Законы природы и законы общества
Все в этом мире подчинено закономерностям. Веками человек подмечал опред порядок мироздания и повторяемость явлений, что наталкивало на мысль о сущ чего-то закономерного. Понятие закона — продукт зрелого мышления: оно сформировалось на поздней стадии развития чел общества, в период становления науки как сист знания. Закон есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме и скорректированный относительно типологически классифицированных условий своего проявления. Будучи по своей форме продуктами чел знаний, по своему внутр содерж законы выражают объект процессы действительности. Познание зак и есть основная зад. науки.
Понятие зак находится в тесной связи с детерминизмом, но не тождественно ему. Если детерм говорит о всеобщей обусловл явлений, то пон закона выражает кач устойчивость повторяющихся связей, рассматривая их не с точки зрен констатации и причинного понимания, но с точки зр их объект необходимости и кач регулярноси. Закон выступает мерой устойчивости детерминации, кроме того он явл мерой предсказуемости связи. Поэтому зак как ыражение действия объект необходимости может рассм в качестве особого вида детерминации: как детермин будущим в отличии от причиной детерм прошлым и системной детерм настоящим.
С точки зрения основных сфер действительности законы делятся ан законы природы, законы общества и законы мышления. Понятие “закон природы” тексно связано с понятием условие. Необходимость действия любого закона природы всегда проявляется при наличии определенных условий. Закон природы – это связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью.
Человек является продуктом природы, социальных отношений и субъектом исторического процесса. Так, политическая, производственная, духовная деятельность человека и общества есть чисто социальные явления, развивающиеся по своим особым, отличным от природы законам.
Чел. о-во — это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот. люди, формы их совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, разл. формы собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, совокупность разл. институтов, утонченная сфера духа. Жизн. основа потока обществ. жизни — труд. Объединение людей в целостную систему происходит независ. от их воли: естеств. факт рождения с неизб. включает ч-ка в обществ. жизнь. Развитие общества: с увеличением матер. и дух. благ возрастают и потребности ч-ка.
В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд специф черт:
1.Общ отношения приним форму общ интересов, потребностей, целей. А это значит что соц законы — зак не только мат, он и духовной деятельноси.
2.Поскольку общество одновр является и объектом и субъектом, соц зак — это зак челов деятельности. Без чел деят, которая генетически превична, нет и не м.б. соц закономерноси. История — это деятельность преследующего свои цели человека.
3.Соц законы по хар своей деят — статистические.
4. Спецификой соц законов явл их историчность. Вследствии того, что соц эволюция протекает боле быстрыми темпами, чем эвол природы, общ отношения и формы культуры более подвижны чем геолог периоды. Соц оргаизм очень диамичен, и его зак позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это создает малую вероятность установлеия строгих сроков наступления событий.
Вопрос о закономерном характере развития об-ва – очень спорный.
- антинатурализм (Баденская школа неокантианства – Риккерт, Виндельбанд) – отрицают наличие объективных законов развития общества.
- натурализм (Конт) – отсутствие различий м/у естественными и общественными науками. Отрицает качественную специфику социальных законов. Их надо исследовать по образцу естественно-научного знания.
- Марксизм – наличие объективных законов общественного развития, имеющих качественную специфику по сравнению с законами природы. Специфика состоит в том, что:1) в общ-х з. с наибольшей силой выражена статистическая природа. Они прослеживаются на больших кол-вах людей и в большие временных интервалах; 2) оз складываются на основе сознательной деят-ти людей; 3) поскольку соц-ая закономерность существует и проявляетя в деят-ти людей, то соц-ые законы чаще всего выступают как законы-тенденции.
Общество развивается на основе внутренне присущих ему законов. Социальные законы: 1. общесоциологический закон об определяющей роли способа производства в жизни и развитии общества, о котором Маркс писал, что способ производства материальной жизни обусловливает социально-политический и духовный процессы жизни вообще; 2. закон опред роли эконом базиса по отнош к надстройке 3.законсоотв производственных отношений уровню и характеру произв сил. 4. закон прогрессивной смены общ-эконом формаций 5. закон социальной революции 6.закон возрастающей роли нар масс в истории 7. закон относительной самостоятельности общ сознания. 8. закон возвышения потребностей.
Поппер. Особое внимание Поппера привлекает такой важнейший вид детерминационной связи как закон. Закон природы описывает, по его мнению, жесткую, неизменную регулярность. Поскольку законы природы неизменны и не допускают исключений, то они не могут быть нарушены или созданы. И если мы сталкиваемся с событием, противоречащим закону, мы говорим не об исключении, а о том, что наша гипотеза о существовании закона опровергнута.
Закону науки свойственны две особенности. Во-первых, у физического закона есть логическая форма, любой закон природы имеет количественную сторону и может быть формализуем. Во-вторых, всякий закон науки может быть выражен запретом. Однако Поппер в дальнейших рассуждениях на эту тему существенно ослабил силу требований к понятию “закон природы”. Гак, читатель узнает, что законы могут открываться не только наукой, но и здравым смыслом, обыденным сознанием. Правда, такие законы никогда не называют законами, поскольку они являются банальностями, к таким законам не применима та логическая форма, о которой сам же он писал. Интересны рассуждения Поппера по поводу законов развития, законов истории, в частности. Он занимает жесткую позицию, утверждая, что таких законов не существует, и существовать не может. Дело в том, что, по мнению Поппера, если взять эволюцию вообще или историю человеческого общества, то каждая из них, по сути своей представляет собой один огромный факт, причем факт уникальный, единственный в своем роде. Сравнить эволюцию или историю человеческого общества просто не с чем. Когда речь идет об эволюции или истории, то всегда неявно предполагается, что они всегда “окончены” к тому моменту времени, которое мы обозначаем словом “сейчас”. По отношению к таким явлениям возможен лишь ситуационный анализ, т.е. выявление факторов, влияющих на то-то и то-то в сегодняшней ситуации. Правда, в истории есть то, что часто принимается за законы, это — тенденции, которые указывают на некоторую направленность хода событий. Но любая тенденция тем и отличается от закона, что она может резко измениться, развитие событий может пойти в совершенно другом направлении. Отсюда Поппер и делает вывод, что предвидение в истории (наподобие предвидения солнечного затмения в астрономии) невозможно, возможен лишь прогноз, имеющий большую или меньшую степень вероятности осуществления.
Источник
49. Понятие закона. Законы природы и закону социума.
Понятия «закон» в античной философии не было. Его ввёл в обращение Фома Аквинский. Он подошел к проблеме универсального, выделив: закон Божий, постановление гос власти, определенная упорядоченность в природе. Закон природы – это истина разума, которую мы можем постигнуть через познание, проявление воли Бога, а она фиксируется через связи, заложенные в вещах и предметах. Закон – это определенная упорядоченность в природе. Другая трактовка: закон – это установление государственной власти. В Новое время закон – очень важная философская категория. Гегель: закон – устойчивая сторона явления, повторяющееся существенное отношение. В современном понимании закон – это существенная связь, которая определяет характер поведения объектов, их функционирование и развитие. У связей существуют следующие характеристики: 1)Необходимость. Случайность – это инобытие закона. 2) Всеобщность. Вытекает из необходимости. Любой закон природы или общества присущ всем без исключения процессам определенного типа. Закон – всеобщее родовое в этих явлениях и процессах. Он действует всегда и везде, где существует соответствие объекта и необходимых условий для проявления закономерных связей между ними. 3) Всякий закон есть закон некоторого постоянства определенного процесса. 4) Регулярность его протекания в относительно тождественных условиях 5) Существенность. Всякому закону присущи существенное отношение, стабильность, сохранность, инвариантность. 6) Объективность.
50. Естественная и искусственная среда обитания человека. Географический детерминизм и проблемы современной геополитической ситуации.
Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную иискусственную. Данное разделение имеет место уже в античности, например в философии Аристотеля, который отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание. В данном конкретном смысле естественное ассоциируется с природой (гео- и биосферой), а искусственное – с различными сферами деятельности человека и социальной организацией его жизни (социо-, антропо-, техносферой). В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т. д.) и естественные богатства как предметы труда (каменный уголь, газ, нефть, энергию ветра, пара и т.д.). Отношения человека с естественной средой обитания зависят как от природных условий, так и от уровня развития материального производства. Поскольку материальное производство – основная форма отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность – сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека или «вторая природа», «неорганическое тело цивилизации» согласно К. Марксу. В объем данного понятия включается все, что так или иначе произведено человеком: любые неорганические предметы, живые системы, произведенные путем селекции, генной инженерии и т.п.
Источник