Конспект урока на тему «Птицы. Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения» для учащихся 8 класса коррекционных школ
Тема : Птицы. Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц.
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями внешнего строения и образом жизни птиц.
· Закрепить знания о внешнем строении, образе жизни и развитии пресмыкающихся.
· Познакомить учащихся с общими признаками класса птиц;
· Изучить особенности внешнего строения птиц;
· Раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания на примере наличия крыльев и перьевого покрова.
- Способствовать развитию познавательных способностей учащихся;
- Способствовать развитию умений работать с текстом учебника;
- Развивать умения связно и развернуто излагать факты;
- Закреплять умения и навыки работы с заданиями;
- Создавать условия для самостоятельности учащихся при выполнении заданий;
- Развивать речь, обогащать активный словарный запас.
- Формировать бережное отношение к природе;
- Воспитывать интерес к предмету, через внедрение инновационных технологий обучения.
- Воспитывать положительное отношение к выполнению полученного задания;
Тип урока : Урок изучения новой темы.
Словарь: Птицы, контурные перья, пуховые перья, стержень, опахало, очин.
Оборудование: учебник “Биология” 8 класс для специальных (коррекционных) классов VIII вида, А. И. Никишов, Москва “Просвещение”, 2012 г.; Задания по группам для самостоятельной работы учащихся, виды перьев, карточки-задания, словарные слова, таблица «Строение пера», слайдовая презентация к уроку, тест по теме , «Признаки птиц»
Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих в журнале
Повторение пройденного материала
Прежде чем перейти к новой теме. Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках:
— Какие животные относятся к земноводным ?
— Чем покрыто тело земноводных?
— На какие части можно разделить тело земноводных?
— Как размножаются земноводные?
— Как расположены ноги у пресмыкающихся? У каких пресмыкающихся нет ног?
— Чем покрыто снаружи тело пресмыкающихся?
— На какие части можно разделить тело пресмыкающихся?
— Чем питаются пресмыкающиеся?
— Где размножаются пресмыкающиеся?
— Чем отличается яйцо ящерицы и ужа от икринок рыб и земноводных?
— Где зимуют ящерицы и змеи?
— Какое значение в природе имеют пресмыкающиеся?
Игра «Третий лишний» Слайды 1-2-3-4
— Отгадайте загадки: Слайды 6-7
Вспоминают пройденный раздел. Дают ответ.
По окончании устного опроса выставляются оценки за проверку домашнего задания.
Актуализация знаний, объявление новой темы
— Ребята, сегодня на уроке речь пойдет о птицах. Слайд 8
Учащиеся должны знать. «Внешние признаки птиц. Отличительные особенности птиц в связи с приспособленностью к полету»
(Задачи на урок вывешиваются на доску).
Сообщение темы урока: «Птицы. Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц».
Записывают тему урока в тетрадь.
Изучение нового материала
1 Рассказ учителя: (звучит фонограмма- пение птиц)
Птицы – одна из красивейших, замечательных групп животных. Представим себе Землю без наших пернатых друзей. Без их удивительного щебетания. Природа сразу осиротеет. Посмотрите на иллюстрации учебника стр.94, а также на слайды презентации, какое чудесное создание окружает нас всюду, слайды 8-9
Птицы на Земле живут всюду, за исключением внутренних частей Антарктиды. Они заселили леса, горы, степи, пресные водоёмы, прибрежные части морей. Это единственная группа животных. умеющая летать и все особенности их строения связаны с приспособлением к полету. (Слайд 10)
Их передние конечности превратились в крылья.
2.Работа с текстом. Найдите на с.95 жирным шрифтом выделенное предложение, прочитайте его Птицы-единственная на Земле группа животных, тело, которых покрыто перьями (Слайд 12)
Перья птиц различны по форме, размерам и значению. Снаружи расположены контурные перья (придают птице контур), под ними пуховые (согревают птиц). Передние конечности превратились в крылья, их летательная поверхность образована крупными перьями их называют маховые. Тело птицы заканчивают крупные перья, их называют – рулевые. Они направляют движение птицы при полете (Слайд 13)
Перья Пуховые имеют опахало
3. Виды перьев: контурные, пуховые.
4. Практическая работа. Демонстрирую разные виды перьев, предлагаю учащимся их назвать, а на маховом пере показать все его составные части
Итог: перья защищают тело птицы от охлаждения, повреждения о различные предметы и играют большую роль при полёте. (Слайд 15-16)
5. Знаете ли вы… В старину люди писали пером .(Слайд 17)
6 А теперь рассмотрим строение птиц. Найдите части тела птицы. У птиц можно различить ГОЛОВУ- ШЕЮ – ТУЛОВИЩЕ — ДВЕ ПАРЫ КОНЕЧНОСТЕЙ – ПЕРЬЕВОЙ ХВОСТ
7. Работа с текстом стр.95-96 (учащиеся работают в группах, получают задание для своей группы )
Самостоятельная работа в группах (7-10 мин.) Задания для групп.
Проверка выполненного задания.
Выступление 1 группы
Руководитель 1 группы: «Нам необходимо было прочитать текст в учебнике на стр. 95-96 о строении головы птицы и ответить на вопросы….»
— Какие органы расположены на голове у птиц?
— Какой орган у птиц является органом захвата и удержания добычи?
— Какое зрение и слух у птиц?
Выступление 2 группы
Руководитель 2 группы: «Нам необходимо было прочитать текст на стр. 96 о значении маховых и рулевых перьев и
— Какое название получили перья крыльев?
— Каково значение этих крыльев?
— Какое название получили перья хвоста?
— Какое значение в полёте птицы имеет хвост?
Выступление 3 группы:
Руководитель 3 группы: « Нам нужно было прочитать текст в учебнике на стр. 96 о строении ног птиц и ответить на вопросы….»
— С помощью каких органов птицы передвигаются по земле?
— Какое строение пальцев ног имеют большинство птиц?
— Что имеется на пальцах ног у птиц?
Источник
Презентация «Птицы: общие признаки, особенности внешнего строения»
Птицы: общие признаки, особенности внешнего строения. урок биологии в 8 классе провела учитель биологии, дефектолог ПСКОШИ Юсупова Н.В. Презентация к уроку «Птицы: общие признаки, особенности внешнего строения» ( 8 класс VIII вида)
ПОЗВОНОЧНЫЕ РЫБЫ ЗЕМНОВОДНЫЕ ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ Имеют внутреннюю опору тела — СКЕЛЕТ
Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой, Всё равно он будет мой. Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло- Спать летит в дупло. Отгадай загадку
Отгадай загадку На шесте – дворец, Во дворце – певец, А зовут его — … Я на ёлке на суку Счёт веду: «Ку-ку, ку-ку».
Птицы – позвоночные животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превращены в крылья. Способность передвигаться в воздухе, теплокровность и другие особенности строения и жизнедеятельности дали им возможность широко расселится на Земле.
Наличие перьев и значительное изменение скелета привели к развитию у большинства птиц структурных приспособлений, которые позволили им летать и овладеть воздушной стихией. Перья птиц – это производные эпидермиса, которые ведут своё происхождение от чешуи рептилий.
Учащиеся должны узнать: — Кто такие птицы — Внешнее строение птиц — Строение и виды перьев — Отличительные особенности птиц в связи с приспособленностью к полету
ястреб КАК РАСПОЛАГАЮТСЯ ПЕРЬЯ НА ТЕЛЕ ПТИЦЫ. ГДЕ РАСПОЛАГАЮТСЯ САМЫЕ КРУПНЫЕ ПЕРЬЯ, А ГДЕ – БОЛЕЕ МЕЛКИЕ?
СРАВНИТЕ СТРОЕНИЕ ПЕРЬЕВ ПТИЦЫ. В ЧЁМ ИХ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ? КОНТУРНОЕ МАХОВОЕ КОНТУРНОЕ КРОЮЩЕЕ ПУХОВОЕ ПЕРО ПУХ Prezentacii.com
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПЕРА ПТИЦЫ 1. 2. 3. ОПАХАЛО ОЧИН СТЕРЖЕНЬ
Положите перо на ладонь и подуйте на него. Что вы можете сказать? Рассмотрите стержень пера Какое оно внутри? Капните водой на перо. Что произошло?
Перо летит – оно лёгкое. Внутри перо пустое, полое. Капелька скатилась – перо не намокает и защищает птиц от воды.
Знаете ли вы… В старину не было авторучек и люди писали гусиными перьями. Их затачивали (очиняли) маленьким ножиком, который так и назывался — перочинный.
1. ОПИШИТЕ ФОРМУ ТЕЛА ПТИЦЫ И УКАЖИТЕ, ИЗ КАКИХ ОТДЕЛОВ ОНО СОСТОИТ. 1. 2. 3. 4. 5. 6. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦЫ ГОЛОВА ШЕЯ КРЫЛО ХВОСТ ТУЛОВИЩЕ ЦЕВКА
Рассмотрите голову птицы. Какие органы располагаются на ней? 1. 2. 3. 5. 4. ГЛАЗ СЛУХОВОЕ ОТВЕРСТИЕ ПОДКЛЮВЬЕ ЯЗЫК НАДКЛЮВЬЕ И НОЗДРЯ
Допиши схему Голова ↓ …………………… ↓ ……………………… ↓ ……………………… ↓ Хвост Голова ↓ подвижная шея ↓ туловище ↓ две пары конечностей ↓ хвост
Давайте мы с вами руками помашем, И что-нибудь птичье давайте мы скажем… А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим? Давайте попробуем, Что мы сидим?!
Отличительные особенности птиц : — наличие перьевого покрова; — более подвижная шея; — зоркие глаза; — хороший слух; — передвигаются при помощи пары ног; — способность летать;
Проверь себя: 1. Тело птиц покрыто… 2. Различают … перья 3. Шея у птиц … 4. Расправленные крылья при полете … 5. Рулевые перья … 6. Зрение и слух у птиц … ПЕРЬЯМИ КОНТУРНЫЕ И ПУХОВЫЕ ПОДВИЖНАЯ удерживают птиц в воздухе и продвигают вперед направляют движение при полете ХОРОШЕЕ
Хочу узнать Узнал Внешнее строение птиц Строение и виды перьев Черты приспособления к полету Внешнее строение птиц Строение и виды перьев Черты приспособления к полету Итог. Рефлексия
Итог: Рефлексия — я хорошо разобрался в теме урока; — остались вопросы и неясности;
Домашнее задание: читать текст на стр.94-97, ответить на вопросы
Источник
1. Особенности внешнего строения Птиц
Класс Птицы насчитывает около \(9000\) видов. Это высокоорганизованные теплокровные животные, широко распространённые на планете.
- Сухая кожа, без желёз, покрытая перьями ;
- наличие крыльев;
- обтекаемая форма тела;
- особое расположение пальцев на нижних конечностях и наличие цевки;
- наличие клюва;
- возникновение четырёхкамерного сердца, что привело к полному разделению потоков венозной и артериальной крови и теплокровности.
У птиц сухая тонкая кожа без желёз. Имеется лишь копчиковая железа, расположенная возле хвоста. Её выделениями птицы смазывают перья, чтобы сделать их несмачиваемыми. Исключение — страусы и дрофы, у них такой железы нет.
Больше всего у птиц контурных перьев. Их, в зависимости от расположения на теле и назначения, делят на кроющие, маховые и рулевые. Есть пуховые перья и пух, они служат только для сохранения тепла.
Основой каждого пера служит твёрдая центральная часть — очин и стержень . От стержня отходит опахало , состоящее из бородок первого порядка (без крючочков) и бородок второго порядка (с крючочками).
Для удержания птицы на ветвях деревьев её пальцы расположены особым образом: три пальца вперёд, а один — назад.
Цевка и пальцы птиц покрыты роговыми чешуйками, на пальцах есть когти, что указывает на родство птиц с пресмыкающимися.
Челюсти птиц вытянуты в клюв и одеты роговым покровом. В клюве различают надклювье (верхняя часть) и подклювье (нижняя часть).
Источник