Общество является составной частью природы

51.Природа как предпосылка и условие человеческой истории. Исторические типы взаимодействия общества с природой.

Понятие «природа» занимает особое положение в ряду наиболее значимых и широко используемых философских категорий. Этот термин имеет несколько интерпретаций и в философии часто употребляется в двух значениях: широком и узком. Употребляя данное понятие в широком смысле слова, им обозначают все сущее, весь мир во всём многообразии его форм. В этом контексте термин «природа» распространяется на всю объективную реальность и охватывает весь материально-энергетический и информационный мир. В узком смысле слова под термином «природа» понимают совокупность естественных условий существования общества. Данное смысловое значение термина «природа» является наиболее употребляемым в социальной философии и охватывает как естественную среду обитания людей, так и искусственную, созданную руками человека. Общество – обособившаяся часть природы (материального мира), исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, функционирующая по своим социальным законам. Обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, как между собой, так и с природным окружающим их миром. Человечество, несмотря на всю сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением природы. Природа — естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Общество неразрывно с нею связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы и прежде всего без окружающей человека среды.

История возникновения общества неотделима от истории становления самого человека. Являясь частью природы, человек постепенно, в процессе труда и общения, формировался как социальное существо. Началом этого процесса является выделение человека из животного мира, формирование у него социальных побудительных мотивов в поведении. В силу вступает наряду с естественным и социальный отбор (применительно к сообществам). Выживали те сообщества, которые подчинялись определенным социально значимым требованиям — сплоченности и взаимопомощи. Это закреплялось естественным отбором и передачей опыта. В преобразовании первобытнообщинного общества в общество человеческое все большую роль играли социальные закономерности на фоне действия биологических закономерностей. В первую очередь это осуществлялось в процессе труда.

Читайте также:  Дарвинский заповедник музей природы

Для труда характерен коллективно организованный и целенаправленный общественный способ деятельности. Труд – это процесс, в котором человек своей деятельностью регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Этот обмен происходит не непосредственно, а проходя целый ряд звеньев, рождающих новые отношения общественного характера, что является эволюционным скачком. Т.е. труд – это та главная материальная сила, которая вела к возникновению и формированию человеческой жизни — общества. Таким образом, общество есть и условие, и результат деятельности людей.

Исторические формы отношения человека к природе. Вопрос о взаимоотношении общества и природы является ключевым для человечества и относится к числу вечных проблем. В разные исторические эпохи он имел разное звучание. На протяжении всей истории люди неуклонно развивали и совершенствовали свои способности воздействовать на окружающую среду. Тем самым изменялся и характер взаимоотношений общества с природой. Эволюция представлений о взаимосвязи общества с природой определялась степенью развития общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими и религиозными воззрениями.

В период античности природа мыслилась как одушевленная часть космоса. При этом космос противопоставлялся хаосу — он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная, чем человечество. По своей мощи природа превосходила человека практически во всём и выступала как идеал совершенства. Человек и природа мыслились как единое целое, гармонически взаимосвязанное.

В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Позиция слияния с природой уступила место другому отношению к ней, когда одухотворенный человек и бездуховная природа оказались на разных ступенях мироздания. Природа понималась как последнее звено лестницы, которая ведёт вниз от Бога к человеку и от человека к природе. Окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное Богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он в процессе творения был наделен Божьим началом – бессмертной душой. Отсюда — ориентация на возвышение человека над природой

Эпоха Возрождения — период расцвета культуры и искусства — возвращаясь к античным идеалам понимания природы, дает им новое толкование. Выступая против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, философы эпохи Возрождения сближают их и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы. Эпоха Возрождения характеризуется повышенным интересом к искусству, эстетике, прекрасному. На этой волне она привнесла и обновленное отношение к природе как к источнику красоты, вдохновения, радости, наслаждения. Философия Возрождения фактически реализовала лозунг «Назад к природе».

Читайте также:  Основным методом изучения природы является физика

В Новое время бурно развиваются науки, ставятся и проводятся эксперименты, направленные на развитие производства в условиях зарождения капитализма. В этот период природа еще в большей степени становится объектом познания (прежде всего научного). В философских воззрениях все более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея- человек должен покорить природу овладеть ею. С этих пор природа начинает рассматриваться как поприще активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Тенденции к овладению природой, покорению её стихии на основе познания естественных законов с того времени неизменно набирала силу вплоть до середины XX столетия. Уверенность человека в своем неограниченном превосходстве над природой крепла по мере развития научно-технического прогресса.

XX век – это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные масштабы воздействия общества на природу и ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь — экологическую. Экологическая проблема современного мира не только остра, но и многогранна. Сегодня практически не осталось ни одной части суши, водного или воздушного пространства, которые были бы свободны от воздействия на них человека. При этом негативное антропогенное влияние на природу нередко достигает той границы, за которой деградация естественной среды принимает необратимый характер.

Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего, — без окружающей человека среды.

Источник

Конспект по теме «Природа и общество»

Природа и общество находятся в единстве и являются частями материального мира. Что же такое материя?
Материя – объективная реальность, данная в ощущениях.
Общество неразрывно связано с природой. Понятие «природа» употребляется для обозначения совокупности естественных условий существования человека.
Подходов к определению понятия «общество» очень много, поэтому рассмотрим те, которые могут встретиться на ЕГЭ.

Если в 25 задании вас попросят написать определение общества, то знайте, что вы должны написать его в широком смысле:

Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, для которой характерны способы взаимодействия людей и их объединений.
Итак, во все времена общество и природа развивались в тесном взаимодействии.

Связующим звеном всегда выступал человек, так как именно люди, вступая в отношения друг с другом, формируют общественные отношения и преобразуют окружающую действительность. Рассмотрим сходства и различия природы и общества.

Читайте также:  Длительное наблюдение за неживой природой

Система – это взаимная зависимость частей, при которой изменение одной части сказывается на состоянии других частей и всей системы в целом.
Рассмотрим системные признаки общества:

— Динамичность .Общество постоянно видоизменяется: отмирают одни элементы, а им на смену приходят другие.

— Альтернативность развитиязаключается в его нелинейности и непредсказуемости. Как часто в жизни человек стоит перед выбором: как поступить в той иной ситуации? Всегда есть несколько путей. Так и общество тоже имеет несколько путей развития.

— Самодостаточность заключается в способности совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования.
— Целостность (интегративное качество).
— Разнообразие подсистем и элементов.

Общество состоит из определённых подсистем (сфер общественной жизни). Их совокупность – это устойчивые отношения между социальными субъектами. В обществознании выделяют 4 подсистемы.

Одно из сходств природы и общества заключается в том, что они являются системами, для которых характерна динамика развития. Что же такое система?

Источник

Разница между обществом и природой

Небанальный вопрос о том, чем общество отличается от природы, затрагивался разными науками: историей, обществоведением, биологией, философией. В этой статье я постараюсь объединить различные подходы и точки зрения для того, что приблизиться к пониманию сущности этих понятий и их отличиям.

Следует начать с определений понятий. Итак, общество – это некая совокупная социальная структура индивидов, существующая в материальном мире и регулируемая трудом. Природа, в свою очередь, это естество, объективно существующее вокруг нас, то есть всё то, что не создано человеком. Однако это уязвимое определение. Например, лесопосадка создана человеком, но является частью природы со своей экосистемой. Здесь нужно отметить, что изначально саженцы деревьев для посадки не были созданы человеком.

При таком раскладе общество является частью природы. Однако вдаваясь в философию, мы можем, опираясь на различные теории происхождения общества, такие, как теория труда, утверждать, что общество было создано человеком, поэтому частью природы не является. Отсюда следует, что общество отличается от природы своей социальной составляющей. Также общество и природа являются предметами изучения разных наук, например, ботаника изучает только природу, а не общество, а социолингвистика – только общество.

Выводы TheDifference.ru

  1. Общество обладает характерной социальной составляющей
  2. Общество является (или являлось ранее) составной частью природы, а не как не наоборот
  3. Общество и природу изучают разные науки

(6 оценок, среднее: 3,83 из 5)

Источник

Оцените статью