40. Сознание. Сознание как философская проблема
Сознание — высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в осмысленном отражении действительности в виде идеальных образов, разумное регулировании поведения человека и его взаимоотношений с окружающей средой.
Сознание как категория философии традиционно рассматривается учеными. С точки зрения идеализма сознание трактуется как собственно человеческая форма психики, начало и условие бытия, материалисты рассматривают сознание как результат отражения человеком действительности, продукт приспособления к бытию.
Сознание как философская проблема. Особое место проблемы сознания в истории культуры и философии объясняется 2 обстоятельствами.
Во-первых, сознание — предельное понятие философии как таковой, о чем бы она ни была. Будь то философия природы, общества, права, науки, морали и т. д. Основным орудием и предпосылкой анализа в любом случае здесь будет являться и выступать так или иначе понимаемое сознание, открывающее философу возможность его личностной реализации. Не просто в виде достигнутой суммы знаний, а в виде именно реализованной мысли и способа бытия.
И второе обстоятельство состоит в том, что одновременно сознание — это весьма странное явление, которое есть и которое в то же время нельзя ухватить, представить как вещь. То есть о нем в принципе нельзя построить теорию. Ни в виде предельного философского понятия, ни в виде реального явления, описываемого психологическими и другими средствами, сознание не поддается теоретизации, объективированию. Поэтому в философии остается лишь одни способ рассуждения о подобного рода явлениях, т.е. опираться на уже существующие правила я представления, относящиеся к самому рассуждению о явлении.
Следовательно, всякий подход к философии как к уже реализованному сознанию неизбежно предполагает осторожность. Эта осторожность может быть либо продуктом уже существующей культуры, либо результатом нашего личного усилия, но в любом случае она необходима.
41. Дать анализ природных предпосылок сознания. Охарактеризовать отображение и эволюцию основных форм
Природные предпосылки сознания позволяют понять его естественно-историческое происхождение и его же место, предназначение в реальном мире земной жизни. Не проследив этих природно-общественных основ сознательной психики, мы обречены считать её сверхъестественным чудом, загадочным даром людям малопонятно откуда.. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Любое ощущение или чувство является частью сознания, так как обладает значением и смыслом.
Сознание не есть только знание или языковое мышление. С др. стороны нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
Ключевое понятие научной, материалистической психологии — отражение .Отpaжение кaк генетичеcкaя пpедпоcылкa cознaния
Отражение — всеобщие свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Основные свойства отражения:
а) в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка
б) воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих объектов.
а) отражение активно; б)оно всегда целенаправленно; в)оно может носить опережающий характер; г)оно несет функциональный характер.
а) оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично; б)упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или меньшими искажениями.
Формы отражения: Раздражимость – первичная форма саморегул. живой природы. Лежит в основе всех уровней. Здесь реакция орг-ма проявл. целиком за счет энергии самого организма. Чувствительность – более высокая форма. Проявл. простейшие рефлексы и ощущения псих формы отражения. Рефлекс – законом реакция орг-ма на внешнее раздражение (осущ-ся с задержкой). Нейрофизиол – орг-м активно исп-ет свою внутр программу, строит свое поведение. Психика – необх приспс-е животн. к среде и главный рез-т мозга.
Источник
Философские подходы к проблеме сознания
Сознание – это связанная с речью способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать действительность в чувственных или понятийно-логических образах.
Сознание – это высшая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми.
Сознание – состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях.
Сознание противопоставляется бессознательному в разных его вариантах (неосознаваемое, подсознание и т.д.).
Сознание – одно из центральных понятий классической западной философии. Из определенного понимания сознания исходили также науки о человеке (психология). Вместе с тем осмысление сознания было связано со значительными трудностями. В конце 19в. биолог Т.Гексли даже выразил мнение о том, что природа сознания в принципе не поддается научному исследованию. Многие психологи в 19-20 вв. (Вундт и др.) считали, что научно исследовать можно только отдельные явления сознания, что же касается его сущности, то она не может быть выражена, хотя сознание субъективно дано в переживании. Между тем философы пытались анализировать его природу и сформулировать следующие концепции сознания.
1. Концепция отождествления сознания со знанием: все, что мы знаем – сознание, и все, что осознаем – знание. Большинство представителей классической философии разделяли это представление, подкрепляя его ссылкой на этимологию слова: лат. название для сознания означает совместное знание. Правда, некоторые философы не соглашались с таким пониманием.
2. Ряд философов (феноменология – Бретано, Гуссерль, Сартр) в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а интенциальность, т.е. направленность на определенный предмет, объект. Таким признаком с этой точки зрения обладают все виды сознания: не только восприятия и мысли, но и представления, эмоции, желания, намерения, волевые импульсы. Согласно этой точке зрения, я не могу не знать ничего об объекте, но если я выделяю его посредством моей интенции, он становится объектом моего сознания. При таком подходе сознание – это не только совокупность интенций, но и их источник. При этом интенциальный объект сознания не обязательно должен существовать реально. Он может быть мнимым. Сознание может быть интенциально нацелено на физические предметы (реальные, мнимые), на идеальные предметы (числа, значения) или же на состояние самого сознания. В феноменологии по сути дела отождествляется психика и сознание, при этом не раскрывается суть сознания, его сущность.
3. Иногда сознание отождествляется с вниманием. Эта позиция разделяется рядом философов, но особенно популярна у некоторых психологов, пытающихся с точки зрения когнитивной науки истолковать сознание (то есть внимание при таком понимании) как некоторый фильтр на пути информации, перерабатываемой нервной системой.
4. Особую известность получило учение З.Фрейда. Он рассматривает психику человека как сложно организованную систему с тремя сферами: «Оно» (глубинный слой бессознательных влечений), «Я» (сфера социального, посредник между бессознательным и внешним миром), «сверх-Я» (социальность внутри сознания человека). Фрейд по существу редуцирует сознание к бессознательному. Здесь при верном фиксировании важной роли в поведении человека неосознаваемых явлений психики все же неправомерно принижается значение социальной составляющей сознания. Вместе с тем сознание находится в сложном взаимодействии с различными формами неосознанных, бессознательных актов, определяющих поведение личности. Некоторые из этих аспектов совершаются автоматически. В тех случаях, когда бессознательное вторгается в сознание, и последнее не способно противостоять ему, происходят различные психические расстройства.
Философские подходы к проблеме сознания
Одним из идеальных объектов является сознание. Проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.
В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:
1. Материализм, представители которого считают сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя.
2. Солипсизм, крайняя форма субъективного идеализма, признающая реально существующим лишь сознание познающего субъекта.
3. Объективный идеализм, признающий существование материи и сознания, но отдающий последнему первичную роль.
4. Бихевиоризм, разновидность материализма, представители которой считали тезис о наличии у человека сознания недоказуемым, поскольку сознание невозможно наблюдать непосредственно. Вследствие такой позиции они предлагали изучать только поведение человека. В своих радикальных.
С точки зрения материалистической концепции сознания, его основным свойством является отражение. Отражение по своей природе — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними. В отношении деятельности человеческого сознания, процесс отражения реализуется в ходе познания.
Основные традиции исследования сознания таковы:
— субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель): некий Суперразум – субстанция (основа и сущность) мира, человеческий разум – проявление Божественного или Мирового Суперразума;
— функциональная модель (Гоббс, Локк, Бюхнер, Рорти): сознание – функция нервной системы и мозга, чувства – источник сознания, оно само фильтр между впечатлениями и размышлениями;
— социокультурная парадигма (марксизм, символический интеракционизм, структурализм): сознание ‑ продукт общественных отношений, социальных взаимодействий, языка;
— экзистенциально-феноменологическая или интенциональная концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): сознание – то, что как будто направленно вовне нашего Я, но, на самом деле, свободно конструируется индивидуальным Я из смеси внешних и внутренних потоков ощущений, чувств и переживаний.
— психоаналитическая парадигма (фрейдизм и т.п.): сознание это Я, находящееся между подсознательным «Оно» и социальным «Сверх-Я», такое сознание формируется как продукт взаимодействия подсознательной психики с общественными сдержками и противовесами.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник