моря, растительный и животный мир, рельеф местности, полезные ископаемые и т.д.).
Географическая среда – необходимое условие производственной деятельности человека. Без взаимодействия с природой, в борьбе с которой человек получает средства к жизни, никакая трудовая, производственная деятельности немыслима.
С точки зрения ДМ, человек – высший этап развития общества, который выделился из природы с помощью языка и труда. Человек берет из природы ее продукты, перерабатывает их и, таким образом, противостоит природе с помощью орудий труда. Животные приспосабливаются к природе, а человек приспосабливает природу в своих целях: с помощью орудий труда человек создает новую среду обитания (II-ая природа)
Однако географическая среда не является определяющей причиной развития общества: она может только способствовать или тормозить его развитие.
Другим необходимым условием жизни общества является народонаселение. Производство невозможно без людей, чей труд и представляет собой ту могучую силу, которая покоряет природу, заставляет ее служить интересам человека. В известных условиях большая или меньшая численность и плотность населения, высокие или низкие темпы его роста могут ускорить или замедлить развитие страны. Однако еще Маркс показал, что причины нищеты и голода трудящихся при капитализме заключаются не в естественных законах народонаселения, а в самой сущности капиталистической системы (крайне несправедливое распределение материальных благ).
Законы развития общества объективны и подчинены законам диалектики, объективно сходятся с ними, но имеют существенные отличия:
— в природе проявляются как динамические, так и статистические законы, в обществе – лишь статистические (менее долговечны, проявляются в виде тенденции и изменяются на разных этапах развития общества);
— законы общества действуют через деятельность людей (субъективный фактор).
Согласно Энгельсу: мировая история – это величайшая поэтесса, творящая не по произволу, а закономерно и прекрасное и безобразное, и трагическое и комическое. Жизнь общества во всей его полноте есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованная система, подчиняющаяся определенным законам функционирования и развития.
По словам Плеханова: законы общественного развития так же мало могут осуществляться без посредства людей, как законы природы без посредства материи. И хотя эти законы проявляются в совокупной сознательной деятельности людей, они тем не менее носят не субъективный, а объективный характер, т.к. не зависят от воли и сознания индивидов. Законы развития общества – объективные, существенные, необходимые повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития от низшего к высшему. Так, с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека; развитие материального производства лежит в основе того, что одна общественно-экономическая формация сменяется другой, более высокой; прогреем общества закономерно приводит к возрастанию роли субъективного (человеческого) фактора в историческом процессе.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник